Юридический механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 08:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования принципа единства прав и обязанностей имеет помимо прочего важнейший нравственный аспект. Эталоны поведения, сформулированные в виде прав и обязанностей, — это ценности, в которых выражены господствующие в обществе представления о должном, необходимом, целесообразном, справедливом.
Основная цель настоящей работы заключается в системном анализе единства прав и обязанностей как универсального начала (всеобщего принципа) права Российской Федерации.
Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРАВ,СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА…………………………....5
1.1 Основные права и свободы человека и гражданина РФ……………….....5
1.2 Конституционные обязанности граждан РФ…………………………...…9
1.3Гарантии осуществления и защиты прав и свобод……………………….11
ГЛАВА II. ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. ЕДИНСТВО ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ…………………………………………..…....13
2.1. Защита конституционных прав и свобод граждан в РФ………………….13
2.2. Органы, участвующие в реализации юридических гарантий прав, свобод и обязанностей человека и гражданина………………………………………..17
2.3. Единство прав и обязанностей личности………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………....28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………….…31

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 53.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.2. Конституционные  обязанности граждан

 

       Следует  отметить, что правам и свободам  человека и гражданина в Конституции  РФ, комментариях и специальной  литературе уделяется большое  внимание, однако этого нельзя  сказать об основных обязанностях. В Конституции содержатся лишь  пять статей, посвященных обязанностям. В литературе же имеются лишь  отдельные статьи, в которых они  анализируются, тем не менее,  роли обязанности в законодательстве  РФ отводится достаточно большое  значение. Отсутствие в литературе  полновесного анализа понятия  обязанностей вовсе не означает  недооценки их роли в правовом  регулировании жизни российского  общества.

         Конституционные обязанности личности  – лишь небольшая часть всех  тех обязанностей, которые закон  возлагает на нее. Они отличаются  от прочих обязанностей граждан  рядом особенностей, и все же  можно говорить о едином понятии  юридической обязанности независимо  от того, в каком нормативном  акте она записана.

         Итак, выделим следующие обязанности,  закрепленные за гражданами Конституцией  РФ:

   1. Обязанность соблюдать  Конституцию РФ и законы РФ. Это универсальная обязанность  любого лица, находящегося на  территории РФ.

   2. Обязанность платить  законно установленные налоги  и сборы.

   3. Обязанность сохранять  природу и окружающую среду,  бережно относится к природным  богатствам.

   4. Долгом и обязанность  гражданина РФ по защите своего  Отечества.

   5. Обязанность родителей  заботится о детях, и обязанность  совершеннолетних детей заботиться  за престарелыми родителями.

   6. Обязанность получить  общее среднее образование.

   7. Обязанность беречь  историческое и культурное наследие.

   8. Иногда выделяют  такую обязанность, как обязанность  своими действиями не нарушать  права и свободы других субъектов.

         Правовой статус личности характеризуется  не только правами и свободами,  но и обязанностями. Эти обязанности  затрагивают многообразные сферы  отношений, в которых субъектом  выступает человек.

      Обязанности  различны по своей природе.  Одни из них вытекают из  принадлежности лица к гражданству  государства, другие – не связаны  с таким статусом и возлагаются  на каждого. Обязанности может  порождать членство лица в  местном сообществе или в различного  рода объединениях (политических, экономических,  по интересам и так далее). Широкий  круг обязанностей формируется  в связи с обладанием лица  определенным статусом – рабочего, служащего, учащегося, собственника  имущества, обвиняемого или свидетеля.

       Конституционно-правовое  регулирование в целом тоже  связано с закреплением обязанностей  лица. Но в отличие от других  отраслей конституционное право  выполняет здесь двоякую роль. Подобно всем отраслям права,  оно закрепляет круг обязанностей  лица как субъекта конституционно-правовых  отношений – обязанности лица  как избирателя, как депутата, как  члена различных органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, как обладателя  многих других конституционно-правовых          статусов.

      Вместе  с тем конституционное право  выполняет в закреплении обязанностей  человека и гражданина и специфическую  роль. Оно закрепляет основные  обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного  правового статуса лица, 3) закрепляются  на высшем, конституционно уровне. К таким обязанностям отнесены  те, осуществление которых обеспечивает  нормальное функционирование самого  государства, а тем самым и  жизнедеятельность общества.

