Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:22, реферат
Целью написания контрольной работы является изучение основ конституционного права Украины.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить основы Конституция Украины и правового статуса личности, рассмотреть правовое регулирование общественных объединений, изучить институты непосредственной демократии, рассмотреть особенности законодательной, исполнительной, судебной власти и рассмотреть понятие: итальянский федерализм и особенности местного самоуправления и управления.
Введение…………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА УКРАИНЫ
§ 1.1 Конституция Украины.…………………………………………………4
§ 1.2 Основы правового статуса личности…………………………………..8
§ 1.3 Институты непосредственной демократии…………………………..13
§ 1.4 законодательная власть…………………………………….......……..17
§ 1.5 Исполнительная власть………………………………………………..21
§ 1.6 судебная власть………………………………………………………..23
§ 1.7 Итальянский федерализм……………………………………………...24
§ 1.8 Местное самоуправление и управление……………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...30
Контроль Верховной рады по отношению к Кабинету министров. Парламент рассматривает вопросы об одобрении программы правительства. По этому вопросу Кабинет подконтролен Верховной раде, подотчетен ей, но о том, должен ли он уйти в отставку, если его программа не будет одобрена, в конституции прямо не говорится. Кабинет уходит в отставку в случае выражения ему вотума недоверия.
Сессии и заседания. Верховная рада является полномочной при условии избрания 2/3 ее конституционного состава, т.е. она может проводить заседания и даже принимать решения, включая поправки к конституции, поскольку для их одобрения нужны 2/3 голосов (если, конечно, все без исключения депутаты в этом случае будут голосовать «за»).
Законодательный процесс.
Право законодательной
§ 1.5 Исполнительная власть
Согласно конституции высшим органом исполнительной власти является Кабинет министров. Президент Украины охарактеризован в основном законе только как глава государства, но на практике в соответствии со своими полномочиями он выступает и как орган исполнительной власти. В ст. 94 конституции прямо говорится, что президент принимает законы «к исполнению»10.
Президент. Президент Украины избирается гражданами в соответствии с принципами избирательного права на 5 лет. Президентом может быть избран гражданин Украины, достигший 35-летнего возраста, обладающий избирательными правами, проживающий на Украине в течение 10 лет до дня выборов, владеющий государственным (украинским) языком. Одно и то же лицо может быть избрано только на два срока подряд. Согласно переходным постановлениям конституции, нынешний президент, избранный в 1994 г., сохраняет свои полномочия до 1999 г., когда состоятся новые выборы.
Президент не может быть депутатом представительных органов, занимать должность в государственных органах или общественных объединениях граждан, заниматься иной оплачиваемой работой, предпринимательской деятельностью, входить в состав руководящих органов или наблюдательных советов предприятий. Присягу он дает на торжественном заседании Верховной рады. Приведение к присяге осуществляется председателем Конституционного суда. Президент – гарант государственного суверенитета, территориальной целостности страны, соблюдения конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он пользуется неприкосновенностью: не подлежит уголовной и административной ответственности, хотя к нему как представителю государства может быть обращен гражданский иск. За посягательства на честь и достоинство президента виновные несут ответственность. Звание президента сохраняется за ним пожизненно, если только он не был смещен с этого поста в порядке импичмента. При президенте существует Совет национальной безопасности и обороны. Это координационный орган.
Импичмент – отрешение от должности – возможен в случае государственной измены или иного преступления, совершенного президентом. В случае смещения президента его обязанности выполняет до избрания нового президента премьер-министр, но временно исполняющий должность президента не может распускать парламент, обращаться к нему с посланиями, назначать референдум, назначать министров, создавать министерства, награждать государственными наградами и выполнять некоторые другие полномочия президента.
Кабинет министров и другие органы исполнительной власти. Кабинет министров состоит из премьер-министра, первого вице-премьер-министра, трех вице-премьер-министров и министров. Кабинет министров Украины несет двойную ответственность. По традициям конституционного права в конституции 1996 г. перечислены полномочия Кабинета министров. Кабинет министров издает постановления и распоряжения, которые подписывает премьер-министр. После принятия конституции 1996 г. Кабинет министров был сформирован в новом составе.
Исполнительную власть
в областях, районах, городах Киеве
и Севастополе осуществляют местные
государственные администрации, Это
органы государственной власти. Органы
местной государственной
§ 1.6 судебная власть
Суд. Конституция устанавливает, что правосудие осуществляется только судом и присвоение этих функций другими органами и должностными лицами не допускается. Создание особых и чрезвычайных судов запрещено. Судопроизводство осуществляется Конституционным судом судами общей юрисдикции, рассматривающими уголовные и гражданские дела, и специализированными судами. Высшим судебным органом является Верховный суд, в системе специализированных судов должны быть созданы высшие отраслевые суды. Верховный суд и судьи высших специализированных судов избираются Верховной радой Украины. Конституция предусматривает также создание апелляционных судов, но до создания новой судебной системы прежний Верховный суд и Высший арбитражный суд продолжают осуществлять свои функции. По конституции это может продолжаться не более пяти лет. Правосудие осуществляется профессиональными судьями, народными заседателями и присяжными (по определенным делам). Судьи могут осуществлять правосудие единолично, народные заседатели и присяжные действуют только в составе коллегии.
Судьей может быть гражданин не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий на Украине не менее 10 лет, знающий украинский язык. Судья не может принадлежать к политической партии, профсоюзу, заниматься политической деятельностью, иметь представительский мандат, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной, творческой. Судьи специализированных судов помимо юридического образования должны иметь специальную подготовку (например, по экономике и финансам в финансовом суде). Они осуществляют правосудие только коллегиально12.
