Коллизии юридической ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы – исследовании теории коллизий норм права на примере относительно обособленного элемента действующей системы права – комплексного института юридической ответственности.
Для детального изучения данной цели следует выделить следующие задачи для раскрытия темы:
- проанализировать понятие коллизий и причины их появления;
- исследовать виды коллизий;

Файлы: 1 файл

Теория государства и права - Коллизии юридической ответственности.docx

— 68.72 Кб (Скачать файл)

- между общими и специальными законами;

- между федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

- между федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;

- между федеральными законами разных отраслей права.

Имеются и иные классификации правовых коллизий. Так, коллизии нормативных правовых актов отдельными авторами разделяются наследующие подвиды, в соответствии с федеративным устройством государства: Коллизии между федеральными нормативными правовыми актами. К ним относятся: противоречия (несоответствия) между нормами Конституции Российской Федерации и федеральными конституционными законами; противоречия (несоответствия) между нормами Конституции Российской Федерации и федеральными законами; противоречия (несоответствия) между нормами Конституции Российской Федерации, иных федеральных законов и нормами, содержащимися в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации и других подзаконных актах.

Коллизии между федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К ним относятся: противоречия (несоответствия) между нормами федеральной Конституции, федерального законодательства и нормами конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации; противоречия (несоответствия) между нормами Конституции Российской Федерации, федеральных законов и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Коллизии между нормативными актами субъектов Российской Федерации.

К ним относятся: противоречия (несоответствия) между конституциями (уставами) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации; противоречия (несоответствия) между законами субъекта Российской Федерации и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации; противоречия (несоответствия) между актами государственных органов субъекта Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, изданными вне пределов их ведения, а также между муниципальными правовыми актами.

Интерес представляют также коллизии в законодательстве субъектов Российской Федерации. В свою очередь, такие коллизии можно разделить на два подвида - внешние и внутренние. Внешние коллизии представляют собой противоречия (несоответствия) между нормами законодательства субъектов Федерации и Конституцией Российской Федерации 1993 года, федеральными законами, иными правовыми актами субъектов Федерации по предметам совместного ведения, исключительного ведения Российской Федерации и по предметам ведения субъектов Федерации. При внутренних коллизиях в противоречие вступают между собой нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации1.

Динамизм развития общественных отношений, большое число и разнообразие юридических коллизий предопределяет повышенный интерес юридической науки к способам их преодоления. Одним из эффективных способов разрешения юридических коллизий является разработка и применение коллизионных норм.

Относительно правовой природы коллизионных норм в юридической науке нет единства мнений. Одни авторы полагают, что коллизионные нормы действуют только в сочетании с материальными нормами (Л.А. Лунц4, С.С. Алексеев5). Другие ученые полагают, что коллизионные нормы выступают самостоятельным регулятором общественных отношений в целях разрешения правовых коллизий (Н.А. Власенко6, Ю.А. Тихомиров7). Вторая позиция представляется более обоснованной. Коллизионные нормы имеют особую правовую природу и выполняют важные специфические функции: функцию обслуживания права (разрешения коллизий, возникающих в правовой системе, противоречий между нормами национального и международного права) и функцию обеспечения законности (устранения столкновений норм).

Что следует понимать под коллизионной нормой? Коллизионной нормой является правовая норма, содержащая правило устранения противоречия норм и актов внутри правовой системы, норм национального и международного права, норм национального и иностранного законодательства, правило устранения в механизме публичной власти. Нормы коллизионного права, действующие в различных сферах весьма своеобразны по своему содержанию. Так, они могут выступать в виде: материальных и предметных норм, определяющих права, обязанность и ответственность граждан и юридических лиц; норм-принципов, дающих ориентацию для правотворчества; норм-приоритетов (п. 5 ст. 3 ГК РФ); норм-доминантов; норм-запретов; норм-предпочтений; норм-санкций и др. Коллизионные нормы, действующие в отдельных отраслях права, обладают присущей только им спецификой. Так, спецификой обладают такие нормы в конституционном праве. Она заключается в том, что часть этих норм содержится в акте высшей юридической Конституции Российской Федерации.

В зависимости от уровня правового регулирования выделяют конституционно-правовые нормы федерального уровня (содержащиеся в федеральных законах, подзаконных актах), уровня субъектов федерации (содержащиеся в конституциях, уставах субъектов РФ, законах и иных нормативных актов субъектов РФ) и муниципального уровня (коллизионные нормы в муниципально-правовых актах).

