В России
действует целый комплекс различных
внесудебных механизмов, который
на данный момент постоянно
развивается. Внесудебные механизмы
защиты прав человека не только
дополняют судебные, но и способны
самостоятельно защищать права
человека и гражданина, и только
при необходимости прибегая к
судебной защите.
Подводя итог,
следует отметить, что только
тщательная проработка юридического
механизма реализации конституционных
гарантий прав, свобод и иных
нематериальных благ способна
обеспечить эффективную и всестороннюю
защиту прав и свобод граждан.
2.3 Единство прав
и обязанностей
Участие
человека в жизни общества и государства,
в каком бы социальном качестве он не выступал,
подразумевает наличие у него прав и обязанностей,
позволяющих ему сосуществовать с другими
людьми. В этой связи важным представляется
вопрос о единстве прав и обязанностей
человека (личности). Единство прав и обязанностей
личности вытекает из необходимости сбалансированного
поведения личности в различных сферах
ее жизнедеятельности, соблюдения целостности
общественных отношений и формально-юридического
равенства индивидов.
Личность как
общественное существо проявляет
себя не только во взаимоотношениях
с другими индивидами, но и
социальными общностями (коллективами),
обществом в целом и государством.
Тем самым личность, имея собственный
интерес, постоянно сталкивается
с индивидуальными интересами
других лиц, а также общественными
и государственными интересами.
В связи с этим практически
невозможно избежать конфликта
или противоборства индивидуальных,
общественных или государственных
интересов. Последнее обстоятельство
можно объяснить разностью индивидуальных
интересов личности, изменением
их под воздействием времени,
социального развития, общественного
сознания и т.п. Разрешение
противоречий, которые возникают
между подобными интересами, как
правило, возлагается на государство,
играющее роль арбитра в согласовании
индивидуальных и общественных
интересов, в чем и состоит
предназначение государственного
интереса. Допустимый баланс реализации
разноуровневых интересов определяется
государством путем нормативно-правового
регулирования, установления норм
права, которые служат формальным
государственно-правовым обеспечением
единства интересов личности
и общества. Удовлетворение интересов
личности наряду с интересами
общества достигается установлением
законом субъективных прав и
юридических обязанностей. Права,
равно как и обязанности, являются
способом юридической трансформации
интересов общества и личности,
неотъемлемым компонентом их
правового общения.
В юридической
науке субъективное право личности
рассматривается как вид и
мера возможного поведения лица,
а субъективная обязанность –
как вид и мера должного
поведения лица. В том случае,
если субъективные права и
обязанности установлены конституцией,
они выступают как конституционные
права и обязанности. Иначе,
конституционное право личности
(человека и гражданина) представляет
собой установленные нормами конституции
вид и меру возможного поведения личности
(человека и гражданина), а конституционная
обязанность – установленные нормами
конституции вид и меру должного поведения
личности (человека и гражданина). Взятые
в единстве, вид и мера возможного и должного
в субъективном праве и юридической обязанности
соответственно создают определенный
объем правомерного поведения личности,
признаваемого обществом и государством.
Такой объем
желаемого поведения, закрепленный
в конституции, свидетельствует
о единстве прав и обязанностей
личности как юридической форме
выражения единства индивидуальных
и общественных интересов.
Таким образом,
сосуществование различных субъектов
социальных отношений предполагает
не только возможность личности
осуществлять закрепленные за
ней права, но и необходимость
исполнять возложенные на нее
обязанности. При этом выбор
степени свободного поведения
личности зависит от степени
ответственности, которую она
на себя принимает. Чем больше
прав в своем качественном
или количественном отношении
получает личность, тем более
серьезные и содержательные обязанности
она должна на себя возложить. Последние,
в свою очередь, будут служить средством
обеспечения ее прав, условием их реальности
и эффективности. Другими словами, права
личности обеспечиваются ее обязанностями,
причем ровно в меру их выполнения. Тем
самым, обязанности личности обусловлены
существованием ее прав, подобно ответственности,
которая обусловлена существованием свободы.
Взятые в единстве
права и обязанности представляют
целостную систему. С позиции
философской системалогии, целостность
как атрибут сложных систем
представляет собой следствие
определенной взаимосвязи элементов,
их особую внутреннюю соотносимость
и соответствие. Целостность не
полагает сведения к ее отдельным
частям, хотя в целостности и
проявляются общие черты и
особенности отдельных частей, которые
отражают, характеризуют ее, но не
определяют сущность явления.
