Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:22, реферат
Целью написания контрольной работы является изучение основ конституционного права Украины.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить основы Конституция Украины и правового статуса личности, рассмотреть правовое регулирование общественных объединений, изучить институты непосредственной демократии, рассмотреть особенности законодательной, исполнительной, судебной власти и рассмотреть понятие: итальянский федерализм и особенности местного самоуправления и управления.
Введение…………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА УКРАИНЫ
§ 1.1 Конституция Украины.…………………………………………………4
§ 1.2 Основы правового статуса личности…………………………………..8
§ 1.3 Институты непосредственной демократии…………………………..13
§ 1.4 законодательная власть…………………………………….......……..17
§ 1.5 Исполнительная власть………………………………………………..21
§ 1.6 судебная власть………………………………………………………..23
§ 1.7 Итальянский федерализм……………………………………………...24
§ 1.8 Местное самоуправление и управление……………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...30
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА УКРАИНЫ
§ 1.1 Конституция Украины.…………………………
§ 1.2 Основы правового статуса личности…………
§ 1.3 Институты непосредственной демократии…………………………..13
§ 1.4 законодательная власть…………………………………….......…….
§ 1.5 Исполнительная власть………………………………………………..21
§ 1.6 судебная власть………………………………………………………..
§ 1.7 Итальянский федерализм……………………………………………...
§ 1.8 Местное самоуправление и управление……………………………...26
Заключение……………………………………………………
Введение
Конституция Украины, как и любой другой закон, наряду с юридической имеет и социально-политическую сущность. Эта сущность состоит в том, что Конституция является своеобразным общественным договором, в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть – общественный класс, социальный слой, политическая партия, национальная или территориальная общность имеет свои социально-политические интересы. Степень согласования этих интересов нашла свое отражение в Конституции Украины от 28 июня 1996 года. Эта Конституция стала результатом компромисса между законодательной и исполнительной властью, между парламентом и главой государства. В то же время Конституция страны четко и однозначно стоит на защите государственной независимости Украины и закрепляет правовые основы продвижения в сторону создания демократического правового государства, основанного на рыночных отношениях, утверждает ценности гражданского общества. Конституция Украины имеет следующие социальные функции: юридическая функция, политическая функция и идеологическая функция.
Целью написания контрольной работы является изучение основ конституционного права Украины.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить основы Конституция Украины и правового статуса личности, рассмотреть правовое регулирование общественных объединений, изучить институты непосредственной демократии, рассмотреть особенности законодательной, исполнительной, судебной власти и рассмотреть понятие: итальянский федерализм и особенности местного самоуправления и управления.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА УКРАИНЫ
§ 1.1 Конституция Украины
До 1996 г. конституция Украины состояла из нескольких разновременных документов: действовали некоторые положения конституции 1978 г.; многочисленные поправки, принятые к ней (например, о введении должности президента республики); Конституционный договор 1995 г. между Верховной радой (Верховным советом) Украины и президентом республики об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления на период до принятия новой конституции.
Конституция Украины содержит 15 разделов, преамбулу, заключительные положения, а также переходные положения. В преамбуле говорится, что Верховная рада принимает конституцию, сознавая ответственность перед Богом, своей совестью, предшествующими, нынешним и грядущими поколениями. Хотя конституция и исходит из идей общечеловеческих ценностей, на некоторых ее формулировках (о полномочиях высших органов государства, статусе прокуратуры, о депутатском запросе и др.) сказалось влияние предшествующего советского опыта.
Согласно конституции, Украина – это суверенное, независимое, демократическое, социальное и правовое государство. Защита суверенитета, независимости, оборона Украины возлагаются на вооруженные силы, причем устанавливается, что они не могут использоваться для ограничения прав и свобод граждан, свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности. На территории Украины не допускается формирование воинских подразделений, не предусмотренных законом, запрещается размещение иностранных военных баз. Вместе с тем при принятии конституции в Верховной раде отмечалось, что базирование части черноморского флота, принадлежащего России, будет сохранено на правах аренды. Положение о возможности временной аренды вошло в переходные положения конституции1.