         Из-за небольшого количества обязанностей  в Конституции РФ, их сложно  вставить в какую либо систему  и проследить их подчиненность.  Четко прослеживается связь обязанностей  с конституционными правами и  свободами; в некоторых вопросах  их рассмотрение невозможно без  рассмотрения последних. Обязанности  составляют очень важную часть  правового статуса человека, без  них невозможно представить современное  правовое общество. Есть предложение  по выдвижению обязанностей в  отдельный правовой институт, отдельной  главы в Конституции.

 

1.3. Гарантии осуществления  и защиты прав и свобод

 

      Конституционные  гарантии основных прав и свобод  человека и гражданина в Российской  Федерации – это раздел Конституции,  который имеет особое значение  – ведь Конституция, как Закон,  имеющий высшую юридическую силу  и прямое действие должна реально  регулировать общественные отношения  и оказывать непосредственное  воздействие на всю систему  органов государственной власти. Таким образом, одним из  принципов,  на которых основывается провозглашение  Конституцией прав и свобод  является гарантированность –  как общих начал, так и конкретных  прав и свобод в отдельности.  Российская Федерация, претендуя  на звание демократического и  правового государства, стремится  к осуществлению всех возможных  гарантий по осуществлению прав  и свобод. Представительная ветвь  власти –  Федеральное Собрание, будучи законодательным органом,  претворяет в жизнь инициативу  по принятию законов, соответствующих  конституционным принципам, создает  юридические механизмы обеспечения  реального осуществления прав  и свобод. Государственная Дума  назначает на должность и освобождает  от должности Уполномоченного  по правам человека Российской  Федерации в соответствии  с  федеральным конституционным законом  «Об уполномоченном по правам  человека в Российской Федерации»  от 25 декабря 1996 года. «Должность  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации учреждается  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации в целях  обеспечения  гарантий государственной  защиты прав и свобод граждан,  их соблюдения и уважения государственными  органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в своих действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам,  руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

         «Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции  Российской Федерации, прав и  свобод человека и гражданина…» -  статья, которая определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и свобод:  реализации, как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в целом, отдельных групп населения. При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.

     Защита прав  и свобод человека и гражданина  – задача судебной власти в  Российской Федерации. Эта задача  стоит перед прокуратурой, в компетенцию  которой входит рассмотрение  обращений о нарушении права;  перед судом, который в правовом  государстве должен выступать  гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством  является  Конституционный суд, принимающий  жалобы граждан по фактам нарушения  прав и свобод, создана Комиссия  по правам человека при президенте  РФ.

         Говоря о гарантиях соблюдения  прав и свобод человека и  гражданина, нельзя не упомянуть  положение конституции, в соответствии  с которым сам человек может  выступать защитником своих прав  и свобод всеми способами, не  запрещенными законом, обжаловать  действия нарушающие права в  суд, обращаться в международные  органы.

        Завершая  анализ прав свобод и обязанностей  граждан РФ В Конституции РФ 1993 года можно сделать вывод,  что в целом конституционное  регулирование правового статуса  личности соответствует современным  мировым стандартам. Однако при  этом следует помнить, что   все же необходима работа по  наполнению абстрактных норм  Конституции более конкретным  законодательным содержанием. Пока  эта работа не будет сделана,  ряд важнейших положений новой  Конституции вообще не может  вступить в силу. Наконец, как  свидетельствует мировой опыт, потребуется  достаточно времени, чтобы судебная  практика “достроила” тот мостик, который свяжет высокие принципы  Конституции с обыденными явлениями  повседневной жизни.

 

 

 

 

 

Глава II. Юридический  механизм реализации основных прав,    свобод и обязанностей человека и  гражданина. Единство прав и обязанностей личности.

 

2.1. Защита конституционных  прав и свобод граждан в    Российской Федерации.

 

      Система  обеспечения конституционных прав  и свобод граждан в современной  России является еще очень  несовершенной.