Именно взятые в единстве права
и обязанности определяют содержание,
отражающее их сущность как
целостного явления. В основе
целостности субъективных прав
и юридических обязанностей лежит
объединяющее начало – особая
связь и взаимообусловленность,
их особое единство, но не тождество.
Положения, обусловливающие
взаимосвязь прав и обязанностей личности,
в определенной степени нашли свое отражение
в содержании авторитетных международных
документов. В ст. 1 Всеобщей декларации
прав человека от 10 декабря 1948 г. провозглашается:
«Все люди рождаются свободными и равными
в своем достоинстве и правах. Они наделены
разумом и совестью и должны поступать
в отношении друг друга в духе братства».
Часть 1 ст. 29 указанной Декларации закрепляет:
«Каждый человек имеет обязанности перед
обществом, в котором только и возможно
свободное и полное развитие его личности».
Международный пакт о гражданских
и политических правах от 16 декабря
1966 г., равно как и Международный
пакт об экономических, социальных и культурных
правах от 16 декабря 1966 г., также содержит
указание на пределы и допустимые ограничения
прав их носителя. В частности, в них говорится
о том, что каждый отдельный человек имеет
обязанности в отношении других людей
и того коллектива, к которому он принадлежит.
Исходя из общих
положений международных нормативно-правовых
актов, государства закрепляют
в своем законодательстве более
конкретный перечень обязанностей
применительно к определенным
условиям и национальным интересам.
Вместе с тем конституционно-правовые
акты большинства современных
государств не содержат широкого
перечня конституционных обязанностей
личности, в отличие от перечня
ее прав. В частности, это обусловлено
причинами принятия конституций
в условиях демократических преобразований.
Применительно к конституционным
актам времен революций Нового
времени, конституциям стран Восточной
Европы и республик бывшего
СССР это было связано с
негативной реакцией на наличие
многочисленных обязанностей в
условиях антидемократических политических
режимов. К примеру, в положениях
Конституции РСФСР от 12 апреля 1978
г. Наряду с провозглашенным правом личности
одновременно указывалась корреспондирующая
ему обязанность личности или определенные
условия ограничения этого права.
Ныне действующая
Конституция РФ закрепила своих
положениях личные (ст. 19–28), политические
(ст. 29–33), социально-экономические
(ст. 34–42) и культурные (ст. 43–44) права
и свободы человека и гражданина
(личности), согласно общепринятому
критерию деления субъективных
прав по сферам жизнедеятельности
личности (человека и гражданина).
Однако если исходить из текста
Конституции РФ, то в ней не
обнаруживается прямого соответствия
прав обязанностям личности. Исключением
этому могут служить установленные
Конституцией РФ равное право
и обязанность родителей заботы
о детях, их воспитании (ч. 2 ст.
38), право и обязанность получить
основное общее образование (ч. 1 и 4 ст.
44), право на доступ к культурным ценностям
и обязанность беречь их (ч. 2 и 3 ст. 44), право
на благоприятную окружающую среду (ст.
42) и обязанность сохранять природу и окружающую
среду, бережно относиться к природным
богатствам (ст. 58). В данном случае право
одновременно выступает и как обязанность,
что свидетельствует о непосредственной
связи прав и обязанностей личности, обеспечивающей
их единство. Однако единство прав и обязанностей
личности не всегда обеспечивается прямым
согласованием прав и обязанностей друг
другу в той или иной сфере жизнедеятельности.