Демократический характер государства выражается прежде всего в нормах о принадлежности власти народу, право определять и изменять конституционный строй принадлежит исключительно народу, оно не может быть кем-либо узурпировано. Конституция закрепляет основные принципы демократического государства: разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, права личности и их гарантии и т.д.
Социальный характер государства находит свое выражение в положениях об экологической безопасности (в связи с этим в конституции упоминается о Чернобыльской атомной катастрофе), о защите генофонда украинского народа, о социальной защите военнослужащих, о развитии украинского языка и языков национальных меньшинств, а также в положениях, посвященных правам личности (например, о минимальной оплате труда, различных видах социальной защиты, бесплатном образовании).
Правовой характер украинского государства связан с закреплением «принципа верховенства права», который находит свое выражение в том, что конституция имеет высшую юридическую силу и остальные правовые акты должны соответствовать ей. В конституции сказано, что правовой порядок основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.
Конституция содержит положения, относящиеся к экономической, социальной и политической системам Украины, к принципам духовной жизни. Земля, ее недра, природные ресурсы являются собственностью украинского народа. От имени народа право собственности осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. Граждане обладают правом пользования этими объектами. С другой стороны, в основном законе говорится, что право собственности на землю может принадлежать государству, юридическим лицам и гражданам. Видимо, это объясняется тем, что конституция исходит из концепции «двойного права» собственности на землю: первоначального (народ) и производного (остальные субъекты).
Конституция говорит о многообразии экономики, равенстве всех субъектов права собственности перед законом; вместе с тем «собственность обязывает», она не должна использоваться во вред человеку и обществу, а экономика должна иметь социальную направленность. Бюджетная система строится на основе справедливого распределения общественных благ между гражданами и общинами (громадами). По форме правления Украина является парламентарной республикой с элементами президентской республики, по форме территориально-политического устройства – это сложное унитарное государство с одним автономным образованием (Крым). На Украине существует демократический политический режим.
Изменение конституции. Законопроект об изменении конституции может быть представлен в Верховную раду только президентом Украины или не менее чем третьей частью депутатов общего (конституционного) состава парламента (Верховной рады). Он рассматривается Верховной радой только после заключения Конституционного суда о соблюдении условий внесения такого законопроекта. Изменение конституции должно быть одобрено парламентом дважды на его разных, сессиях: сначала большинством общего состава Рады (предварительное одобрение), а затем 2/3 голосов (окончательное одобрение). Изменение некоторых «укрепленных» разделов основного закона происходит в более строгом порядке: разделы «Общие положения», «Выборы и референдум», «Внесение изменений в конституцию Украины» могут быть изменены лишь по предложению президента или 2/3 общего (конституционного) состава Верховной рады. Рада не может в течение срока своих полномочий дважды изменять одни и те же положения конституции. Конституция не может быть изменена в условиях чрезвычайного или военного положения. Изменения в нее не могут быть внесены, если они предусматривают ограничение прав и свобод человека и гражданина или направлены на ликвидацию независимости и нарушение территориальной целостности Украины2.
Конституционный контроль. Единственным органом конституционной юрисдикции на Украине является Конституционный суд. Он состоит из 18 судей. По 6 судей назначают Верховная рада, президент и съезд судей Украины. Судьи назначаются на 9 лет без права переназначения на новый срок. Судьей Конституционного суда может быть гражданин Украины, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживающий на Украине в течение последних 20 лет и владеющий украинским языком. Председатель Суда избирается его членами путем тайного голосования и только на один трехлетний срок.
К полномочиям Конституционного суда относятся: 1) принятие решений о конституционности законов и иных правовых актов Верховной рады, президента, Кабинета министров, Верховной рады Автономной Республики Крым. Эти вопросы рассматриваются Конституционным судом в результате обращения президента, не менее 45 депутатов Верховной рады, Верховного суда, Уполномоченного Верховной рады по правам человека, Верховной рады Автономной Республики Крым; 2) официальное толкование конституции и законов Украины; 3) принятие заключений о соответствии международных договоров, которые Украина заключает или к которым присоединяется, ее конституции; 4) принятие заключений в связи с рассмотрением дел об импичмен-те президенту (по обращению Верховной рады).
