Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:22, реферат
Целью написания контрольной работы является изучение основ конституционного права Украины.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить основы Конституция Украины и правового статуса личности, рассмотреть правовое регулирование общественных объединений, изучить институты непосредственной демократии, рассмотреть особенности законодательной, исполнительной, судебной власти и рассмотреть понятие: итальянский федерализм и особенности местного самоуправления и управления.
Введение…………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА УКРАИНЫ
§ 1.1 Конституция Украины.…………………………………………………4
§ 1.2 Основы правового статуса личности…………………………………..8
§ 1.3 Институты непосредственной демократии…………………………..13
§ 1.4 законодательная власть…………………………………….......……..17
§ 1.5 Исполнительная власть………………………………………………..21
§ 1.6 судебная власть………………………………………………………..23
§ 1.7 Итальянский федерализм……………………………………………...24
§ 1.8 Местное самоуправление и управление……………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...30
Конституция предусматривает тайну переписки, тайну личной и семейной жизни (сбор конфиденциальных сведений о лице без его согласи) возможен только в случаях, установленных законом), право каждой знакомиться в государственных органах и органах местного самоуправления, в учреждениях и организациях со сведениями о себе, право опровергать недостоверную информацию о себе и членах своей семьи и требовать изъятия такой информации. Предусматривается свобода передвижения, выбора места жительства, право гражданина возвращаться в любое время на Украину, свобода мировоззрения и вероисповедания (ссылки на религию для отказа от исполнения законов недопустимы, но военная служба может быть заменена по религиозным соображениям альтернативной службой), право обжаловать в суд действия государственных органов и органов местного самоуправления, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, право обращаться к Уполномоченному Верховной рады по правам человека, право знать свои права и обязанности, право на правовую помощь и т.д. Особо говорится о правах детей, правах обвиняемых.
Конституция Украины содержит достаточно широкий перечень основных обязанностей граждан, а также лиц, находящихся на территории Украины (некоторые обязанности, например защита Отечества, относятся только к гражданам, но большинство обязанностей распространяются и на других лиц). Отдельные обязанности (например, уважать государственные символы Украины) имеют преимущественно моральный характер.
Среди конституционных обязанностей также названы: соблюдение конституции и законов Украины, защита Отечества, неприкосновенности и целостности территории, несение военной службы, плата налогов, подача ежегодной декларации об имущественном положении в налоговую инспекцию. Сюда же отнесена обязанность не посягать на права и свободы, честь и достоинство других лиц, не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненные убытки5.
§ 1.3 Институты непосредственной демократии
Конституция Украины употребляет термин «непосредственная демократия» и называет в качестве форм ее осуществления выборы и референдум, не исключая при этом другие формы. Упоминается о народной инициативе, но только при возбуждении процедуры референдума. На местном уровне возможны различные формы «самоорганизации населения» – домовые, квартальные и иные органы и организации.
Выборы. Конституция устанавливает лишь основные принципы избирательного права, а также содержит некоторые положения, относящиеся к активному и пассивному избирательному праву. Порядок выборов устанавливается законами: о выборах президента Украины 1991 г. (принят в новой редакции в 1994 г.), о выборах народных депутатов Украины (членов Верховной рады) 1993 г. (с изменениями 1993– 1996 гг.), о выборах депутатов и председателей сельских, поселковых, районных, городских и областных советов 1994 г. (с изменениями 1994 – 1996 гг.). Есть также толкования некоторых статей этих законов, принятые Верховной радой до создания Конституционного суда Украины. Эти акты действуют в той части, которая не противоречит конституции 1996 г. Закон о местных советах регулирует также избрание председателей советов непосредственно гражданами (избранные таким образом председатели советов становились представителями государства на местах). Однако в связи с созданием местных государственных администраций такие выборы больше проводиться не будут6.
Активное избирательное
право на всех выборах имеют лица, достигшие 18
лет; ценза оседлости не существует. Не
имеют избирательных прав недееспособные,
временно приостанавливаются избирательные
права лиц, находящихся в местах лишения
свободы и принудительного лечения по
приговору суда. Не могут быть избраны
лица, находящиеся на военной или альтернативной
службе, служащие в органах безопасности,
Министерства внутренних дел, в иных воинских
формированиях, представители президента
на местах, судьи, прокуроры. Но они могут
быть зарегистрированы в качестве кандидатов
и участвовать в выборах, если подадут
заявление в избирательную комиссию о
том, что временно, на период выборов, прекращают
исполнение своих служебных полномочий.