      К причинам  такого положения относятся как  различные организационные формы  государственно-правового механизма  охраны основных прав и свобод  в разных регионах страны, так  и темпы совершенствования продвижения  вперед к конституционной модели  устройства. Общим принципом деятельности  для всей системы органов государственной  власти является конституционное  положение о признании, соблюдении  и защите прав и свобод граждан.  В соответствии со ст. 72 Конституции  РФ, защита прав и свобод человека  и гражданина является предметом  совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации.

      При осуществлении  этой важнейшей функции государства  необходимо также учитывать провозглашенные  в ст. 5 Конституции РФ принципы  единства системы государственной  власти, а также разграничения  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации.  Однако создание подлинно единой  системы органов государственной  власти России, обеспечивающей охрану  и защиту основных прав и  свобод личности на надлежащем  уровне, осуществляется весьма неравномерно  в разных регионах, на разных  уровнях, в разных ведомствах.

      Особенность  состояния важнейшего института  демократии сегодня заключается  в том, что задача государственных  органов по обеспечению охраны  и защиты основных прав и  свобод человека и гражданина  неоправданно сужается или подменяется.  Подчас в первоочередном порядке  осуществляется охрана и защита  прав чиновников государственного  аппарата, а не всего населения,  как это должно быть. В итоге  оказались исчерпанными все ресурсы  доверия граждан к государству.  Массы отчуждаются от государственных  структур. Как справедливо отмечает  В.В.Лазарев, отчуждение государственных органов можно охарактеризовать, как неприятие идущих от общества ценностей жить по справедливости, поскольку последняя сплошь и рядом рушится, а также - идущих сверху - жить по закону, поскольку по нему живут все меньше и меньше. Это отчуждение в большой степени означает поклонение теневым ценностям.

      Наличие  правовых норм, закрепляющих возможность  гражданина России беспрепятственно  пользоваться конституционными  правами и свободами, вовсе  не означает, что каждому автоматически  гарантируется их реализация  или охрана и защита, ибо от  принятия закона до его исполнения - дистанция огромного размера. Требуется не только провозглашение в конституции права личности, но и его материализация - действительное получение ею того блага, которое составляет содержание данного права. Л.С. Явич писал, что право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях, и что нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества.

      В юридической  литературе реализация прав и  свобод граждан рассматривается  как регламентированный правовыми  нормами процесс, обеспечивающий  каждому гражданину те материальные  и духовные блага, которые лежат  в основе принадлежащих ему  субъективных прав, а также защиту  этих прав от любых посягательств.  Как конечный результат она  означает достижение полного  соответствия между требованиями  норм совершить определенные  поступки или воздержаться от  их совершения и суммой фактически  последовавших действий.

      Вопрос  о структуре механизма реализации  прав граждан в юридической  науке остается дискуссионным.  Иногда называют три составные  части этого механизма:

   1. механизм обеспечения,  являющийся предпосылкой осуществления  прав граждан;

   2. механизм непосредственной  реализации – т.е. фактического  претворения этих прав в жизнь;

   3. механизм защиты, вступающий в действие при  нарушении прав и направленный  на их восстановление.

      Я полагаю,  что не стоит называть механизм  обеспечения предпосылкой осуществления  прав и разделять механизм  реализации на составные части,  потому что и обеспечение, и защита прав выступают как постоянно сопровождающие его действие процессы.

      В структуре  механизма реализации прав граждан  выделяются два основных элемента:

1) осуществление, или непосредственная  реализация права;

2) обеспечение (гарантирование) непосредственной реализации права.

      Особенность  реализации конституционных прав  и свобод заключается в том,  что субъект постоянно пользуется  правами и свободами (например, жизнью, здоровьем, свободой), то  есть благами, неотъемлемыми от  него. Ему, как правило, не надо  предпринимать активных усилий  по достижению результатов, предусмотренных  конституционными правами, поскольку  их осуществление выражается  в определенном фактическом состоянии  субъекта, который непрерывно пользуется  благами в виде прав и свобод  и при этом само это пользование  прямо не связано с действием  или бездействием. Исключение составляют  лишь те случаи, когда гражданин  вынужден прибегать к защите (например, необходимой обороне). Но в целом  его конституционные права и  свободы обеспечиваются специальной  деятельностью государства, направленной  на охрану и защиту его благ.

Информация о работе Юридический механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей человека