Конституционное право Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:22, реферат

Описание работы

Целью написания контрольной работы является изучение основ конституционного права Украины.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить основы Конституция Украины и правового статуса личности, рассмотреть правовое регулирование общественных объединений, изучить институты непосредственной демократии, рассмотреть особенности законодательной, исполнительной, судебной власти и рассмотреть понятие: итальянский федерализм и особенности местного самоуправления и управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА УКРАИНЫ
§ 1.1 Конституция Украины.…………………………………………………4
§ 1.2 Основы правового статуса личности…………………………………..8
§ 1.3 Институты непосредственной демократии…………………………..13
§ 1.4 законодательная власть…………………………………….......……..17
§ 1.5 Исполнительная власть………………………………………………..21
§ 1.6 судебная власть………………………………………………………..23
§ 1.7 Итальянский федерализм……………………………………………...24
§ 1.8 Местное самоуправление и управление……………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Конституция Украины.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Конституция предусматривает  тайну переписки, тайну личной и  семейной жизни (сбор конфиденциальных сведений о лице без его согласи) возможен только в случаях, установленных законом), право каждой знакомиться в государственных органах и органах местного самоуправления, в учреждениях и организациях со сведениями о себе, право опровергать недостоверную информацию о себе и членах своей семьи и требовать изъятия такой информации. Предусматривается свобода передвижения, выбора места жительства, право гражданина возвращаться в любое время на Украину, свобода мировоззрения и вероисповедания (ссылки на религию для отказа от исполнения законов недопустимы, но военная служба может быть заменена по религиозным соображениям альтернативной службой), право обжаловать в суд действия государственных органов и органов местного самоуправления, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, право обращаться к Уполномоченному Верховной рады по правам человека, право знать свои права и обязанности, право на правовую помощь и т.д. Особо говорится о правах детей, правах обвиняемых.

Конституция Украины  содержит достаточно широкий перечень основных обязанностей граждан, а также лиц, находящихся на территории Украины (некоторые обязанности, например защита Отечества, относятся только к гражданам, но большинство обязанностей распространяются и на других лиц). Отдельные обязанности (например, уважать государственные символы Украины) имеют преимущественно моральный характер.

Среди конституционных  обязанностей также названы: соблюдение конституции и законов Украины, защита Отечества, неприкосновенности и целостности территории, несение военной службы, плата налогов, подача ежегодной декларации об имущественном положении в налоговую инспекцию. Сюда же отнесена обязанность не посягать на права и свободы, честь и достоинство других лиц, не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные убытки5.

 

§ 1.3 Институты непосредственной демократии

 

Конституция Украины  употребляет термин «непосредственная  демократия» и называет в качестве форм ее осуществления выборы и референдум, не исключая при этом другие формы. Упоминается о народной инициативе, но только при возбуждении процедуры референдума. На местном уровне возможны различные формы «самоорганизации населения» – домовые, квартальные и иные органы и организации.

Выборы. Конституция устанавливает  лишь основные принципы избирательного права, а также содержит некоторые положения, относящиеся к активному и пассивному избирательному праву. Порядок выборов устанавливается законами: о выборах президента Украины 1991 г. (принят в новой редакции в 1994 г.), о выборах народных депутатов Украины (членов Верховной рады) 1993 г. (с изменениями 1993– 1996 гг.), о выборах депутатов и председателей сельских, поселковых, районных, городских и областных советов 1994 г. (с изменениями 1994 – 1996 гг.). Есть также толкования некоторых статей этих законов, принятые Верховной радой до создания Конституционного суда Украины. Эти акты действуют в той части, которая не противоречит конституции 1996 г. Закон о местных советах регулирует также избрание председателей советов непосредственно гражданами (избранные таким образом председатели советов становились представителями государства на местах). Однако в связи с созданием местных государственных администраций такие выборы больше проводиться не будут6.

Активное избирательное  право на всех выборах имеют лица, достигшие 18 лет; ценза оседлости не существует. Не имеют избирательных прав недееспособные, временно приостанавливаются избирательные права лиц, находящихся в местах лишения свободы и принудительного лечения по приговору суда. Не могут быть избраны лица, находящиеся на военной или альтернативной службе, служащие в органах безопасности, Министерства внутренних дел, в иных воинских формированиях, представители президента на местах, судьи, прокуроры. Но они могут быть зарегистрированы в качестве кандидатов и участвовать в выборах, если подадут заявление в избирательную комиссию о том, что временно, на период выборов, прекращают исполнение своих служебных полномочий. Будучи избранными, они оставляют должность (военные откомандировываются для работы в представительных органах). Для пассивного избирательного права установлены дополнительные условия: повышенный возраст (например, 35 лет для президента, 21 – для депутата Верховной рады), иные условия (например, президент должен в течение 10 лет жить на Украине, знать украинский язык). Депутатами местных советов могут  быть избраны лишь лица, проживающие или работающие в данной административно-территориальной единице.

