Охрана
и защита государством конституционных
прав и свобод граждан от
противоправных посягательств являются
стадиями в процессе их реализации.
Именно в этом и состоит
специфика реализации прав и
свобод.
Надо подчеркнуть,
что только государство и его
органы обладают таким правом,
государственно-властными полномочиями,
силами и средствами по осуществлению
в масштабах всей страны, на
территории всего государства
мер по охране и защите конституционных
прав и свобод. Практически у
любой общественной организации
или формирования, массового правозащитного
движения отсутствуют необходимые
полномочия, силы и средства для
того, чтобы обеспечить полноценную
охрану и защиту даже конституционных
прав и свобод человека и
гражданина.
Несмотря
на многообразие видов обеспечения
(охраны и защиты) основных прав
и свобод граждан, необходимо
говорить об общих принципах,
целях, задачах его осуществления,
характерных для всех сфер
правообеспечительной деятельности
и всех органов, ее осуществляющих.
С точки
зрения обеспечения (охраны и
защиты) не только конституционных,
но и иных прав и свобод
граждан, как справедливо отмечает
Ю.А.Тихомиров, можно говорить о складывающейся
отрасли права прав человека и гражданина,
то есть такой комплексной отрасли права,
которая как бы аккумулирует в своем составе
весь комплекс правовых средств, направленных
на охрану, обеспечение действия прав
и свобод человека и гражданина. Необходимо
учитывать, что включение правовых норм
этой новой отрасли права в правовые акты
различных отраслей права становится
все более распространенным.
Это объясняется
и расширением сферы конституционного
регулирования, которое способствовало
максимально полному и последовательному
закреплению в рамках Конституции
РФ целого комплекса прав и
свобод человека и гражданина,
отвечающего всем существующим
мировым стандартам в данной
области.
2.2. Органы, участвующие
в реализации юридических гарантий
прав, свобод и обязанностей человека
и гражданина.
Проблема
защиты прав и свобод человека
и гражданина не теряет своей
актуальности, несмотря на большое
количество теоретических работ,
выполненных за прошедшие два
десятилетия. Приходится констатировать,
что нарушения прав человека
весьма распространены в современной
России. Особенно это касается
отдельных категорий российских
граждан, которые в силу объективных
и субъективных причин не всегда
могут самостоятельно защитить
свои права.
Механизмы
защиты прав человека – это
сложное системное образование,
в основе которого лежат определенные
способы обеспечения прав и
свобод человека. В каждом государстве
действуют национальные механизмы
обеспечения прав человека. Набор
таких механизмов не одинаков
и в разных государствах может
отличаться по форме и содержанию.
Тем не менее, можно выделить
целый ряд внутригосударственных
механизмов, в задачу которых
входит гарантия соблюдения прав
человека, или же они хотя бы
располагают таким потенциалом. Механизмы
защиты прав человека – это не только
средства защиты, но и условия, при которых
существует возможность эффективно защищать
права и свободы человека.
Традиционно
механизмы защиты прав и свобод
человека подразделяют на судебные
и внесудебные. В европейской
правовой культуре приоритет
в защите прав и свобод человека
принадлежит судебной защите. В
соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции
Российской Федерации: "Каждому
гарантируется судебная защита его
прав и свобод". Судебный механизм защиты
прав и свобод представлен судебной системой
РФ, включающей в себя федеральные суды,
конституционные (уставные) суды и мировые
суды субъектов Российской Федерации.
В исключительном
случае, если внутренние судебные
механизмы не обеспечивают должной
защиты прав человека, имеется
возможность обратиться к международным
механизмам: Комитету по правам
человека ООН и Европейскому
суду по правам человека. Однако
существенным недостатком механизма
международной судебной защиты
является то, что прибегнуть к
ней достаточно сложно. Необходимо
исчерпать все средства внутригосударственной
защиты. А надзорное производство
по уголовно-процессуальному законодательству
выстроено так, что фактически
перекрывает доступ осужденных российских
граждан в Европейский суд по правам человека.
Кроме того, стоит отметить, что от момента
обращения в Европейский суд, до рассмотрения
им дела проходит много времени.