Будучи избранными, они оставляют должность
(военные откомандировываются для работы
в представительных органах). Для пассивного
избирательного права установлены дополнительные
условия: повышенный возраст (например,
35 лет для президента, 21 – для депутата
Верховной рады), иные условия (например,
президент должен в течение 10 лет жить
на Украине, знать украинский язык). Депутатами
местных советов могут быть избраны лишь
лица, проживающие или работающие в данной
административно-
Выборы, в Верховную раду и местные советы проходят по одномандатным избирательным округам (при выборах Верховной рады разница в численности избирателей в округах не может превышать 12%), выборы. президента – по единому общегосударственному избирательному округу. Выборами руководят Центральная избирательная комиссия, которая создается Верховной радой и действует в основном на общественных началах (освобожденными работниками являются председатель, его заместитель и секретарь Центральной избирательной комиссии), территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии (по выборам президента создается 27 окружных избирательных комиссий в границах областей, Крыма, Киева и Севастополя, по выборам депутатов Верховной рады – 450 – по числу одномандатных избирательных округов). Все избирательные комиссии, кроме центральной, создаются местными советами.
Кандидат на должность президента может быть
выдвинут зарегистрированными партиями,
насчитывающими не менее 1 тыс. членов,
а также собраниями избирателей, если
на них присутствует не менее 500 человек.
Кандидат в народные депутаты Верховной
рады выдвигается местными отделениями
политических партий или не менее чем
10 избирателями, в местные советы – партиями,
трудовыми коллективами, собраниями избирателей
(в присутствии от 20 до 200 человек в зависимости
от административно-
300 – для кандидата в депутаты Верховной рады (но только по данному избирательному округу), 100 тыс. – для кандидата в президенты, в том числе не менее 1500 подписей в каждом из 2/3 избирательных округов. Кандидаты в депутаты парламента и местных советов вносят избирательный залог (размер его неоднократно изменялся, в настоящее время для кандидатов в депутаты Верховной рады это размер дохода, не облагаемого налогом)7.
Законодательство предусматрива
Отзыв депутата. Закон о местных советах допускает возможность отзыва депутата избирателями. Это может быть осуществлено в результате обращения совета к избирателям в случае систематического нарушения депутатом своих обязанностей по неуважительным причинам (неявка на сессии, на заседания постоянной комиссии и др.). Порядок отзыва этим законом не урегулирован.
Референдум. Согласно конституции
и Закону о всеукраинском и
местных референдумах 1991 г. (с последующими
изменениями), всеукраинский референдум
может быть назначен Верховной радой
или президентом Украины, но только в результате
народной инициативы (до принятия конституции
1996 г. референдум назначался по инициативе
половины членов Верховной рады). Местный
референдум может назначить соответствующий
совет. Вопрос о референдуме возбуждается
на собрании избирателей (не менее 200 для
всеукраинского референдума, 20 – 50 избирателей
– для местного в зависимости от административно-
На референдуме могут быть приняты
или отменены законы, решения местного
совета, приняты иные решения. Закон устанавливает,
что акты принятые на референдуме, имеют
высшую юридическую силу по сравнению
с законами Верховной рады и решениями
местных советов. Они не нуждаются в каком-либо
утверждении. Референдум действителен
при участии более половины зарегистрированных
избирателей. Вопросы об изменении территории
Украины, вхождении ее в федерацию или
конфедерацию решаются только путем всеукраинского
референдума, вопросы об изменении границ
административно-
Общие собрания (сходы) граждан, общественные
комитеты и советы самоуправления. Для
решения местных вопросов председатель
совета может созвать сход граждан или
собрание представителей деревень, входящих
в данную административно-
§ 1.4 законодательная власть
Согласно ст. 75 конституции Украины, единственным органом законодательной власти является парламент – Верховная рада. Местные законы для Крыма принимает Верховный совет Автономной Республики Крым.
