Юридическая практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: направленность нормативно-правовых актов юридической практики на регулирование общественных отношений. Задачи:
Изучить юридическую литературу и документы юридической практики.
Подобрать материал, освещающий все стадии юридического делопроизводства.
Методы: Теоретический: анализ юридической литературы и документов юридической практики.

Содержание работы

Введение
I.Определение сущности права через различные подходы к
правопониманию
I. Функции права
II. Структура юридической практики. Определение и
характеристика видов и форм юридической деятельности
III. Взаимодействие юридической науки и практики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 75.66 Кб (Скачать файл)

Толкование  норм права – это деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.

Термин "толкование" употребляется в  трёх различных, хотя и не связанных  между собой смыслах:

  1. Уяснение смысла и содержания правовой нормы лицом её применяющим (толкование по способу).
  2. Принятие актов государственными органами и высказывания отдельных лиц с целью разъяснить содержание правовой нормы.
  3. Интерпретация, т.е. выяснение соотношения объёма толкуемой правовой нормы с объёмом (буквальным смыслом) её текста.

Следует подчеркнуть со всей определённостью, что толкование должно преследовать главную цель – служить законности. Оно может обеспечить достижение этой цели лишь в том случае, если оно будет складываться из совокупности таких способов, правил и приёмов, использование которых позволяет  установить действительное содержание норм права.

Правоконкретизирующий вид практики

Научное определение процесса конкретизации  в судебной деятельности методологически  должно опираться на философское  понимание конкретного и процесса конкретизации.

Определяя понятие конкретного, К. Маркс писал: "Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного". "Бесконечная сумма общих понятий, законов... даёт конкретное в его полноте", - указывал В.И.Ленин [12, с.17].

Следовательно, процесс конкретизации – это  процесс выработки положений, определений, понятий, их сочетание и суммирование, которое только и даёт "конкретное в его полноте". Учёт и определение  конкретных сторон случая, который  надо подвести под закон, и ведёт  к процессу конкретизации.

Конкретизация норм права – мыслительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в "привязке" правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламентации общественных отношений, в результате чего создаётся новая норма права (меньше конкретизируемой по объёму, но шире по содержанию).

Процесс применения закона зачастую нуждается  в более глубоком его истолковании, чем только разъяснение его содержания. Этого требует сама природа закона как общего (абстрактного) правила, которое в процессе его применения должно регулировать многообразные  индивидуализированные отношения. Они могут быть подведены под  действие закона лишь в процессе конкретизации  и детализации его содержания. Т.е. норма права должна быть опосредована другими нормами, являющимися также  общими правилами, но более детализированного  порядка.

Правосистематизирующий вид практики

Под систематизацией нормативно-правовых актов (именуется ещё как систематизация законодательства) следует понимать деятельность, направленную на упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную и внутренне согласованную систему.

На практике ещё в условиях СССР, а теперь и в Российской Федерации сложились  и являются традиционными три основных направления систематизации нормативно-правовых актов – это кодификация, инкорпорация и консолидация нормативно-правового материала.

Каждый  из этих видов систематизации имеет  свои особенности, но все они преследуют единые цели – устранение противоречий между различными нормативно-правовыми  актами, отмены и устранение устаревших и уже отживших себя правовых норм и приведение нормативно-правового  регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование государства.

Кодификация – это форма систематизации действующего нормативно-правового материала путём его глубокой и всесторонней переработки и объединения в новый, единый логически цельный нормативно-правовой акт сводного характера.

В Российском праве существуют несколько видов  кодификации:

Основы законодательства – нормативный правовой акт, содержащий базовые положения определённый отрасли.

Кодекс – нормативный правовой акт, регулирующий определённую сферу общественной жизни (ГК, УК, ТК, КоАП и др.).

Уставы (положения) – нормативно-правовые акты сводного характера, издаваемые как законодательными, так и иными законотворческими органами: президентом, правительством, различными министерствами и ведомствами.

Инкорпорация – это способ группировки нормативно-правовых актов в сборники или собрания в определённом порядке без изменения их внутреннего содержания.

Она бывает официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами (при Президенте и Правительстве РФ), например, Собрание законодательства РФ.

Неофициальная инкорпорация проводится организациями, отдельными гражданами по их инициативе. Она обслуживает потребности учреждений, организаций, специалистов в правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, геологов, учителей, работников правоохранительных органов.

Консолидация – это форма объединения нескольких нормативных правовых актов в единый сводный правовой акт. Она содержит в себе признаки и кодификации, и инкорпорации. При этом нормы права, включённые в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия. В результате консолидации создаются сборники законодательства.

Контрольный вид юридической практики

Важную  роль в достижении целей, поставленных перед органами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, т.е. надзор.

Известно, что контроль – атрибут административной власти, одна из важнейших её функций. Он  включает наблюдение за законностью  и целесообразностью деятельности, оценку её с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций.

Надзор  – это ограниченный, суженый контроль. В России в наше время существуют три типа надзора: судебный, прокурорский и административный.

