- между общими и специальными
законами;
- между федеральными законами
и нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации;
- между федеральными законами
и международными договорами Российской
Федерации;
- между федеральными законами
разных отраслей права.
Имеются и иные классификации
правовых коллизий. Так, коллизии нормативных
правовых актов отдельными авторами разделяются
наследующие подвиды, в соответствии с
федеративным устройством государства:
Коллизии между федеральными нормативными
правовыми актами. К ним относятся: противоречия
(несоответствия) между нормами Конституции
Российской Федерации и федеральными
конституционными законами; противоречия
(несоответствия) между нормами Конституции
Российской Федерации и федеральными
законами; противоречия (несоответствия)
между нормами Конституции Российской
Федерации, иных федеральных законов и
нормами, содержащимися в указах Президента
Российской Федерации, актах Правительства
Российской Федерации и других подзаконных
актах.
Коллизии между федеральными
нормативными правовыми актами и нормативными
правовыми актами субъектов Российской
Федерации. К ним относятся: противоречия
(несоответствия) между нормами федеральной
Конституции, федерального законодательства
и нормами конституций, уставов, законов
и иных нормативных правовых актов органов
государственной власти субъектов Федерации;
противоречия (несоответствия) между нормами
Конституции Российской Федерации, федеральных
законов и договорами между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации о разграничении предметов
ведения и полномочий.
Коллизии между нормативными
актами субъектов Российской Федерации.
К ним относятся: противоречия
(несоответствия) между конституциями
(уставами) субъекта Российской Федерации
и законами субъекта Российской Федерации;
противоречия (несоответствия) между законами
субъекта Российской Федерации и иными
нормативными актами субъекта Российской
Федерации; противоречия (несоответствия)
между актами государственных органов
субъекта Российской Федерации и актами
органов местного самоуправления, изданными
вне пределов их ведения, а также между
муниципальными правовыми актами.
Интерес представляют также
коллизии в законодательстве субъектов
Российской Федерации. В свою очередь,
такие коллизии можно разделить на два
подвида - внешние и внутренние. Внешние
коллизии представляют собой противоречия
(несоответствия) между нормами законодательства
субъектов Федерации и Конституцией Российской
Федерации 1993 года, федеральными законами,
иными правовыми актами субъектов Федерации
по предметам совместного ведения, исключительного
ведения Российской Федерации и по предметам
ведения субъектов Федерации. При внутренних
коллизиях в противоречие вступают между
собой нормативные правовые акты субъекта
Российской Федерации1.
Динамизм развития общественных
отношений, большое число и разнообразие
юридических коллизий предопределяет
повышенный интерес юридической науки
к способам их преодоления. Одним из эффективных
способов разрешения юридических коллизий
является разработка и применение коллизионных
норм.
Относительно правовой природы
коллизионных норм в юридической науке
нет единства мнений. Одни авторы полагают,
что коллизионные нормы действуют только
в сочетании с материальными нормами (Л.А.
Лунц4, С.С. Алексеев5). Другие ученые полагают, что
коллизионные нормы выступают самостоятельным
регулятором общественных отношений в
целях разрешения правовых коллизий (Н.А.
Власенко6, Ю.А. Тихомиров7). Вторая позиция представляется
более обоснованной. Коллизионные нормы
имеют особую правовую природу и выполняют
важные специфические функции: функцию
обслуживания права (разрешения коллизий,
возникающих в правовой системе, противоречий
между нормами национального и международного
права) и функцию обеспечения законности
(устранения столкновений норм).
Что следует понимать под коллизионной
нормой? Коллизионной нормой является
правовая норма, содержащая правило устранения
противоречия норм и актов внутри правовой
системы, норм национального и международного
права, норм национального и иностранного
законодательства, правило устранения
в механизме публичной власти. Нормы коллизионного
права, действующие в различных сферах
весьма своеобразны по своему содержанию.
Так, они могут выступать в виде: материальных
и предметных норм, определяющих права,
обязанность и ответственность граждан
и юридических лиц; норм-принципов, дающих
ориентацию для правотворчества; норм-приоритетов
(п. 5 ст. 3 ГК РФ); норм-доминантов; норм-запретов;
норм-предпочтений; норм-санкций и др.
Коллизионные нормы, действующие в отдельных
отраслях права, обладают присущей только
им спецификой. Так, спецификой обладают
такие нормы в конституционном праве.
Она заключается в том, что часть этих
норм содержится в акте высшей юридической
Конституции Российской Федерации.
В зависимости от уровня правового
регулирования выделяют конституционно-правовые
нормы федерального уровня (содержащиеся
в федеральных законах, подзаконных актах),
уровня субъектов федерации (содержащиеся
в конституциях, уставах субъектов РФ,
законах и иных нормативных актов субъектов
РФ) и муниципального уровня (коллизионные
нормы в муниципально-правовых актах).
