Негосударственное
образовательное учреждение
среднего
профессионального образования
НОУ СПО
«Сибирский
казачий юридический колледж»
Курсовая работа
Дисциплина: "Теория государства
и права"
Тема: "Юридическая практика"
выполнила
студентка
1-го курса
группы
11-з
заочного
отделения
специальности
0201
«Правоведение»
Разумова
О.В.
Научный
руководитель:
Шагланова
А.Н.
Омск 2007
Содержание
Введение
I.Определение сущности права через различные
подходы к
правопониманию
I. Функции права
II. Структура юридической практики.
Определение и
характеристика видов и форм
юридической деятельности
III. Взаимодействие юридической науки
и практики
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Юридическая практика – это деятельность компетентных органов
и субъектов по изданию, толкованию и реализации
юридических предписаний, взятая в единстве
с накопленным социально-правовым опытом.
В этом определении
заключается очень большое многообразие
видов, подвидов, типов и форм юридической
практики и их взаимодействие между
собой. Юридическая деятельность представляет
собой сложнейшее социальное явление,
систему и многоаспектное понятие.
В связи
с этим, для проведения данного
исследования была поставлена цель, определён
объект, предмет, поставлены задачи и
намечены методы исследования.
Цель моей научной работы заключается в следующем: Рассмотреть
типы, формы и виды юридической практики
как системы, единого процесса, все стадии
которого направлены на единый результат
– регулирование общественных отношений.
Объект исследования: юридическая практика.
Предмет исследования: направленность нормативно-правовых
актов юридической практики на регулирование
общественных отношений.
Задачи:
- Изучить юридическую литературу и документы юридической практики.
- Подобрать материал, освещающий все стадии юридического делопроизводства.
Методы:
- Теоретический: анализ юридической литературы и документов юридической практики.
I. Определение сущности права через различные
подходы к
правопониманию
В отечественной
и зарубежной научной литературе
нет единого подхода к определению
понятия права, а тем более, однозначного
о нём представления. Спектр мнений
здесь весьма широк и разнообразен.
Приступая
к рассмотрению понимания сущности
права, следует заметить, что этот
вопрос является не только исходным, но
и в известной мере ключевым при изучении
всей правовой проблематике. Ибо, от того,
как понимается и как определяется право,
во многом зависит понимание и трактовка
всех иных, имеющих непосредственное отношение
к праву, вопросов.
Например,
придерживаясь узкого понимания
и соответствующей ему трактовки
права как системы норм, исходящих от
государства, мы, следуя логике, должны
будем соответствующим образом трактовать
и источники права, называя в качестве
таковых лишь те, которые содержат в себе
нормы права. Исходя же из более широкого
представления о праве как о феномене, складывающемся
не только из норм, но и из ряда других
компонентов, включая правовое сознание,
правовые отношения, правовые обыкновения,
правовые традиции и пр., в качестве
источников права должны будем рассматривать
гораздо более широкий круг правовых явлений.
Следует
обратить внимание также на то, что
право как явление и юридическая
категория имеет весьма сложный,
многоаспектный характер. В силу этого
его глубокое и разностороннее изучение
с неизбежностью предполагает не только
"чисто" юридический, правовой к нему
подход, но и рассмотрение его с позиций
социологии, политологии, психологии и
ряда других, имеющих к нему непосредственное
отношение, дисциплин. Право как многоаспектное,
комплексное явление может адекватно
изучаться только комплексным путём. При
рассмотрении сущности права важно учитывать
два аспекта:
- то, что любое право есть, прежде всего, регулятор (формальная сторона);
- то, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона).
Весьма
важным представляется также иметь
в виду, что право – это не
только статичное, но и динамичное явление.
Рассогласование
в понимании права зачастую обуславливается
различным представлением о степени
влияния традиционных идей естественного
права на современные теории права;
противоречивыми подходами авторов
– исследователей права – к
разрешению проблем соотношения
в его понятии и содержании
общечеловеческого и общенационального,
с одной стороны, и классового
– с другой.
В рамках классового подхода право определяется
как система гарантированных государством
юридических норм, выражающих возведённую
в закон государственную волю экономически
господствующего класса (здесь право используется
в узких целях как средство для обеспечения
главным образом интересов господствующего
класса).
В качестве примера сугубо классового
подхода к определению понятия
права можно сослаться на довольно
типичное определение, в соответствии
с которым право рассматривается
как "совокупность установленных
и охраняемых государством норм, выражающих
волю господствующего класса, содержание
которой определяется материальными условиями
жизни этого класса" [7, с.103]. Или на определение права
как на систему нормативно-обязатель-ного
регулирования поведения людей, "поддерживаемую государством
и выражающую материально обусловленную
волю господствующих классов (при социализме
– волю народа)" [там же].
Примером внеклассового или надклассового
подхода к определению права может
служить дефиниция, в соответствии с которой
оно рассматривается как система общеобязательных
правил поведения, которые устанавливаются
и охраняются государством, выражают общие
и индивидуальные интересы страны и выступают
регулятором общественных отношений [там
же].
Общесоциальный подход рассматривает
право как выражение компромисса между
классами, группами, различными социальными
слоями общества (здесь право используется
в широких целях как средство закрепления
и реального обеспечения прав человека
и гражданина, экономической свободы,
демократии и т.п.)
Наряду
с этими можно выделить и религиозный, и национальный,
и расовый, и иные подходы
к сущности права, в рамках которых соответственно
религиозные, национальные и расовые интересы
будут доминировать в законах и подзаконных
актах, правовых обычаях и нормативных
договорах.
Теория естественного
права (философский подход к праву) сформировалась
в период буржуазных революций XVII-XVIII вв.
Представителями данного подхода являются
Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев, Ж.-Ж. Руссо,
Ш.Л. Монтескье. Один из представителей,
И. Кант, для которого было свойственно
соединение теоретического (философского)
и практического начал, определял право
как "совокупность условий, при которых
произвол одного (лица) совместим с произволом
другого с точки зрения всеобщего закона
свободы" [9].
Философия
права получила своё развитие у Гегеля.
По Гегелю, право означает осуществление
свободы свободной воли или ещё
короче – "наличное бытие свободы"
[9].
Основной
постулат рассматриваемого направления
– вывод о существовании высших,
постоянно действующих, независимых
от государства норм и принципов,
олицетворяющих разум, справедливость,
объективный порядок ценностей,
мудрость Бога, не только являющихся директивами
для законодателя, но и действующих
непрямую. Оттенки мнений разнообразны,
но практика ориентируется на поиск
лучшего решения – справедливого
и разумного. Теология призывает молиться
Богу, светский вариант ориентирует на
природу вообще, природу человека, природу
вещей.
Основные
идеи естественно-правовой теории:
- Разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, т.к. не всякий закон содержит в себе право).
- Отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы).
- Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права приобретаются от рождения либо от Бога.
Достоинства:
- это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;
- в ней замечено, что законы могут быть неправовыми т.е. безнравственными, что они должны приводиться в соответствие с такими общечеловеческими ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;
- провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым "выбивает" теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Недостатки:
- такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) "уменьшает" его формально-юридические свойства, в результате чего теряется чёткий смысл законного и противозаконного;
- такое понимание связано не толь с правом, сколько с правосознанием (которое может быть разным
Историческая теория права сформировалась
в конце XVIII – начале XIX вв. Представители
данного подхода: Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта
и другие.
Основные
идеи:
- Право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьёму-то указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
- Право – это, прежде всего, правовые обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр "национального духа", глубин народного сознания и т.д.
- Представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, т.к. в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие его "естественные" права.
Достоинства:
- впервые обращено серьёзное внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учёта в правотворческом процессе;
- справедливо подчёркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
- верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных норм поведения.
Недостатки:
- данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеологически отживающего феодального строя;
- её представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.
Марксистская теория права сформировалась
в XIX-XX вв. Её представителями были: К. Маркс,
Ф. Энгельс, В.И. Ленин и другие.
Основные
идеи данного подхода:
- Право понимается как возведённая в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление.
- Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счёте определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках производственную власть.
- Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.
Достоинства:
- в связи с тем, что право понимается как закон (т.е. как формально определённый нормативный акт), чётко выделены критерии правомерного и противоправного;
- показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
- обращено внимание на тесную связь права с государством, которе устанавливает и обеспечивает его.
Недостатки:
- преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим, жизнь права ограничена историческими рамками классового общества;
- право слишком жёстко связано с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.