Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 06:24, методичка

Описание работы

Предметом Конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:
а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 83.49 Кб (Скачать файл)
  1. Конституционное право
    1. Предмет конституционного права

Предметом Конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):

народовластие;

  • государственный суверенитет;
  • разделение властей;
  • форма правления;
  • форма государственного устройства;
  • субъекты государственной власти;
  • способы реализации государственной власти;
  • Избирательное право и избирательная система.

б) установления основных прав и свобод человека и гражданина (отношения между человеком и государством):

  • принципы правового статуса личности;
  • основные права, свободы и обязанности;
  • гарантии прав и свобод;
  • гражданство (подданство).

 

1.2 Состав правоотношений

 

Для возникновения конкретных правоотношений необходим определенный юридический факт (событие или действие, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения), приводящий норму в действие.

Например, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты:

  • достижение определенного возраста (18 лет);
  • назначение дня выборов;
  • образование избирательных комиссий, округов, участков;
  • составление списков избирателей и т.д

Кроме юридических фактов необходимы еще и субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения:

  • Народ (выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации);
  • Государство, субъекты РФ;
  • Депутаты;
  • Органы государственной власти и местного самоуправления;
  • Политические партии;
  • Избирательные комиссии;
  • Иностранные граждане и лица без гражданства (в некоторых случаях, например, при подаче ходатайства о приобретении российского гражданства);
  • Собрания избирателей и др.

В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие объекты конституционно-правовых отношений:

  • Государственная территория и её границы;
  • Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство);
  • Материальные блага (природные ресурсы, средства государственной казны);
  • Поведение людей (вступление в гражданство, отзыв депутатов избирателями, митинги и т.д.);
  • Деятельность органов и должностных лиц государства, негосударственных организаций;
  • Правовые акты, например, ставшие объектом рассмотрения в Конституционном Суде, иных судах.

 

1.3 Система Конституционного права

 

1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на:

1)основные принципы отношений человека и государства;

2)основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2. Институт нрав и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ в статье 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения

3. Институт федеративного  устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в 3 главе Конституции РФ, а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами).

4. Институт референдума  и выборов как высших непосредственных  форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, «О референдуме Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

5. Институт системы  органов государственной власти  и местного самоуправления. Структура института включает следующие части:

1) Президент РФ (глава 4 Конституции РФ);

2) Федеральное Собрание  Российской Федерации (глава 5 Конституции РФ);

3) Правительство РФ (глава 6 Конституции РФ);

4) Судебная власть (глава 7 Конституции РФ);

5) Местное самоуправление (глава 8 Конституции РФ).

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, ФКЗ «О Конституционном Суде», «О Правительстве РФ»). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного  самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении в восьмой главе, которые развиваются в текущем законодательстве (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации» и др.).

7. Институт Конституции. Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции – глава 9 Конституции РФ. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

 

1.4 Метод Конституционного права

 

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

  • императивного;
  • диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, статья 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. А часть 5 статьи 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в части 1 статьи 104 Конституции РФ, могут, как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

 

1.4 Источники Конституционного  права

 

1. Законы

  • "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.),(с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.);
  • Конституции республик, находящихся в составе России:
    • Конституция Республики Адыгея;
    • Конституция Республики Алтай и т.д.
  • Уставы других субъектов Российской Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов:
    • Устав Санкт-Петербурга (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 года)
    • Устав Еврейской автономной области (от 8 октября 1997 г. N 40-ОЗ) и т.д.
  • Федеральные конституционные законы:
    • Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации"
    • Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. от 5 апреля 2013 г.):
    • Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. от 7 мая 2013 г.) и др.
  • Федеральные законы:
    • Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. от 7 мая 2013 г);
    • Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 19.05.2013) и др.
  1. Подзаконные нормативные правовые акты:
  • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации:
    • Указ президента РФ от 08.05.2013 n 469 "О назначении на должность сотрудников следственного комитета Российской Федерации" и др.
  • Постановления и регламенты палат Федерального Собрания РФ;
    • Постановление от 9 марта 2011 г. N 4931-5  «о назначении членов центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и др.
  • Постановления Правительства РФ:
    • Постановление от 13 июля 2012 г. N 711 «О вопросах Федеральной Миграционной Служб» и др.
  • Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти;
  • Постановления Конституционного суда РФ;
  • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов;
  • Нормативные правовые акты муниципальных образований.
  1. Учебное пособие:
  • Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. Некрасов С.И. - 2009. - 167 с.
  • Конституционное право Российской Федерации.  Баглай М.В. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. — 784 с.

 

 

3 Таможенное  право

 

 Таможенное право - комплексная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Является отраслью публичного права.

Информация о работе Конституционное право