Структура парламента. Верховная рада – однопалатный орган. В ее составе 450 депутатов, избираемых гражданами путем прямых выборов. Депутатом может быть гражданин Украины, достигший 21 года (ранее – 25 лет), обладающий избирательными правами и проживающий на Украине в течение последних пяти лет перед выборами. Не могут быть избраны граждане, имеющие судимость за совершение умышленных преступлений, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке. Депутаты избираются на 5 лет. Досрочное прекращение полномочий Верховной рады возможно только в результате ее роспуска и лишь в одном случае: если она не может начать пленарные заседания в течение месяца после выборов. Досрочное прекращение полномочий отдельных депутатов возможно в случае подачи ими заявления об отставке, вступления в силу обвинительного приговора, признания судом недееспособным, утраты украинского гражданства или выезда для постоянного проживания за пределы Украины. Действующий состав Рады избран в 1994 г. Согласно переходным положениям конституции, новые выборы состоятся в 1998 г.8
Народный депутат Украины (термин, применяемый к депутатам Верховной рады) осуществляет свои полномочия на постоянной основе, он оставляет прежнюю службу или работу, не может иметь другой представительский мандат, состоять на государственной службе. Если депутат не выполняет положений о несовместимости депутатской деятельности с другими видами работы, его полномочия прекращаются.
Народный депутат пользуется депутатским иммунитетом (без санкции парламента он не может быть арестован или задержан) и депутатским индемнитетом, но он несет ответственность за оскорбления и клевету во время выступления в парламенте. Депутат обладает широким правом запроса: он может обращаться с запросом на сессии парламента к Кабинету министров, к руководителям других органов государства, учреждений, предприятий, расположенных на территории Украины, независимо от их подчиненности и форм собственности. Однако последствия запроса определены конституцией недостаточно ясно: сказано лишь, что руководители организаций обязаны сообщить депутату о результатах его запроса.
Верховная рада создает свои руководящие и иные внутренние органы: избирает председателя Верховной рады, его первого заместителя и заместителя и в любое время может отозвать их. Председатель ведет заседания Верховной рады, организует подготовку вопросов для рассмотрения в парламенте, представляет Раду в отношениях с другими органами власти и иностранными государствами, организует работу ее аппарата.
Верховная рада – парламент, имеющий полномочия, установленные конституцией. Часть из них прямо перечислена в конституции (в общей сложности 66 пунктов). Кроме того, сказано, что Рада осуществляет и другие полномочия, отнесенные к ее ведению конституцией и законами (законы принимает она сама). Перечисленные в конституции полномочия разделены на две группы: 1) полномочия Верховной рады общего характера (36 пунктов) и 2) полномочия, которые осуществляются только путем принятия законов:
«определяются законами» (22 пункта) и «устанавливаются законами» (8 пунктов). К первой группе относятся: изменение конституции, назначение референдума, определение основ внешней и внутренней политики, утверждение государственных программ экономического, научно-технического, социального развития страны, охрана окружающей среды, объявление по представлению президента войны и заключение мира, смещение президента в порядке импичмента, контроль за деятельностью Кабинета министров, назначение на ряд должностей, утверждение общей структуры и численности вооруженных сил, дача согласия на назначение и освобождение председателя Антимонопольного комитета, председателя Фонда государственного имущества, генерального прокурора, трети Конституционного суда, на избрание судей (бессрочно) и т.д. Верховная рада вправе досрочно прекратить полномочия Верховной рады Автономной Республики Крым при заключении Конституционного суда о нарушении Верховной радой Крыма конституции и законов Украины.
Полномочия, которые Верховная рада Украины может осуществлять только путем принятия законов, в свою очередь делятся на две группы9:
либо определяемые, либо устанавливаемые законами. К первой группе вопросов, регулируемых исключительно законом, относятся, например, права человека и гражданина, права коренных народов и национальных меньшинств, основы социальной защиты и пенсионного обеспечения, правовой режим собственности, правовой режим военного и чрезвычайного положения, основы местного самоуправления, амнистия и др. Ко второй группе относятся: государственный бюджет, система налогообложения, налоги и сборы, статус национальной валюты, а также иностранных валют на территории Украины, порядок направления вооруженных сил Украины в другие государства, государственные праздники и др. В обоих случаях говорится, что эти полномочия определяются или устанавливаются «исключительно законами». Различия в правовом регулировании может выявить, видимо, только практика.