Прокурорский надзор – это самостоятельный, специфический вид деятельности государственных федеральных органов  прокуратуры, осуществляемая от имени  Российской Федерации и состоящая  в проверке точности соблюдения Конституции  РФ и исполнения законов, действующих  на её территории. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

В прокурорском надзоре заключается важнейшая  функция прокуратуры.

Главной целью прокурорского надзора  является обеспечение законности в  стране. Цели прокурорского надзора  определяются статусом прокуратуры, её местом и ролью в государстве. В конечном счете, они определяются Конституцией РФ, Законом о Прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее чётко цели прокуратуры определены в ст.1 Закона о Прокуратуре. П.2 этой ст. определяет, что целями прокуратуры  является:

  1. обеспечение верховенства закона;
  2. обеспечение единства и укрепления законности;
  3. обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;
  4. обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности перечислены там же. Ими являются:

  1. прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей);
  2. уголовное преследование;
  3. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Судебный контроль. Судебная власть занимает особое место в системе государственного устройства. Основной функцией судебных органов является осуществление правосудия. Вместе с тем они призваны осуществлять правовой, судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти по отношению к гражданам и всех субъектов общественной жизни.

Судебный  контроль – это:

  1. регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность, сущность которой составляет контроль (проверка и оценка) законности и обоснованности действий и решений публичных процессуальных органов, ограничивающий конституционные права личности;
  2. деятельность, всецело направленная на (урегулирование) разрешение социально-правового спора (конфликта) сторон по существу;
  3. целью судебного контроля является судебная защита (обеспечение) конституционных права и свобод личности;
  4. результатом является вынесение общеобязательного, обеспеченного принудительной силой государства судебного акта (акта правосудия), призванного к правовому разрешению спора.

Административный надзор – самый большой по объёму и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих.

Главной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдение правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т.д.), уменьшения тяжести их последствий.

Административный  надзор всегда специализирован, направлен  на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.).

В нашей  стране административный надзор подразделяется на:

  1. Государственный надзор за безопасностью правил дорожного движения.
  2. Государственный санитарно-эпидемиологический контроль.
  3. Государственный пожарный надзор   и др.

Следственный вид практики

В Российской Федерации до рассмотрения уголовных  дел в суде производится их предварительное  расследование, т.е. основной формой следственного вида практики является предварительное следствие. Оно в соответствии с уголовно-процессуальным законом представляет собой правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений, изобличение и привлечение виновных к уголовной ответственности.

Эта деятельность в итоге является основой для  последующей судебной деятельности по рассмотрению и разрешению уголовных  дел, поскольку в процессе судебного  разбирательства суд при исследовании доказательств использует данные, полученные в ходе предварительного расследования.

Можно сказать, что следственная практика заключается  в прокурорском надзоре, т.к. предварительное  следствие производят следователи  прокуратуры, а также следователи  органов Федеральной службы безопасности, следователи следственных подразделений  при органах внутренних дел и  следователи Федеральной службы налоговой полиции.

Как и  у всякого глобального социального  явления, многоаспектной системы, структура юридической практики довольно сложна. В ней прослеживаются множество связей. Кроме того, структура юридической деятельности взаимопроникаемая, т.е. один вид практики может перекликаться с другими подразделениями юридической системы.

 

 

 

III.  Взаимодействие юридической науки и практики

 

Активной  силой в процессе восприятия законодательством  данных практики является юридическая  наука. Достаточно развитая юридическая  наука – это и "отборочный пункт", и объединяющий фактор, и формирующее  средство при восприятии законодательством  данных практики.

Теоретические знания не только играют информационную и прикладную роль, но и обеспечивают окончательную "отработку" положений  практики, формулирование их в качестве юридических норм, введение в единую правовую систему. Здесь наблюдается  интересная закономерность: чем ниже ступень объективизации юридической  практики, тем незаменимей и ответственней  роль науки в своевременности, полноте  и точности учёта потребностей и  нужд практики.

Юридическая практика – это деятельность компетентных органов и субъектов по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Юридическая наука – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, и различные аспекты правоприменительной деятельности.

В современном  виде она дифференцирована на ряд  отраслей:

  1. Наука гражданского права.
  2. Наука уголовного права.
  3. Теория государства и права,
  4. История права и правовых учений.

Прикладными юридической науки являются:

а)  судебная медицина;

б)  судебная психиатрия;

в)  криминалистика;

г)  криминология;

  д)  юридическая психология                 и т.д.

Функционирование  юридической практики невозможно без  наличия юридической науки, потому как любая практика, в том числе  и юридическая, основывается на теоретических  знаниях. Юридическая наука изучает  право в самом широком смысле, как социальное явление, призванное регулировать общественные отношения, накапливает юридические знания с древнейших времён. Юридическая  практика реализует, применяет эти  знания в настоящем времени, "подгоняя" их под требования и нужды современного общества.

Информация о работе Юридическая практика