Обеспечение единства
прав и обязанностей личности
достигается, прежде всего, опосредованным
характером их взаимосвязи. Наряду
с прямым соответствием конституционного
права конституционной обязанности,
их единство достигается установлением
общих (универсальных) по характеру
конституционных обязанностей личности
или обязанностей личности, выраженных
в формах запрета, ограничений
или моральных установок конституционным
правам личности. Например, с одной
стороны, признаются и гарантируются
права и свободы человека и
гражданина (ч. 1ст. 17), а с другой
– граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию
РФ и законы (ч. 2 ст. 15), осуществление
прав и свобод человека и
гражданина не должно нарушать
права и свободы других лиц
(ч. 3 ст. 17); с одной стороны, каждый
имеет право на объединение
(ч. 1 ст. 30), а с другой – запрещается
создание и деятельность общественных
объединений, цели и действия
которых направлены на насильственное
изменение основ конституционного
строя и нарушения целостности
РФ, подрыв безопасности государства,
создание вооруженных формирований,
разжигание социальной, расовой,
национальной и религиозной розни
(ч. 5. ст. 13); с одной стороны, каждому
гарантируется свобода мысли
и слова (ч. 1 ст. 29), а с другой
–не допускается пропаганда или
агитация, возбуждающие социальную,
расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду (ч. 2 ст. 29).
Тем самым в
результате прямого и опосредованного
согласования прав личности ее
обязанностям и, наоборот, устанавливается
общее требование обеспечения
единства конституционных прав
и обязанностей личности (человека
и гражданина).
Необходимо добавить,
что обращение к характеру
опосредованного корреспондирования
прав и обязанностей личности
служит целью доказательства
обеспечения их единства нормами
конституции. В свою очередь,
это является свидетельством
слабого отражения в тексте
Конституции РФ прямых обязанностей личности
относительно ее прав. В связи с этим в
условиях российской действительности
важно привести обязанности личности
в более гармоничное сочетание с ее правами.
В частности, наряду с установлением социально
значимых обязанностей личности, представляется
необходимым закрепление в Конституции
РФ прямого указания на то, что осуществление
прав и свобод личностью (человеком и гражданином)
неотделимо от исполнения ее (их) обязанностей.
Данное положение выражает сущность конституционного
принципа единства прав и обязанностей
личности как руководящей идеи, обеспечивающего
свободное и ответственное существование
индивида в обществе и государстве.
Взаимное законодательное
закрепление субъективных прав
и юридических обязанностей определяет
баланс сочетания интересов личности,
общества и государства, способствует
достижению социального компромисса.
Важно учитывать, что добросовестное
исполнение личностью своих обязанностей
служит гарантией реализации
ее прав, а также средством
обеспечения прав других лиц,
является условием стабильности
государственной организации общества.
Таким образом,
единство прав и обязанностей
личности свидетельствует о возможности
ее гармоничного развития в
социуме.
Заключение
Проведя анализ темы
научной работы можно подвести следующие
итоги. В Конституции Российской Федерации
закреплены такие важные положения как:
демократический, правовой характер государства,
признание прав и свобод человека и гражданина
высшей ценностью, обязанность государства
- признавать, соблюдать и защищать права
и обязанности человека и гражданина,
разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, наделение
Конституции свойствами высшей юридической
силы, прямого действия и применения на
всей территории Российской Федерации,
признание общепризнанных принципов и
норм международного права и международных
договоров Российской Федерации составной
частью ее правовой системы и др. Для реализации
указанных и иных конституционных положений,
необходимо, прежде всего, обеспечить
четкое взаимодействие прав и обязанностей,
полномочий и ответственности субъектов
конституционного права.
Предметом исследования
научной работы был комплексный анализ
теоретических и практических вопросов,
определяющих сущность принципа единства
и взаимодействия прав и обязанностей
личности.
В результате проведенного исследования
можно сделать следующие выводы.
Принцип единства
и взаимодействия прав и обязанностей
в - это общий принцип права, выраженный
в постановлениях и определениях Конституционного
Суда РФ, отражающий общие закономерности
взаимодействия прав и обязанностей на
уровне правового статуса субъектов правоотношений.
Для понимания
юридического механизма взаимодействия
прав и обязанностей, а также той роли,
которую при взаимодействии прав и обязанностей
субъектов права выполняет принцип единства
и взаимодействия прав и обязанностей
в конституционном праве, в работе выделены
следующие существенные направления его
воздействия на общественные отношения:
1) согласование интересов личности, общества,
государства; 2) развитие социальной и
правовой активности субъектов конституционного
права; 3) обеспечение социальной справедливости;
4) обеспечение сочетания свободы и ответственности
личности и обеспечение сбалансированности
в деятельности государственных, муниципальных
и общественных органов; 5) воспитание
личности и обеспечение законности в деятельности
государственных, муниципальных и общественных
органов.