В зависимости от видов коллизий конституционно-правовые коллизионные нормы подразделяют на темпоральные, пространственные, иерархические и компетенционные. Примером темпоральной коллизионной нормы является часть вторая заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации. К числу пространственных коллизионных норм относят ч. 2 ст. 4 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Среди иерархических коллизионных норм в конституционном праве выделяют следующие разновидности: нормы, разрешающие противоречия между Конституцией РФ и всеми иными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ); нормы, разрешающие противоречия между законами, законами и подзаконными правовыми актами (ч. 3 ст. 76, ч. 3 ст. 90 Конституции РФ); нормы, разрешающие противоречия между федеральными актами и актами субъектов РФ (ч. 5 и ч. 6 ст. 76 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»8); нормы, разрешающие противоречия между национальным и международным правом (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»9).

Компетенционными являются нормы, устанавливающие уполномоченный орган, который вправе осуществлять правовое регулирование конкретного вопроса на подзаконном уровне и в случае возникновения коллизии акту данного органа отдается приоритет.

В других отраслях права также существуют многочисленные классификации коллизионных норм: в гражданском, административном, трудовом и других.

Не трудно предположить, что в обозримом будущем объем юридических коллизий и необходимость разработки коллизионных норм будут только возрастать. Это связано не только с резким ростом объема законодательных и иных нормативно – правовых актов внутри национальной правовой системы, но и внешними факторами. Глобализация, все более активное включение России в мировые интеграционные процессы обусловливают необходимость гармонизации, а во многих случаях и унификации законодательства.

Высокие темпы развития межгосударственных отношений, национального законодательства неизбежно ставят на повестку дня проблему не только разработки способов преодоления юридических противоречий, но и отраслевой принадлежности норм коллизионного права.

Коллизионное право имеет свой предмет регулирования, обладающий очевидной спецификой. Эта особенность предмета регулирования состоит в том, что нормы коллизионного права регулируют сферы связанные, со спорными правоотношениями. Коллизионные правоотношения являются смежными, регулируемыми различными правовыми актами, принадлежащими к различным отраслям права. Как отмечает профессор Ю.А. Тихомиров10, коллизионные нормы содержат в себе двоякого рода правовые регуляторы: позитивные (обеспечивающие приоритет актов, норм, которым отдается предпочтение) и негативные (содержащие вариант преодоления разногласий испоров).

 

ГЛАВА 2.КОЛЛИЗИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

2.1. Понятие коллизии института юридической ответственности

 

Система коллизионного права характеризуется сложностью и многообразием. Некоторые авторы выделяют в ней общую и особенную части. В особенной части выделяют три группы норм, регламентирующих спорные правоотношения: в рамках национальной правовой системы; между национальными законодательствами; между национальным правом и международным правом. Формирование коллизионного права не предполагает какого-либо изъятия норм из традиционных отраслей права. Напротив, разработка коллизионных норм придает особый динамизм правовому регулированию в этих сферах. Как верно указывает Ю.А. Тихомиров11, «традиционные отрасли получают дополнительные стимулы к расширению своих предметов, внутренних и внешних связей».

Тем не менее, нет достаточных оснований утверждать, что в российской правовой системе окончательно сложилась самостоятельная отрасль - коллизионное право, хотя нельзя исключать формирование такой комплексной отрасли права в будущем. В настоящее время более уместно говорить о формировании комплексного правового института коллизионного права, разработка норм которого осуществляется в рамках соответствующих отраслей права.

Вместе с тем, на сегодняшний день в праве часто встречается ситуация, когда одно определенное деяние подпадает под регламентацию двух и более правовых норм. Однако такое деяние все же окончательно более точно соответствует одной правовой норме.

Обычно данное явление именуется в теории права конкуренцией правовых норм (в законодательстве данного термина нет). Также используется и термин «коллизия правовых норм». Вследствие этого между учеными возникает спор о том, как соотносятся эти понятия в праве. Одни считают, что понятия равнозначны, другие полагают, что они являются отличными друг от друга и требуют разграничения. На наш взгляд, данные понятия все же носят различный характер, и относительно явления, указанного выше, нужно использовать термин «конкуренция». Обоснование данной точки зрения в следующем: во‑первых, в коллизии находятся нормы, противоречащие друг другу, в конкуренции нормы не противоречат одна другой, а лишь соперничают. Во-вторых, о конкуренции речь идет в конкретном случае применения закона, а коллизия (противоречие) существует независимо от наличия какой‑либо конкретной ситуации12.