Выборы, в Верховную  раду и местные советы проходят по одномандатным избирательным округам (при выборах Верховной рады разница в численности избирателей в округах не может превышать 12%), выборы. президента – по единому общегосударственному избирательному округу. Выборами руководят Центральная избирательная комиссия, которая создается Верховной радой и действует в основном на общественных началах (освобожденными работниками являются председатель, его заместитель и секретарь Центральной избирательной комиссии), территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии (по выборам президента создается 27 окружных избирательных комиссий в границах областей, Крыма, Киева и Севастополя, по выборам депутатов Верховной рады – 450 – по числу одномандатных избирательных округов). Все избирательные комиссии, кроме центральной, создаются местными советами.

Кандидат на должность президента может быть выдвинут зарегистрированными партиями, насчитывающими не менее 1 тыс. членов, а также собраниями избирателей, если на них присутствует не менее 500 человек. Кандидат в народные депутаты Верховной рады выдвигается местными отделениями политических партий или не менее чем 10 избирателями, в местные советы – партиями, трудовыми коллективами, собраниями избирателей (в присутствии от 20 до 200 человек в зависимости от административно-территориальной единицы). Кандидаты и уполномоченные ими доверенные лица (их число законами ограничено от 5 при выборах в некоторые местные советы до 30 при выборах президента) должны собрать определенное число подписей в поддержку кандидата:

300 – для кандидата в депутаты Верховной рады (но только по данному избирательному округу), 100 тыс. – для кандидата в президенты, в том числе не менее 1500 подписей в каждом из 2/3 избирательных округов. Кандидаты в депутаты парламента и местных советов вносят избирательный залог (размер его неоднократно изменялся, в настоящее время для кандидатов в депутаты Верховной рады это размер дохода, не облагаемого налогом)7.

Законодательство предусматривает равную государственную поддержку кандидатов во время предвыборной агитации: предоставляется одинаковое время для выступлений по радио, телевидению; за счет государства публикуется равное количество агитационных материалов (например, 8 тыс. плакатов для каждого кандидата в президенты, а также до двух машинописных страниц текста программы и до четырех страниц автобиографии; для кандидатов в Верховную раду – по 200 экземпляров плакатов и до двух машинописных страниц текста программы). Кандидаты могут дополнительно расходовать на агитацию личные средства, но закон ограничивает их размер, например не более 10 тыс. минимальных заработных плат для кандидата на должность президента. Если выборы в каком-либо округе дважды не состоялись, то в третий раз они могут быть проведены лишь через год.

Отзыв депутата. Закон о местных  советах допускает возможность  отзыва депутата избирателями. Это может быть осуществлено в результате обращения совета к избирателям в случае систематического нарушения депутатом своих обязанностей по неуважительным причинам (неявка на сессии, на заседания постоянной комиссии и др.). Порядок отзыва этим законом не урегулирован.

Референдум. Согласно конституции  и Закону о всеукраинском и  местных референдумах 1991 г. (с последующими изменениями), всеукраинский референдум может быть назначен Верховной радой или президентом Украины, но только в результате народной инициативы (до принятия конституции 1996 г. референдум назначался по инициативе половины членов Верховной рады). Местный референдум может назначить соответствующий совет. Вопрос о референдуме возбуждается на собрании избирателей (не менее 200 для всеукраинского референдума, 20 – 50 избирателей – для местного в зависимости от административно-территориальной единицы). Собрание создает инициативную группу, которая после регистрации собирает подписи в поддержку предложения о референдуме.

На референдуме могут быть приняты или отменены законы, решения местного совета, приняты иные решения. Закон устанавливает, что акты принятые на референдуме, имеют высшую юридическую силу по сравнению с законами Верховной рады и решениями местных советов. Они не нуждаются в каком-либо утверждении. Референдум действителен при участии более половины зарегистрированных избирателей. Вопросы об изменении территории Украины, вхождении ее в федерацию или конфедерацию решаются только путем всеукраинского референдума, вопросы об изменении границ административно-территориальных единиц – только путем местного референдума. Совещательный опрос граждан (консультативный референдум) – разновидность референдума, предусмотренная законом. Он проводится для выявления мнения граждан по важным вопросам на общегосударственном и местном уровнях. В законе о референдуме также говорится, что могут проводиться опросы общественного мнения, но они не порождают юридических последствий, подобных консультативному референдуму.

Общие собрания (сходы) граждан, общественные комитеты и советы самоуправления. Для решения местных вопросов председатель совета может созвать сход граждан или собрание представителей деревень, входящих в данную административно-территориальную единицу. Для практического решения местных дел сход граждан может избирать общественные комитеты и общественные советы самоуправления.