Конституционность законов и иных правовых актов рассматривается с точки зрения их содержания, процедуры прохождения, принятия или вступления в силу. Если они признаются неконституционными, материальный и моральный вред, причиненный этим, возмещает государство.
§ 1.2 Основы правового статуса личности
Конституция Украины исходит из концепции естественных прав человека. Она устанавливает, что «права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы» (ст. 21)3. Конституционные права не могут быть упразднены, а при принятии новых законов не допускается сужение объема существующих прав и свобод. Конституция устанавливает единое гражданство Украины, о гражданстве Автономной Республики Крым, которое ранее существовало, не упоминается. Многие личные и социально-экономические права закреплены в конституции как права всех лиц, находящихся на территории Украины, но большинство политических прав принадлежит только ее гражданам (например, членство в политической партии, в профсоюзе, свобода собраний, участие в управлении государственными делами).
Конституция содержит традиционный перечень социально-экономических, политических и личных прав и свобод. Говоря о равноправие граждан, она не допускает привилегий или ограничений по признакам расы, национальности, пола, политических и религиозных убеждений языка и т.д. Особо говорится о равноправии супругов в браке и семье Государственным языком является украинский, русскому и другим языкам национальных меньшинств Украины гарантируется свободное развитие.
В числе социально-экономических прав конституция закрепляет право собственности, в том числе частной. Отчуждение объектов частной собственности может применяться как исключение, на основе закона и при условии предварительной и полной компенсации; последующее возмещение возможно только в условиях военного и чрезвычайного положения. Конфискация имущества может быть осуществлена только судом. Использование права собственности не должно наносить ущерб свободе и достоинству личности, интересам общества, ухудшать экологическую обстановку и качество земли. Говорится о праве свободно распоряжаться результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, о праве предпринимательской деятельности (ограничения этого права, связанные с депутатским мандатом и некоторыми видами государственной службы, будут рассмотрены ниже); недобросовестная конкуренция, а также злоупотребление монопольным положением на рынке запрещены.
Конституция говорит о правах потребителей, о праве на труд (принудительный труд запрещен, но не рассматриваются как принудительный труд военная и альтернативная служба, работа по приговору суда или в условиях чрезвычайного или военного положения), о праве на безопасные условия труда (запрещается труд женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах), о праве на забастовку для защиты экономических и социальных интересов (политические забастовки запрещены, при забастовках должны учитываться национальные интересы страны), о праве на отдых (еженедельный отдых и ежегодный оплачиваемый отпуск), на социальную защиту (согласно конституции, пенсии и другие социальные выплаты должны обеспечивать прожиточный минимум), на охрану здоровья (при государственном финансировании сеть государственных и муниципальных медицинских учреждений не может быть сокращена), о праве на информацию о состоянии окружающей среды и качестве пищевых продуктов (эта формулировка, видимо, отражает, в частности, последствия Чернобыльской атомной аварии), о праве на образование (дошкольное, среднее, профессионально-техническое, высшее и последипломное образование в государственных и коммунальных учреждениях и учебных заведениях бесплатно на конкурсной основе). Гарантируется право на изучение родного языка. Перечень политических прав отражает общие тенденции современного конституционного развития4.
Закрепляя личные свободы, конституция Украины содержит много процессуальных норм, в основном связанных с судебной деятельностью. Она говорит о праве на жизнь, праве защищать свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств, праве на уважение достоинства личности (в частности, нельзя подвергать человека унижающим достоинство наказаниям), о праве на свободу и личную неприкосновенность (арест возможен только по мотивированному решению суда, а задержание – сроком до 72 часов, причем задержанный вправе немедленно обжаловать задержание в суд – известная процедура хабеас корпус), на неприкосновенность жилища (обыск возможен по решению суда, в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества; возможен и иной порядок проникновения в чужое жилище, если он установлен законом). Однако в переходных положениях конституции говорится, что в течение пяти лет сохраняется прежний порядок ареста и задержания, осмотра и обыска жилища. Это означает, что многие конституционные гарантии пока не будут применяться.