В теории права выделяют несколько видов конкуренции правовых норм юридической ответственности:

1) конкуренцию норм, различающихся между собой по содержанию, называют содержательной;

2) конкуренция норм с разной временной протяженностью именуется темпоральной;

3) конкуренция норм с разной пространственной сферой действия является пространственной;

4) конкуренция норм с разной юридической силой именуется иерархической.

Конкуренция общей и специальной норм представляет собой соотношение правовых норм, находящихся в отношении подчинения по объему. В этой конкуренции всегда применяется специальная норма, которая уже по объему и является индивидуальным случаем – одним из множества. А.Н. Трайнин13 писал: «Специальный состав, так сказать, берет верх над родовым. Родовой состав, таким образом, как бы сохраняется в резерве для тех случаев, которые специальными составами не охватываются».

Конкуренция общей и специальной норм встречается в нескольких разновидностях. Основной случай таков: имеются две (или более) различные статьи Особенной части УК РФ, одна из которых носит общий характер, а другая – специальный.

Однако конкуренция может возникать и между двумя разновидностями состава одного и того же преступления, предусмотренными в разных пунктах или частях одной и той же статьи. Это конкуренция между основным и квалифицированным видами состава. Так, например, ч. 1 ст. 159 УК РФ предусматривает основной состав мошенничества, а ч. 2 – квалифицированный.

В данном случае ч. 2 специальная, поэтому при наличии признаков ч. 2 должна применяться она, а не ч. 1. Всякий квалифицированный вид состава имеет приоритет перед основным видом.

Трудности при квалификации деяния возникают в том случае, когда образуется конкуренция между несколькими квалифицированными видами состава. Предположим, что было совершено мошенничество группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 159 УК РФ) в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Какую часть ст. 159 УК РФ следует применять в данном случае? В судебной практике в подобных случаях действует правило: более тяжкий квалифицирующий признак поглощает менее тяжкие, поэтому в данном случае деяние будет квалифицированно по ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Сложнее решается вопрос о конкуренции пунктов (частей), один из которых предусматривает отягчающие, а другой – смягчающие обстоятельства. Большинство ученых полагают, что всегда должна применяться норма о привилегированном составе. Фактически, такая рекомендация по квалификации содержится в разъяснении Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1«О судебной практике по делам об убийстве»14. В нем указано, что убийство с особой жестокостью, совершенное в состоянии аффекта, следует квалифицировать только по ст. 107 УК РФ как убийство при смягчающих обстоятельствах. Интересная точка зрения по данному вопросу у В.Н. Кудрявцева15, он говорит о том, что когда смягчающие и отягчающие признаки сформулированы конкретно и определенно, то преимущество должно отдаваться привилегированному составу, но, если отягчающие признаки прямо определены, а смягчающие лишь упомянуты в общей форме, пункты с отягчающими признаками следует считать специальными нормами и их применять при конкуренции. Все же более верной представляется первая точка зрения.

 

2.2. Пути преодоления коллизий юридической ответственности (на примере коллизии (конкуренции) норм, предусматривающих административную и уголовную ответственность)

 

Среди правовых средств укрепления правопорядка в России важное место отведено институту административной ответственности. Более 500 статей КоАП РФ формулируют составы административных правонарушений и устанавливают административные наказания за их совершение.

Причем значительное число статей Особенной части КоАП РФ содержит описание нескольких составов, поэтому их общее количество более чем в два раза превышает число статей Особенной части. Помимо КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях включает в себя и законы субъектов Российской Федерации (кодексы об административных правонарушениях), также формулирующие многие составы административных правонарушений.

В стране ежегодно к административной ответственности привлекаются миллионы физических и юридических лиц. Помимо этого, дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица более 70-ти федеральных органов исполнительной власти, многочисленные органы исполнительной власти субъектов федерации, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные комиссии, действующие при органах исполнительной власти субъектов федерации и в муниципальных образованиях.

Информация о работе Коллизии юридической ответственности