 

 

 

 

 

§ 1.4 законодательная власть

 

Согласно ст. 75 конституции  Украины, единственным органом законодательной власти является парламент – Верховная рада. Местные законы для Крыма принимает Верховный совет Автономной Республики Крым.

Структура парламента. Верховная рада – однопалатный орган. В ее составе 450 депутатов, избираемых гражданами путем прямых выборов. Депутатом может быть гражданин Украины, достигший 21 года (ранее – 25 лет), обладающий избирательными правами и проживающий на Украине в течение последних пяти лет перед выборами. Не могут быть избраны граждане, имеющие судимость за совершение умышленных преступлений, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке. Депутаты избираются на 5 лет. Досрочное прекращение полномочий Верховной рады возможно только в результате ее роспуска и лишь в одном случае: если она не может начать пленарные заседания в течение месяца после выборов. Досрочное прекращение полномочий отдельных депутатов возможно в случае подачи ими заявления об отставке, вступления в силу обвинительного приговора, признания судом недееспособным, утраты украинского гражданства или выезда для постоянного проживания за пределы Украины. Действующий состав Рады избран в 1994 г. Согласно переходным положениям конституции, новые выборы состоятся в 1998 г.8

Народный депутат Украины (термин, применяемый к депутатам  Верховной рады) осуществляет свои полномочия на постоянной основе, он оставляет прежнюю службу или работу, не может иметь другой представительский мандат, состоять на государственной службе. Если депутат не выполняет положений о несовместимости депутатской деятельности с другими видами работы, его полномочия прекращаются.

Народный депутат пользуется депутатским иммунитетом (без санкции парламента он не может быть арестован или задержан) и депутатским индемнитетом, но он несет ответственность за оскорбления и клевету во время выступления в парламенте. Депутат обладает широким правом запроса: он может обращаться с запросом на сессии парламента к Кабинету министров, к руководителям других органов государства, учреждений, предприятий, расположенных на территории Украины, независимо от их подчиненности и форм собственности. Однако последствия запроса определены конституцией недостаточно ясно: сказано лишь, что руководители организаций обязаны сообщить депутату о результатах его запроса.

Верховная рада создает  свои руководящие и иные внутренние органы: избирает председателя Верховной рады, его первого заместителя и заместителя и в любое время может отозвать их. Председатель ведет заседания Верховной рады, организует подготовку вопросов для рассмотрения в парламенте, представляет Раду в отношениях с другими органами власти и иностранными государствами, организует работу ее аппарата.

Верховная рада – парламент, имеющий полномочия, установленные конституцией. Часть из них прямо перечислена в конституции (в общей сложности 66 пунктов). Кроме того, сказано, что Рада осуществляет и другие полномочия, отнесенные к ее ведению конституцией и законами (законы принимает она сама). Перечисленные в конституции полномочия разделены на две группы: 1) полномочия Верховной рады общего характера (36 пунктов) и 2) полномочия, которые осуществляются только путем принятия законов:

«определяются законами» (22 пункта) и «устанавливаются законами» (8 пунктов). К первой группе относятся: изменение конституции, назначение референдума, определение основ внешней и внутренней политики, утверждение государственных программ экономического, научно-технического, социального развития страны, охрана окружающей среды, объявление по представлению президента войны и заключение мира, смещение президента в порядке импичмента, контроль за деятельностью Кабинета министров, назначение на ряд должностей, утверждение общей структуры и численности вооруженных сил, дача согласия на назначение и освобождение председателя Антимонопольного комитета, председателя Фонда государственного имущества, генерального прокурора, трети Конституционного суда, на избрание судей (бессрочно) и т.д. Верховная рада вправе досрочно прекратить полномочия Верховной рады Автономной Республики Крым при заключении Конституционного суда о нарушении Верховной радой Крыма конституции и законов Украины.

Полномочия, которые Верховная  рада Украины может осуществлять только путем принятия законов, в  свою очередь делятся на две группы9:

либо определяемые, либо устанавливаемые законами. К первой группе вопросов, регулируемых исключительно законом, относятся, например, права человека и гражданина, права коренных народов и национальных меньшинств, основы социальной защиты и пенсионного обеспечения, правовой режим собственности, правовой режим военного и чрезвычайного положения, основы местного самоуправления, амнистия и др. Ко второй группе относятся: государственный бюджет, система налогообложения, налоги и сборы, статус национальной валюты, а также иностранных валют на территории Украины, порядок направления вооруженных сил Украины в другие государства, государственные праздники и др. В обоих случаях говорится, что эти полномочия определяются или устанавливаются «исключительно законами». Различия в правовом регулировании может выявить, видимо, только практика.

Информация о работе Конституционное право Украины