В зависимости от видов коллизий
конституционно-правовые коллизионные
нормы подразделяют на темпоральные, пространственные,
иерархические и компетенционные. Примером
темпоральной коллизионной нормы является
часть вторая заключительных и переходных
положений Конституции Российской Федерации,
в соответствии с которой законы и другие
правовые акты, действовавшие на территории
Российской Федерации до вступления в
силу Конституции, применяются в части,
не противоречащей Конституции Российской
Федерации. К числу пространственных коллизионных
норм относят ч. 2 ст. 4 Конституции РФ «Конституция
Российской Федерации и федеральные законы
имеют верховенство на всей территории
Российской Федерации». Среди иерархических
коллизионных норм в конституционном
праве выделяют следующие разновидности:
нормы, разрешающие противоречия между
Конституцией РФ и всеми иными нормативными
правовыми актами (ч. 1 ст. 15 Конституции
РФ); нормы, разрешающие противоречия между
законами, законами и подзаконными правовыми
актами (ч. 3 ст. 76, ч. 3 ст. 90 Конституции
РФ); нормы, разрешающие противоречия между
федеральными актами и актами субъектов
РФ (ч. 5 и ч. 6 ст. 76 Конституции РФ, ст. 2 Федерального
закона «О свободе совести и о религиозных
объединениях»8); нормы, разрешающие противоречия
между национальным и международным правом
(ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 5 Федерального
закона «О международных договорах Российской
Федерации»9).
Компетенционными являются
нормы, устанавливающие уполномоченный
орган, который вправе осуществлять правовое
регулирование конкретного вопроса на
подзаконном уровне и в случае возникновения
коллизии акту данного органа отдается
приоритет.
В других отраслях права также
существуют многочисленные классификации
коллизионных норм: в гражданском, административном,
трудовом и других.
Не трудно предположить, что
в обозримом будущем объем юридических
коллизий и необходимость разработки
коллизионных норм будут только возрастать.
Это связано не только с резким ростом
объема законодательных и иных нормативно
– правовых актов внутри национальной
правовой системы, но и внешними факторами.
Глобализация, все более активное включение
России в мировые интеграционные процессы
обусловливают необходимость гармонизации,
а во многих случаях и унификации законодательства.
Высокие темпы развития межгосударственных
отношений, национального законодательства
неизбежно ставят на повестку дня проблему
не только разработки способов преодоления
юридических противоречий, но и отраслевой
принадлежности норм коллизионного права.
Коллизионное право имеет свой
предмет регулирования, обладающий очевидной
спецификой. Эта особенность предмета
регулирования состоит в том, что нормы
коллизионного права регулируют сферы
связанные, со спорными правоотношениями.
Коллизионные правоотношения являются
смежными, регулируемыми различными правовыми
актами, принадлежащими к различным отраслям
права. Как отмечает профессор Ю.А. Тихомиров10, коллизионные нормы содержат
в себе двоякого рода правовые регуляторы:
позитивные (обеспечивающие приоритет
актов, норм, которым отдается предпочтение)
и негативные (содержащие вариант преодоления
разногласий испоров).
ГЛАВА 2.КОЛЛИЗИИ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Понятие
коллизии института юридической ответственности
Система коллизионного права
характеризуется сложностью и многообразием.
Некоторые авторы выделяют в ней общую
и особенную части. В особенной части выделяют
три группы норм, регламентирующих спорные
правоотношения: в рамках национальной
правовой системы; между национальными
законодательствами; между национальным
правом и международным правом. Формирование
коллизионного права не предполагает
какого-либо изъятия норм из традиционных
отраслей права. Напротив, разработка
коллизионных норм придает особый динамизм
правовому регулированию в этих сферах.
Как верно указывает Ю.А. Тихомиров11, «традиционные отрасли получают
дополнительные стимулы к расширению
своих предметов, внутренних и внешних
связей».
Тем не менее, нет достаточных
оснований утверждать, что в российской
правовой системе окончательно сложилась
самостоятельная отрасль - коллизионное
право, хотя нельзя исключать формирование
такой комплексной отрасли права в будущем.
В настоящее время более уместно говорить
о формировании комплексного правового
института коллизионного права, разработка
норм которого осуществляется в рамках
соответствующих отраслей права.
Вместе с тем, на сегодняшний
день в праве часто встречается ситуация,
когда одно определенное деяние подпадает
под регламентацию двух и более правовых
норм. Однако такое деяние все же окончательно
более точно соответствует одной правовой
норме.
Обычно данное явление именуется
в теории права конкуренцией правовых
норм (в законодательстве данного термина
нет). Также используется и термин «коллизия
правовых норм». Вследствие этого между
учеными возникает спор о том, как соотносятся
эти понятия в праве. Одни считают, что
понятия равнозначны, другие полагают,
что они являются отличными друг от друга
и требуют разграничения. На наш взгляд,
данные понятия все же носят различный
характер, и относительно явления, указанного
выше, нужно использовать термин «конкуренция».
