Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 14:42, курсовая работа
Целью курсовой работы будет являться рассмотрение законопроекта, его анализ, и сопоставление выборности и назначаемости.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть историю назначения и выборности глав субъектов РФ
2. Дать правовую характеристику идеи выборности глав субъектов.
Введение……………………………………………………………………3
1.История развития института губернаторских выборов в современной
России.………………………………........................................................... 5
2. Инициатива Дмитрия Медведевы о возвращении выборности губернаторов……………………………………………………………………11
2.1 Предполагаемые концепции законопроекта «о внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»…………………………………………………………………..11
2.2. Анализ ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"…………13
3.Сравнительная характеристика в прошлом действующего и ныне принятого федеральных законов………………………………………………. 15
Заключение …………………………………………………………………21
Библиография………………………………………………………………23
3
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Колледж педагогического образования, информатики и права
по конституционному праву на тему:
«К вопросу о выборности глав субъектов РФ»
Введение…………………………………………………………
1.История развития института губернаторских выборов в современной
России.………………………………...........
2. Инициатива Дмитрия Медведевы о возвращении выборности губернаторов………………………………………………
2.1 Предполагаемые концепции законопроекта «о внесении изменений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»…………………………………………………………………..
2.2. Анализ ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"…………13
3.Сравнительная характеристика в прошлом действующего и ныне принятого федеральных законов………………………………………………. 15
Заключение …………………………………………………………………21
Библиография………………………………………………
Президент Дмитрий Медведев 16 января 2012 года внес на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", предусматривающий, что высшее должностное лицо субъекта РФ будет избирается гражданами на основе всеобщего голосования.
В 2005 г. в Российской Федерации был осуществлен переход от практики выбора глав субъектов Российской Федерации (губернаторов) населением фактически к их назначению Президентом России с утверждением региональными парламентами. Очевидно, такой шаг привел к существенному повышению степени централизации государственной исполнительной власти.
Назначение на должность губернатора в истории нашей страны формировалась двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения губернатора в демократическом обществе, осуществляются выборными органами или лицами, занимающими выборную должность.
Назначение губернаторов, противореча общедемократическим нормам, имеет эффект повышения управляемости и пресечения местного произвола.
Но этот эффект в какой-то момент нивелируется в связи с тем, что возникает разрыв между интересами и проблемами региона и интересами его главы, ответственного перед назначившим его центром.
То есть, отказ от выборности может быть оправдан как чрезвычайная мера – но не работает как постоянная.
Выборность – с одной стороны, позволяет гражданам самим определять, кому они доверяют управлять регионом, с другой – сохраняет механизм контроля и оценки действий региональной власти.
В то же время есть и другая проблема, и другие противоречия.
Есть интерес региона и интерес страны. И интерес части не может быть выше интереса целого. И в первую очередь такой базовой ценности, как одним из важнейших признаков демократии.
Объектом курсовой работы стал предложенный 16 января 2012 года, президентом законопроект О возвращении выборности губернаторов.
Предметом исследования будут являться особенности развития субъектов РФ в условиях выборности и назначаемости глав субъектов РФ.
Целью курсовой работы будет являться рассмотрение законопроекта, его анализ, и сопоставление выборности и назначаемости.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть историю назначения и выборности глав субъектов РФ
2. Дать правовую характеристику идеи выборности глав субъектов.
Методы исследования:
1)изучение и анализ научной литературы;
2) Анализ и исследование ФЗ.
3) Индуктивные и дедуктивные методы рассмотрения проблем
3
1. История развития института губернаторских выборов в современной
России
Анализ итогов уже состоявшихся губернаторских выборов, пусть даже и предварительный, был бы неполным без рассмотрения результатов предыдущих избирательных кампаний, прошедших в 1991-1995 годах в двадцати трех субъектах Российской Федерации (без учета республик в составе РФ). Именно в период этих кампаний обозначились некоторые тенденции, которые в полной мере проявляются в ходе нынешних региональных выборов.
Первые местные выборы в Российской Федерации состоялись в 1991 году, когда одновременно с Президентом РФ были избраны три региональных лидера. Мэрами Москвы и Ленинграда (в дальнейшем Санкт-Петербурга) стали, соответственно, Г.Попов и А.Собчак, а президентом Татарстана - М.Шаймиев.
Характерной чертой всех трех избирательных кампаний было их проведение в условиях массовой политизации населения и широкой популярности демократических лидеров, дискредитации позднесоветской модели управления на всех уровнях - от предприятия и учреждения до высших институтов государства. Поэтому и региональными лидерами в Москве и Петербурге стали не прежние руководители или крупные хозяйственники, а известные всей стране политики реформаторской ориентации. Выборы в Татарстане также проходили под знаком политических событий, связанных с процессом суверенизации бывших автономных образований. Республика, являясь лидером “парада суверенитетов”, демонстрировала “монолитную сплоченность” местной элиты перед лицом федерального Центра.
Региональные электоральные кампании 1991 года были первыми и, пожалуй, единственными выборами, в которых решающую роль при избрании глав местной исполнительной власти играл фактор их политических пристрастий. Последующие кампании показали, что в условиях растущих экономических проблем при выборе руководителей регионов избиратели стали руководствоваться более прагматичными соображениями. Решающую роль при избрании того или иного кандидата стал играть фактор его компетентности в решении местных проблем, хозяйственная сметка и, как следствие, авторитетность в регионе.
