Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 13:06, курсовая работа
«Электронное правительство» - эти слова часто звучат и в новостях, и с высоких трибун, об этом проекте пишут в газетах, оптимисты ожидают от внедрения электронного правительства прихода светлого будущего, скептики – очередной волны нарастания коррупции. Многие понимают термин «электронное правительство» как власть компьютеров. Что же это такое на самом деле?
Сегодня существуют множество самых разных определений этого термина. Максимально коротко "электронное правительство" можно охарактеризовать как "автоматизацию процесса предоставления государственных услуг". Gartner Group под "электронным правительством" понимает непрерывную оптимизацию процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.
Введение
3
1.Электронное правительство
5
1.1.Что такое электронное правительство?
5
1.2.Технологии и методология создания электронного правительства
13
1.3.Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства
17
2.Основные тенденции развития электронного правительства в России
19
2.1.Электронное правительство в России
19
2.2.Городская целевая программа «Электронная Москва»
23
3.Основные тенденции развития электронного правительства в зарубежных странах
26
4.На пути к электронному правительству: опыт зарубежных стран
32
Заключение
38
Список использованных источников и литературы
Все компоненты электронного правительства сопровождаются полным пакетом проектной документации для инициализации работ (проектные планы, роли в проектной команде, оценки по трудозатратам на внедрение и поддержку, требование к сетевому и аппаратному обеспечению, план обучения для администраторов, проектного офиса оператора и т.д.) и методологической библиотекой, содержащей организационные процедуры и регламенты проектирования, внедрения, поддержки и развития электронного правительства.
Пользовательские интерфейсы всех компонентов электронного правительства переведены на русский язык. Российская команда внедрения и поддержки электронного правительства насчитывает более 100 сотрудников, обладающих богатым опытом разработки и поддержки комплексных информационных систем для органов исполнительной власти федерального и регионального уровня.
1.3 Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства
1) Обеспечение массового доступа к Интернету. Если в странах ЕС и США жители имеют доступ к Интернету в основном через домашние компьютеры, то основная масса белорусов пользуется Интернетом на работе, в школах, в Интернет-кафе. Поэтому, развивая и пропагандируя доступ граждан к порталам электронного правительства, следует учитывать данное обстоятельство.
2) Ограниченное финансирование. Республика Беларусь, как и многие другие страны не имеет тех финансовых ресурсов, которые вкладывают развитые страны в проекты по развитию электронного правительства. Поэтому при планировании бюджетных расходов на интернет-инфраструктуру органов госвласти мы должны концентрировать ресурсы для эффективного достижения практических результатов. Считается, что эффективные результаты дает улучшение взаимодействия посредством Интернет между малым и средним бизнесом и правительственными органами. Одна из составляющих такого взаимодействия – система электронных госзакупок и тендеров. Внедрение такой системы в Румынии дало экономию до 51,2 % от стоимости закупок. Поэтому белорусскую систему необходимо совершенствовать и развивать.
3) Политическая воля.
Электронное правительство
4) Качество административных
информационных систем. Виртуальное
взаимодействие органов власти
с обществом безусловно
5) Необходимость дополнительной мотивации для пользования Интернетом. Исследования, проведенные Всемирным банком в Эстонии, показывают, что даже развитая инфраструктура доступа к Интернету не гарантирует широкого обращения граждан к правительственной информации, к государственным услугам с помощью интернет-технологий, да, и в целом к продуктивному использованию Интернет возможностей. В настоящее время разработаны концепции «Интернет для каждого», включающие как основной элемент тренинги по использованию Интернета для различных целей.
2. Основные
тенденции развития
2.1. Электронное правительство в России
16 августа 2007 года правительством
России была утверждена
2008 год — разработка
и утверждение необходимых
2009—2010 годы — практическое внедрение
Определение электронного правительства, данное Правительством России:
Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются6:
• повышение качества и доступности, предоставляемых гражданам и организациям, государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
• повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
• повышение качества
административно-управленческих процессов;
совершенствование системы
Тем не менее, как вынужденно отмечается, интернетизация неумолима и неотвратима. Народы, которые попытаются ей противиться, станут ее жертвами. Они вылетят далеко за обочину информационного общества, чтобы выполнять для него самую черную работу7. Электронное правительство — неизбежность, признак современной культуры, высокой цивилизации. Жизни в новых условиях, в любом случае, придется учиться, перестраиваясь на ходу. Пройдут годы, качество отечественного чиновничества возрастет, и электронное правительство заработает в полную мощь. К этому времени будет достигнута и тотальная интернетизация общества.
Правительство подготовило план действий по развитию электронного правительства.
И в соответствии с этим планом был намечен ряд направлений работы. Первое – это развитие ведомственных систем информации, внутри ведомств, информационное обслуживание, информационно-справочные ведомственные системы. Второе – это межведомственный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие.