Основной
объем работы по защите прав
человека приходится на суды
общей юрисдикции. Кроме того, важная
роль в обеспечении прав человека
отводится Конституционному суду
РФ, действующему в целях защиты
основ конституционного строя,
основных прав и свобод человека
и гражданина. Конституционный суд
разрешает дела о соответствии
Конституции Российской Федерации
федеральных законов и других
нормативно-правовых актов. Кроме
того, в соответствии с ч.3 ст. 3.
ФКЗ "О Конституционном суде
Российской Федерации", Конституционный
суд по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов
проверяет конституционность закона,
примененного или подлежащего
применению в конкретном деле. Решения
Конституционного суда окончательны,
обязательны для всех органов власти РФ
и не полежат обжалованию. По сути, они
носят прецедентный характер.
Однако
использование только судебных
механизмов защиты прав человека
недостаточно и не позволяет
гарантировать защиту прав и
свобод человека. Это связано
с рядом причин, как объективного,
так и субъективного характера.
Российские суды зачастую работают
с перегрузкой, нередко гражданин
не может получить квалифицированную
юридическую помощь по ведению
дела в суде. У российских граждан
до сих пор наблюдается низкий
уровень доверия к судам, принципиальное
нежелание связываться с судебной
системой.
Внесудебные
механизмы защиты прав человека
должны, или предоставлять альтернативные
суду способы разрешения конфликтов
и защиты прав человека, или
выступать в качестве средства,
по сути дополняющего судебные
механизмы.
Внесудебная
защита прав и свобод человека
– это не противоречащая законодательству
деятельность по обеспечению
защиты прав и свобод человека
без участия судебных органов.
Если использование судебных
механизмов предусматривает соответственно
обязательный судебный порядок
защиты прав человека, то при
использовании внесудебных механизмов
возможно разрешение споров, восстановление
нарушенного права без судебного
разбирательства. В тоже время,
внесудебные механизмы могут
предшествовать судебным, например,
на стадии подготовки заявления
в суд. Использование внесудебных механизмов
позволяет предотвратить нарушение прав
человека, в первую очередь через такие
институты как прокурорский надзор и гражданский
контроль.
Можно выделить
государственные и негосударственные
институты, призванные защищать
права человека. К государственным
механизмам защиты прав человека
можно отнести институт Уполномоченного
по правам человека, институт
региональных уполномоченных, органы
прокуратуры, механизм обжалования
действий должностных лиц и
органов власти.
Органы
прокуратуры представляют собой
единую федеральную централизованную
систему Российской Федерации,
осуществляющую надзор за соблюдением
Конституции РФ и исполнением
законов, действующих на ее
территории, а также осуществляющую
уголовное преследование и координацию
деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью.
Обеспечение защиты прав и
свобод человека гражданина –
одна из непосредственных целей
деятельности органов прокуратуры,
а одним из основных средств
достижения данной цели является
прокурорский надзор. Формально,
исходя из Конституции РФ, прокуратуру
можно отнести к судебной ветви
власти, однако фактически она
не относится ни к одной
из ветвей.
В соответствии
с ч.2 ст. 1 Федерального закона "О
прокуратуре Российской Федерации"
прокуратура осуществляет свои
надзорные и иные функции в
целях "обеспечения верховенства
закона, единства и укрепления
законности, защиты прав и свобод
человека и гражданина.". Все
направления деятельности органов прокуратуры
без исключения напрямую замыкаются на
положения статьи второй Конституции
РФ, провозглашающей человека, его права
и свободы высшей ценностью, а их признание,
соблюдение и защиту – обязанностью государства.
Прокуратура
осуществляет надзор за соблюдением
прав и свобод человека и
гражданина федеральными министерствами
и ведомствами представительными
(законодательными) и исполнительными
органами субъектов РФ, органами
местного самоуправления и руководителями
коммерческих и некоммерческих
организаций. Так называемый общий
надзор прокуратура осуществляет
в отношении органов исполнительной
власти, контролируя соблюдение
ими конституции и действующих
законов. Подобных полномочий
нет ни у одного другого
механизма защиты прав человека.
Поэтому, несмотря на развитие
иных демократических институтов,
прокурорский надзор является неотъемлемой
частью системы государственно-правовой
защиты граждан.