Кампании по избранию глав администраций и губернаторов краев и областей начались в апреле 1993 года, когда одновременно с общероссийским референдумом местные выборы прошли в восьми субъектах Федерации: Амурской, Брянской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Смоленской, Челябинской (признаны незаконными президентским указом) областях и Красноярском крае. Большинство из этих регионов (а именно первые шесть из названных восьми) по политическим ориентациям их электората относятся к числу крайне консервативных и образуют костяк так называемого “красного пояса”.
Накануне выборов реформаторские идеи среди населения этих регионов популярностью практически не пользовались, число активистов демократического движения было небольшим. Кроме того, в некоторых областях дискредитации демократических идей в немалой степени способствовала и деятельность назначенных глав администраций. К примеру, в Пензенской области массовое недовольство населения главой исполнительной власти А.Кондратьевым привело к широкому распространению в регионе через многочисленные оппозиционные политические структуры антиреформаторских настроений. В результате в области вопреки позиции федерального центра прошли выборы губернатора, убедительную победу на которых одержал бывший председатель облисполкома А.Ковлягин, лидер со стойким имиджем консерватора.
По итогам выборов 1993 года во всех восьми регионах пост главы администрации заняли новые люди, что, впрочем, не означало поражения федеральной исполнительной власти. В Красноярском крае победил В.Зубов, человек демократических убеждений, сторонник реформ. В Амурской и Смоленской областях первыми стали А.Сурат и А.Глушенков - люди с центристскими политическими убеждениями, являющиеся однако больше хозяйственниками, чем политиками. В остальных регионах победили кандидаты консервативной ориентации. Вместе с тем обращает на себя внимание и тот факт, что, несмотря на различия в политических пристрастиях, всех избранных глав администрации объединяло одно общее качество - они являлись авторитетными в своих регионах людьми, способными, по мнению большинства избирателей, решать насущные проблемы региона, прежде всего социально-экономические.
В 1994 году единственным регионом из краев и областей, где прошли выборы, стала Иркутская область. Губернатором здесь был избран действующий глава администрации Ю.Ножиков, бывший до этого председателем Иркутского облисполкома, а еще раньше - генеральным директором объединения “Братскгэсстрой”.
В середине 1995 года прошли выборы в Свердловской области, а в конце года - еще в двенадцати регионах: Приморском крае, Белгородской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Тамбовской, Тверской, Томской и Ярославской областях. В девяти из них победили действующие губернаторы. В Свердловской области главой исполнительной власти был избран сторонник реформ, известный и популярный не только в регионе, но и в стране человек Э.Россель.
Тяжелая социально-экономическая ситуация в Тверской области привела к смене действующего главы администрации Суслова и победе руководителя исполнительной власти г.Бежецка В.Платова, являвшегося до этого директором завода “Бежецксельмаш”.
Лишь в двух областях победу на выборах одержали кандидаты с ярко выраженной прокоммунистической политической ориентацией. В Тамбовской губернатором стал бывший председатель облсовета и областной Думы А.Рябов, а в Новосибирской - бывший глава администрации, до этого снятый с занимаемой должности указом Президента России, В.Муха. Оба являлись и являются в своих регионах популярными и авторитетными людьми, имеющими немалый управленческий и хозяйственный опыт.
Дальнейшее поведение губернаторов, имеющих консервативный имидж или поддерживаемых на выборах левыми политическими партиями и блоками, показало еще одну закономерную тенденцию. Столкнувшись с реальными экономическими и социальными проблемами своих регионов, встраиваясь в единую вертикаль исполнительной власти, главы администраций начали постепенно отходить от политической риторики и превращаться в прагматиков, не желающих портить отношения как с федеральным центром, так и с влиятельными местными политическими и деловыми элитами.
Примечательна в этой связи трансформация одного из авторитетнейших региональных лидеров нашей страны Е.Строева. Бывший в прошлом первым секретарем Орловского обкома КПСС, секретарем ЦК КПСС и членом Политбюро, активно критиковавший Президента России и проводимые в стране реформы, Строев сегодня занимает пост председателя Совета Федерации и является одним из ведущих российских политиков. Его высказывания на политические темы носят весьма взвешенный характер, предельно прагматичны и осторожны.
Своеобразным логическим завершением целого периода региональных избирательных кампаний начала 90-х годов стали выборы в Москве и Санкт-Петербурге, прошедшие в июне нынешнего года одновременно с президентскими. На них, в отличие от избирательной кампании 1991 года, в споре политиков и хозяйственников победу одержали последние. Примечательно то, что в избирательной кампании в Санкт-Петербурге была впервые использована технологически выверенная модель регионального лидера-прагматика, авторство которой по праву делят московский мэр Ю.Лужков и орловский губернатор Е.Строев. Не заявляя себя сторонником какой-либо политической организации, обозначив лишь в самом общем плане свою приверженность курсу реформ, проводимых Президентом РФ, выдвинув на передний план вопросы городского хозяйства и социальной поддержки горожан, Яковлев и его окружение за несколько недель превратились в мощную политическую силу и одержали победу на выборах главы города 3 июня с.г. Яковлев выиграл выборы у одного из самых известных российских политиков-демократов “первой волны”, мэра “северной столицы” А.Собчака.
Информация о работе К вопросу о выборности глав субъектов РФ