Третье – это создание
вертикально-интегрированной
По первому разделу работа находится в достаточно продвинутом состоянии: внутриведомственные системы, интернет-сайты существуют практически во всех ведомствах. Вопрос в том, что их нужно, конечно, развивать и дальше.
Разработан порядок информационно-справочной поддержки граждан и организаций по взаимодействию с органами исполнительной власти. Это уже общий порядок и общие требования к интернет-сайтам и информационному взаимодействию.
Второе. Сформирован перечень
нормативно-правовых актов, направленных
на регулирование вопросов оказания
государственных и
И определён перечень
государственных услуг, которые
требуют первоочередного
Первая стадия электронного документооборота, она создана и работает: уже в электронном виде направляются в ведомства, в министерства все документы из Правительства.
Вторая стадия – это,
собственно, уже электронное
Третий этап - построение такого системного проекта, который позволит свести всё воедино, связать, с тем чтобы можно было дальше уже действовать по наполнению контентом. Завершить технологический этап.
Четвёртое направление
связано с созданием единой вертикально
интегрированной
Раньше были созданы системы в рамках мониторинга нацпроектов, достаточно успешно была реализована эта система. Создана система в соответствии с указом Президента по эффективности деятельности региональных властей. Сегодня эта система также трансформирована в мониторинг антикризисных мероприятий. Такой доклад ежеквартально разрабатывается Минрегионом на той базе, которая была создана для мониторинга эффективности деятельности органов госвласти.
Здесь аккумулированы все
вопросы, связанные с рынком труда,
с деятельностью промышленности
Помимо этого в соответствии с концепцией-2020 приняты основные направления деятельности Правительства. И, собственно, основная деятельность Правительства ляжет в основу создания системного проекта в рамках ситуационного центра Правительства.
Помимо этого вся
эта систематизированная
Как считают скептики, первый вариант реализации проекта «электронное правительство» - это такая фикция, которую государственные умы придумали, чтобы доказать, что они действительно движутся к демократическому обществу (гражданскому обществу, какому угодно обществу), не прилагая никаких особенных усилий и почти не меняя ни свою структуру, ни привычки.
Вариант второй: электронное правительство - это такая концепция, которую государственные умы придумали, чтобы действительно продвинуться куда-то в направлении демократического общества (гражданского общества, какого угодно общества)8. Концепция российского электронного правительства, к примеру, слишком стройна, чтобы не относиться к ней с опаской. Впрочем, если опустить все явно декларативные заявления, сухой остаток все же не равен нулю. Вероятно, к 2010 году мы доберемся до подачи налоговой декларации через Интернет и к онлайновому голосованию на выборах (первое вероятнее). Получим распространение и легализацию электронного документооборота. Может быть, несколько ускорится процесс добывания информации из государственных структур. Никакое электронное правительство не превратит государственную машину в механизм хрустальной прозрачности, схема действия которого очевидна для любого гражданина - хотя бы общие принципы действия. Электронное правительство - не способ в интересах граждан обеспечить взаимодействие между гражданами и обществом, это всего лишь способ облегчить работу властным органам. Не исключено, конечно, что гражданам от внедрения в правительственные структуры технологических благ цивилизации тоже что-нибудь перепадет.
2.2. Городская целевая программа «Электронная Москва»
Городская целевая программа (ГЦП) «Электронная Москва» (на сайте www.el-mos.ru). Реализация программы привела к значительному сокращению бумажного оборота и ускорению получения необходимых документов. Уже сегодня при обращении в ДЭЗ или органы социального обеспечения за справками москвичи получают их отпечатанными на компьютере. Причем работники этих учреждений не набивают документы, а выводят на печать, обращаясь с запросом к соответствующей базе данных. Очень часто справка из одного ведомства необходима для предоставления в другое ведомство. Например, для получения заграничного паспорта нужна выписка из паспортного стола. При этом информация извлекается из одной базы данных, переводится в бумажную форму, после чего вносится в другую. Очевидно, что, с точки зрения информационных технологий, бумажный этап совершенно лишний. Более того, на этом этапе информация может быть вольно или невольно искажена. Вполне логичным выглядит решение, при котором бумажный этап исключается. Экономится не только наше с вами время, но и сокращаются затраты на бюрократический аппарат, а информация не искажается. Сокращение бумажного оборота в наибольшей степени должно облегчить жизнь обладателям всевозможных льгот (пенсионерам, инвалидам). Ведь от них часто требуется подтверждение основания для получения льгот. А если переходить к адресному распределению льгот, которое подразумевает их предоставление не группам, объединенным одним признаком, а персонально – без внедрения автоматизированных систем не обойтись.