Кроме судей Конституционного суда, а также судей, назначенных впервые (для них установлен пятилетний срок пребывания в должности с возможным продлением полномочий), все остальные судьи занимают эту должность бессрочно. Они освобождаются от нее по достижении 65 лет, по состоянию здоровья, в результате нарушения требований несовместимости или присяги, вступления в силу приговора, утраты украинского гражданства, подачи заявления об отставке.
Конституция закрепляет принципы правосудия, среди которых наряду с общепринятыми есть и специфические: «обеспечение доказанности вины», поддержка государственного обвинения прокурором, полное фиксирование судебного процесса техническими средствами, обеспечение апелляционного и кассационного обжалования судебных решений. Внутренние вопросы деятельности судейского корпуса решаются путем судебного самоуправления.
Прокуратура составляет единую систему, на которую возлагаются поддержание государственного обвинения в суде, представительство интересов государства и граждан в суде в определенных законом случаях надзор за соблюдением законов. До создания новой системы прокуратуры и органов досудебного следствия прокуроры продолжают выполнят прежние обязанности. Возглавляет эту централизованную систему генеральный прокурор, назначаемый президентом с согласия Верховной рады. Последняя вправе выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой отставку.
§ 1.7 Украинский федерализм
Украина всегда была федерацией де-факто – ведь она состоит из слишком разных кусков, каждый из которых должен иметь определённое поле для самовыражения. С другой стороны, как актуальный политический лозунг, как программа, как идея, федерализм на Украине до сих пор не нашёл адекватного отражения. Он не сформулирован в целом как философия. Есть только первые попытки что-то сформулировать, но на этом поле случаются сложные, местами трагические эпизоды, например, гибель Евгения Кушнарёва, единственного политика, на мой взгляд, который сделал федерализм основой своей политической платформы.
Украина обречена быть федеративной по одной простой причине – к этому будет подталкивать интеграция в западные институты. Ведь федерализм – это демократия в пространстве, структура, свойственная Западной Европе. В той мере, в которой Украина будет интегрироваться в западные институты – она будет федерализироваться однозначно, в той или иной форме. Необязательно формально объявлять Украину федерацией, ведь Испанию никто таковой не объявлял, хотя де-факто она является федеративной. Как только появится «круглый стол» – а федерация – это фактически и есть такой круглый стол, где те или иные проблемы будут обсуждаться по определенным правилам, – ситуация сразу наладится. Федерализм позволит снять противоречия в государстве, а не обострить их13.
Сегодня никто из украинских политиков не говорит о федерализме, как политическом проекте. Партия регионов Виктора Януковича, в целом, на мой взгляд, не является структурой, которая может поддержать федералистские проекты. Это больше оппортунисты от федерализма, которые всякий раз готовы говорить об этой идее, потому что элитам данной политической силы выгодна ситуация унитарной Украины, когда руль управления находятся в их руках. Пока федерализмом на Украине будет заниматься Партия регионов – эта идея обречена. Украина это очень нестабильное государство, чрезвычайно динамично меняется ситуация.
Идея федерализма сама по себе на Украине не нова. Однако до сих пор Украина не смогла перейти к федеративной модели государственного устройства, в основе чего видны две политические первопричины.
Первая из них заключается в том, что во многом паразитирующая западноукраинская политическая элита, представляющая дотационные регионы Украины, используя своё влияние на подконтрольные ей массы галичан, и соответственно, присутствие в центральных органах власти, жестко блокирует любые попытки, связанные с переходом Украины к федеративному устройству, справедливо усматривая в этом угрозу своим личным, корыстным интересам. Ибо, в случае перехода Украины к федеративному устройству, представителям западноукраинской элиты придётся, что называется, протягивать ножки по одёжке… Ни какого волевого, административного перекачивания средств с востока Украины на запад в таком случае не будет. А, значит, не будет и политических привилегий для представителей Западной Украины.
И тут галичанам уже будет не до менторского тона, какой до сих пор сквозит в отношении к жителям юго-восточных, русскокультурных регионов Украины. В условиях федерализма представителям Западной Украины придётся уважать мнение тех, кто в первую очередь содержит Украинское государство и, конечно же, считаться с ним. Вторая причина, вследствие которой идея федерализма не смогла реализоваться на Украине, заключается в том, что до сих пор на Украине не было политической силы способной эту идею практически реализовать, а, точнее сказать, способной вынудить представителей Западной Украины с ней согласится14.
§ 1.8 Местное самоуправление и управление
Территориальное устройство государства. Согласно конституции,
территориальное устройство Украины основано
на принципах единства государственной
территории (этот принцип особенно важен
в связи с положением Крыма и арендуемых
Россией баз для Черноморского флота),
сочетания централизации и децентрализации
в осуществлении государственной власти,
сбалансированного развития районов с
учетом их исторических, экономических
и иных отношений и традиций. Все существующие
территориально-политические единицы
Украины – области, районы, города, городские
районы в крупных городах, поселки, села,
а также Автономная Республика Крым рассматриваются
как звенья единого административно-
Правовое положение Автономной Республики Крым. Крым имеет свою конституцию, которую принимает Верховная рада Крыма, а затем утверждает Верховная рада Украины. Органы государственной власти Крыма могут решать только те вопросы, которые отнесены к ведению автономной республики конституцией Украины. Полномочия Крыма разделены конституцией Украины на две группы: вопросы, по которым республика может осуществлять нормативное регулирование, и вопросы, отнесенные к ее ведению. Представительным органом Крыма является Верховная рада Крыма. Конституция Украины не рассматривает ее как законодательный орган: Рада принимает решения и постановления, обязательные для исполнения в Крыму. Правительство Крыма – Совет министров15.
Организация государственной власти на местах. На Украине действует система, которая сочетает существование на местах органов государственной власти (государственной администрации) и органов местного самоуправления (советов). Исполнительную власть в областях, районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации.