Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:47, курсовая работа
Предмет исследования: направленность нормативно-правовых актов юридической практики на регулирование общественных отношений. Задачи:
Изучить юридическую литературу и документы юридической практики.
Подобрать материал, освещающий все стадии юридического делопроизводства.
Методы: Теоретический: анализ юридической литературы и документов юридической практики.
Введение
I.Определение сущности права через различные подходы к
правопониманию
I. Функции права
II. Структура юридической практики. Определение и
характеристика видов и форм юридической деятельности
III. Взаимодействие юридической науки и практики
Заключение
Список использованной литературы
В системе функций права главенствующее, определяющее положение занимает регулятивная функция, которая выражается в регулировании сложившихся в обществе экономических, политических и иных отношений.
Особенности этой функции заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации общественных взаимосвязей.
В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статистическую и регулятивную динамическую.
Регулятивная статистическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путём их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд чётко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Эта функция отчётливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательном праве).
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путём оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
Характеристика регулятивной функции предполагает выяснение важнейших путей её осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всём регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.
Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:
С учётом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.
Другая собственно юридическая функция права – охранительная. Это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
Специфика охранительной функции состоит в следующем:
Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них – это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая – позитивная, т. к. направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе этих функции, но каждая по-своему, выполняет важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.
Приступая к рассмотрению социальных функций права, следует отметить, что проблема функций права возникла первоначально как проблема социальных функций права.
Классификация социальных функций в определённой степени условна, поскольку в действительности достаточно сложно провести чёткое разграничение правового воздействия на решение экономических, социальных, политических и идеологических (воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций могут проявляться в других функциях.
Экономическая функция как одна из важнейших социальных функций права имела большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право всегда выступало важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.
На основе правовых норм в экономике возникали урегулированные правом отношения. Важнейшей правовой формой таких отношений был и остаётся договор, в котором стороны имеют права и обязанности, и в котором они определяют условия наступления тех или иных правовых последствий (результата). Из договора чаще всего вытекают и определённые санкции для стороны, не выполняющей свои обязанности. Кроме того, правовые санкции устанавливаются за совершение в сфере экономики умышленных преступлений (мошенничество, вымогательство, хищение, уничтожение имущества, лжепредпринимательство, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг и т. д.).
Таким образом,
экономическая функция права
осуществляется как непосредственно
через регулирование
Политическая функция права заключается, прежде всего, в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и, особенно в регулировании национальных отношений.
Права и свободы человека – также важный объект политической функции права.
Идеологическая (воспитательная) функция права представляет собой результат способности права выражать идеологию определённых классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач данной функции является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.
В праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности предписания, в результат чего оно получает психологическую поддержку с момента издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании. В таких случаях воспитательная функция права не достигает своей цели.
В компенсационной функции права заключается весьма существенная особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости, поэтому эта функция очень тесно связана с восстановительной функцией. По этой причине в юридической литературе их часто отождествляют, хотя это не одно и то же. Различия между ними состоят, прежде всего, в формах, методах и правовых последствиях реализации.
Важную
роль в различии играют и правовые
основания этих направлений воздействия,
хотя они в отдельных случаях
имеют одну и ту же причину. Например,
в случаях незаконного
Различие
между этими функциями очень
часто просматривается в
Гражданский кодекс РФ, охраняя честь и достоинство граждан, обязывает виновную сторону именно возместить (компенсировать) моральный вред, причинённый потерпевшему, т. к. восстановить нарушенное право другими способами невозможно (например, за переживания лица в случаях распространения порочащих его сведений) (ст. 152) [2. с.185-186].
Конституция
РФ также предусматривает
Приведённые
примеры свидетельствуют о том,
что компенсационная функция
свойственна различным отраслям
права, она выполняет важную роль
в регулировании отношений
Восстановительная функция права занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия.
Нормы, направленные
на восстановление нарушенных прав и
свобод личности, содержатся как в
международно-правовых актах, так и
во многих внутригосударственных
Следует согласиться с определением восстановительной функции как относительно обособленного воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей, направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права.
Реализация
восстановительной функции (приведение
в первоначальное состояние) нередко
осуществляется в форме отмены незаконных
решений, восстановлении правового
статуса физического или
Ограничительная функция права связана с его назначением быть регулятором общественных отношений. А регулировать – значит предписывать варианты поведения, которые должны соответствовать интересам определённых социальных групп, классов, индивидов всего общества. Поэтому, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе складывались более разумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определённые ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым вседозволенность, анархию и произвол. Эти ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, в других правовых предписаниях.
Ограничительная функция, несмотря на, казалось бы, изначальный негативный характер, в конечном счёте даёт положительный социальный результат, поскольку благодаря этому качеству право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим инструментом правопорядка и реализации прав граждан.
Основными объектами экологической функции права являются земля, её недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, флора и фауна, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т. д. В целях её реализации принимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.
Появление данной функции связано с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну их основных проблем его существования. У права в данном случае своя ниша решения этой важной задачи - юридическое, рамочное воздействие на экологическую сферу.
Следует отметить, что Конституция РФ закрепила в качестве основного конституционного права граждан России их право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением (ст. 42) [1, с.13].
Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав. В юридической литературе в последние годы вполне обоснованно поднимается вопрос о наличии у права социальной функции в собственном (узком) смысле слова. Это связано постоянным расширением чисто социальной сферы общества и соответственно объём её правового регулирования увеличивается.
Важнейшими объектами социальной функции являются трудовые, пенсионные отношения, медицинское обеспечение граждан, сфера науки, образование, культуры, закрепления льгот для различных слоёв населения.
Информационная функция права. Право вбирает в себя, а затем выдаёт огромное количество информации о самых разнообразных явлениях общественной жизни. В нём содержится большое число научных дефиниций, юридических формул, исторических и жизненных сведений политических правовых оценок, правовых рекомендаций, запретов, дозволений и т. п. И в достоверности информации, содержащейся в нормативно-правовых актах, сомневаться не приходиться.
Право – это одно из важнейших средств социальной информации, которое использует государство для того, чтобы довести определённые сведения до всех субъектов права.
Правовая информация – это властная информация, посредством её выражается (и соответственно формулируется) определённое мировоззрение. Информационная функция является в известной мере подфункцией, элементом идеологической (воспитательной) функции. Информационная способность права является одним из существенных факторов, позволяющих относить его к элементам духовной жизни общества. Право, возникая, в первую очередь, как регулятор общественных отношений, одновременно начинает выполнять роль информатора их субъектов. Не имея изначальной предназначенности выполнять информационную функцию, право объективно, наряду со своими чисто юридическими задачами, приобретает и информационные качества.