Обоснование данной точки зрения в следующем:
во‑первых, в коллизии находятся нормы,
противоречащие друг другу, в конкуренции
нормы не противоречат одна другой, а лишь
соперничают. Во-вторых, о конкуренции
речь идет в конкретном случае применения
закона, а коллизия (противоречие) существует
независимо от наличия какой‑либо конкретной ситуации12.
В теории права выделяют несколько
видов конкуренции правовых норм юридической
ответственности:
1) конкуренцию норм, различающихся
между собой по содержанию, называют содержательной;
2) конкуренция норм с разной
временной протяженностью именуется темпоральной;
3) конкуренция норм с разной
пространственной сферой действия является
пространственной;
4) конкуренция норм с разной
юридической силой именуется иерархической.
Конкуренция общей и специальной
норм представляет собой соотношение
правовых норм, находящихся в отношении
подчинения по объему. В этой конкуренции
всегда применяется специальная норма,
которая уже по объему и является индивидуальным
случаем – одним из множества. А.Н. Трайнин13 писал: «Специальный состав,
так сказать, берет верх над родовым. Родовой
состав, таким образом, как бы сохраняется
в резерве для тех случаев, которые специальными
составами не охватываются».
Конкуренция общей и специальной
норм встречается в нескольких разновидностях.
Основной случай таков: имеются две (или
более) различные статьи Особенной части
УК РФ, одна из которых носит общий характер,
а другая – специальный.
Однако конкуренция может возникать
и между двумя разновидностями состава
одного и того же преступления, предусмотренными
в разных пунктах или частях одной и той
же статьи. Это конкуренция между основным
и квалифицированным видами состава. Так,
например, ч. 1 ст. 159 УК РФ предусматривает
основной состав мошенничества, а ч. 2 –
квалифицированный.
В данном случае ч. 2 специальная,
поэтому при наличии признаков ч. 2 должна
применяться она, а не ч. 1. Всякий квалифицированный
вид состава имеет приоритет перед основным
видом.
Трудности при квалификации
деяния возникают в том случае, когда образуется
конкуренция между несколькими квалифицированными
видами состава. Предположим, что было
совершено мошенничество группой лиц
по предварительному сговору (ч. 2 ст. 159
УК РФ) в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК РФ).
Какую часть ст. 159 УК РФ следует применять
в данном случае? В судебной практике в
подобных случаях действует правило: более
тяжкий квалифицирующий признак поглощает
менее тяжкие, поэтому в данном случае
деяние будет квалифицированно по ч. 3
ст. 159 УК РФ.
Сложнее решается вопрос о конкуренции
пунктов (частей), один из которых предусматривает
отягчающие, а другой – смягчающие обстоятельства.
Большинство ученых полагают, что всегда
должна применяться норма о привилегированном
составе. Фактически, такая рекомендация
по квалификации содержится в разъяснении
Пленума Верховного Суда РФ от 27 января
1999 г. № 1«О судебной практике по делам
об убийстве»14. В нем указано, что убийство
с особой жестокостью, совершенное в состоянии
аффекта, следует квалифицировать только
по ст. 107 УК РФ как убийство при смягчающих
обстоятельствах. Интересная точка зрения
по данному вопросу у В.Н. Кудрявцева15, он говорит о том, что когда
смягчающие и отягчающие признаки сформулированы
конкретно и определенно, то преимущество
должно отдаваться привилегированному
составу, но, если отягчающие признаки
прямо определены, а смягчающие лишь упомянуты
в общей форме, пункты с отягчающими признаками
следует считать специальными нормами
и их применять при конкуренции. Все же
более верной представляется первая точка
зрения.
2.2. Пути
преодоления коллизий юридической ответственности
(на примере коллизии (конкуренции) норм,
предусматривающих административную
и уголовную ответственность)
Среди правовых средств укрепления
правопорядка в России важное место отведено
институту административной ответственности.
Более 500 статей КоАП РФ формулируют составы
административных правонарушений и устанавливают
административные наказания за их совершение.
Причем значительное число
статей Особенной части КоАП РФ содержит
описание нескольких составов, поэтому
их общее количество более чем в два раза
превышает число статей Особенной части.
Помимо КоАП РФ, законодательство об административных
правонарушениях включает в себя и законы
субъектов Российской Федерации (кодексы
об административных правонарушениях),
также формулирующие многие составы административных
правонарушений.
В стране ежегодно к административной
ответственности привлекаются миллионы
физических и юридических лиц. Помимо
этого, дела об административных правонарушениях
рассматривают должностные лица более
70-ти федеральных органов исполнительной
власти, многочисленные органы исполнительной
власти субъектов федерации, комиссии
по делам несовершеннолетних и защите
их прав, административные комиссии, действующие
при органах исполнительной власти субъектов
федерации и в муниципальных образованиях.