Институт
Уполномоченного по правам человека
возник первоначально в Швеции.
За последние тридцать лет
он получил распространение во
всем мире и известен как
институт омбудсмена. По традиции
омбудсмен концентрирует свою
деятельность на защите прав
человека. Роль Уполномоченного
в государственном механизме
состоит в том, чтобы контролировать
баланс между законодательной,
исполнительной, судебной ветвями
власти и гражданином. Институт
Уполномоченного по правам человека
является важным рабочим инструментом
правового государства, выступает
в качестве беспрепятственного
посредника между пострадавшим
гражданином и государством.
Должность
Уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации учреждена
Федеральным Конституционным законом
"Об Уполномоченном по правам
человека" от 26 февраля 1997 г. в
целях обеспечения гарантий государственной
защиты прав и свобод граждан,
их соблюдения и уважения государственными
органами, органами местного самоуправления,
должностными лицами и государственными
служащими. При осуществлении
своих полномочий Уполномоченный
независим и неподотчетен каким-либо
государственным органам и должностным
лицам. Деятельность Уполномоченного
дополняет существующие средства
защиты прав и свобод граждан,
не отменяет и не влечет
пересмотра компетенции государственных
органов, обеспечивающих защиту
и восстановление нарушенных прав и
свобод. Уполномоченный не выносит судебных
решений, это самостоятельный государственный
орган, связанный с парламентом и назначаемый
специально для рассмотрения жалоб граждан
по поводу незаконных решений, принятых
по их делам государственными органами
или судебными инстанциями.
Кроме федерального
уполномоченного, в ряде субъектов
действуют и региональные уполномоченные.
В отличие
от государственных механизмов,
негосударственные механизмы создаются
по инициативе граждан и их
объединений. Это в первую очередь
различные неправительственные,
или некоммерческие организации.
Первоначально термин "неправительственные
организации" (НПО) применялся
только по отношению к организациям
и объединениям, действующим на
международном уровне. С увеличением
числа групп граждан, действующих
по всему миру в столь различных областях,
как права человека, проблемы развития,
сохранения мира, окружающей среды, равенства
и др., термин НПО приобрел более широкое
значение. Термин стал обозначать национальные,
региональные и международные организации,
работающие по различным проблемам. Неправительственные
организации непосредственно занимающиеся
защитой прав и свобод человека - называют
правозащитными. Именно они являются основным
негосударственным внесудебным механизмом
защиты прав человека.
Правозащитные
организации - это важная часть
гражданского общества. Они способны
оказать помощь, когда государственные
органы не справляются со своими
функциями или отказываются от
их выполнения. Правозащитные организации
пытаются заставить государство
выполнять те обязательства в
сфере прав человека, которое
оно возложило на себя, и обеспечить
эффективное функционирование механизмов
защиты этих прав. Их деятельность
позволяет предотвратить многие
нарушения, способствует прозрачности
и доступности органов власти,
укреплению принципов законности
и гуманизма в их работе. В
своей деятельности правозащитные
организации опираются на международные
нормы и принципы прав человека,
а также, на нормы Конституции
и национального законодательства.
Во многих
документах, от Декларации ООН
"О правозащитниках" до ведомственных
актов, таких как, Указание
Генпрокуратуры Российской Федерации
"Об организации взаимодействия
органов прокуратуры с правозащитными
и иными общественными организациями",
признана и закреплена особая
роль правозащитных организаций.
Создаются
и новые механизмы защиты прав
человека. Общественная палата Российской
Федерации, сформированная в начале
2006 года, призвана обеспечить взаимодействие
граждан с органами публичной
власти, в том числе и в целях
защиты прав человека. Реализуя
свои полномочия, Общественная палата
вправе проводить слушания по
общественно важным проблемам,
давать заключения о нарушениях
законодательства Российской Федерации,
проводить экспертизу проектов
законов. Решения Общественной
палаты носят рекомендательный
характер и не обязательны
для тех государственных органов,
которым они адресованы. Общественная
палата не обладает правовыми
возможностями влияния на государственные
органы и может использовать
лишь политические методы воздействия
на власть.