Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 06:24, методичка

Описание работы

Предметом Конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:
а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 83.49 Кб (Скачать файл)

 

3.1 Предмет таможенного  права

 

В соответствии со статьей 1 Таможенного Кодекса Таможенного Союза предметом таможенного права является правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

 

3.2 Состав правоотношений

 

Состав таможенных правоотношений имеет свою структуру, которая включает: субъект правоотношения, объекты и содержание

Каждый субъект таможенного правоотношения наделяется правами и обязанностями, регламентированными нормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения.

Содержание таможенного правоотношения включает в себя две стороны: юридическую и материальную. Юридическое содержание таможенного правоотношения – это права и обязанности его субъектов. Материальное содержание таможенного правоотношения – это реальное поведение субъектов данного правоотношения, т. е. их активные или пассивные действия, поступки, связанные с реализацией принадлежащих им как участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей.

Субъекты правоотношений - это их конкретные участники. Субъектами таможенного права являются (в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и ФЗ « О таможенном регулировании»):

    1. таможенные органы, должностные лица таможенных органов и таможенных организаций (статья 6 Таможенного кодекса Таможенного союза);

2) юридические лица (таможенный представитель, таможенный перевозчик и т.д.- статья 12 и 18 Таможенного кодекса Таможенного союза соответственно;

3) физические лица (зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо или гражданин РФ – статья 186 Таможенного кодекса Таможенного союза;

Эти субъекты могут быть разделены на две группы: общие и специальные субъекты.

Понятием специального субъекта таможенного права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объёмом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица — предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

В качестве объекта правоотношения выступает то, на что направлены права и обязанности его участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, и др.

Для возникновения, изменения или прекращения конкретного таможенного правоотношения необходимо наличие такого фактора, как юридический факт. Все, что связано с возникновением таможенных правоотношений по перемещению товаров через таможенную границу, – это, прежде всего действия лица, которое намеревается это сделать. Однако нередко встречаются и случаи наступления определенного события как основания возникновения, изменения или прекращения таможенного правоотношения. Так, действие того или иного таможенного режима прекращается по истечении определенного времени, т. е. наступления события, связанного с истечением времени помещения товаров под конкретный таможенный режим.

 

3.3 Система таможенного права

 

Система таможенного права  включает подразделение юридических норм этой отрасли на главные части, основные разделы, институты и входящие в них нормы.

 С некоторой долей  условности можно выделить Общую и Особенную части таможенного права, как это чаще всего принято в других отраслях.

В соответствии с главой 1 – 21 Таможенного Кодекса Таможенного Союза в общую часть входят понятие и содержание таможенного дела, таможенной политики и ее целей, таможенной территории  и таможенной границы Российской Федерации, другие общие термины и понятия. К общей части также относятся разделы о субъектах таможенного права; о формах и методах деятельности таможенных органов, об ответственности в таможенном праве.

Система особенной части (глава 22 – 50 Таможенного Кодекса Таможенного Союза) сформирована с учетом специфики соответствующих блоков, элементов таможенного дела. Она включает правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенного тарифа и взимания таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного контроля. К ней же относятся дознание, осуществляемое таможенными органами, их оперативно-розыскная деятельность, производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение.

 

3.4 Метод таможенного права

 

Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеэкономической деятельности посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, поэтому в таможенно-правовом регулировании превалирует властный (императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозможных обязательных предписаний, запретов и ограничений. Например, статья 207 Таможенного Кодекса Таможенного Союза устанавливает, что ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Менее широко, но все же применяется в таможенном праве и диспозитивный метод. Но в основном это относится к установлению правомочий тех или иных участников таможенных правоотношений. Например, согласно статье 203 Таможенного Кодекса Таможенного Союза:

1. По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную  границу, помещаются под определенную  таможенную процедуру, в порядке  и на условиях, которые предусмотрены  настоящим Кодексом и законодательством  государств - членов таможенного  союза.

2. Лицо вправе изменить  выбранную таможенную процедуру  на другую в соответствии с настоящим Кодексом.

 

3.5. Источники таможенного права

 

В соответствии со статьей 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.

    1. Законы:
  • "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993): ч. 1 ст. 74 Конституции РФ, в соответствии с которой на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и др;
  • Международные договоры Российской Федерации в области таможенного дела, ратифицированные РФ:
    • "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17);
    • Конвенция о создании совета таможенного сотрудничеств  (Брюссель, 15 декабря 1950 года) и др;
  • Федеральные законы:
    • Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О таможенном регулировании в Российской Федерации";
    • Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изм. от 28 июля 2012 г)
    • Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "О службе в таможенных органах Российской Федерации
    • иные Кодексы РФ
    1. Подзаконные нормативные правовые акты:
  • Указы Президента РФ:
    • Указ Президента РФ от 20.09.2010 N 1137 (ред. от 29.12.2012) "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы" и др.
  • Постановления Правительства РФ:
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 181 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (в ред. 26 сентября 2012) и др.
  • Нормативные акты, издаваемые Федеральной таможенной службой России
    • Приказ ФТС России от 20.12.2012 № 2580 «Об утверждении плана основных мероприятий таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций,  обеспечения  пожарной  безопасности  и  безопасности людей на водных объектах на 2013 год».
    • Приказ ФТС России от 28.05.2012 № 1034 «Об оперативной группе ФТС России при действиях в кризисных ситуациях» и др.
    1. Учебное пособие:
  • Таможенное право.  ред. Рассолов М.М., Эриашвили Н.Д. (2011, 462с.)
  • Таможенное право. Курс лекций. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В.  - 2009. – 272;
  • Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза.  Анохина О.Г. (2011, 448с.).

 

 

 

 

5. Налоговое  право

 

5.1. Предмет налогового  права

 

В соответствии со статьей 2 Налогового Кодекса РФ, предметом налогового права являются властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 

5.2.Состав правоотношений

 

Согласно статье 9 Налогового Кодекса РФ, субъектами отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с настоящим Кодексом налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

2) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с настоящим Кодексом налоговыми  агентами;

3) налоговые органы (федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный  по контролю и надзору в  области налогов и сборов, и  его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный  в области таможенного дела, подчиненные  ему таможенные органы Российской  Федерации).

 

Объекты налогообложения:

1) реализация товаров (работ, услуг). Устанавливается статьей 146 Налогового Кодекса РФ в качестве объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также статьей 182 Налогового Кодекса РФ в качестве объекта налогообложения акцизами.

2) имущество. Устанавливается статьей 358 Налогового Кодекса РФ в качестве объекта налогообложения транспортным налогом, статьей 374 Налогового Кодекса РФ в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций, статьей 389 Налогового Кодекса РФ в качестве объекта налогообложения земельным налогом, а также статьей 2 Закона № 2003—1 в качестве объекта налогообложения налогами на имущество физических лиц.

3) прибыль. Устанавливается статьей 247 Налогового Кодекса РФ в качестве объекта налогообложения налогом на прибыль организаций.

4) доход. Устанавливается статьей 209 Налогового Кодекса РФ в качестве объекта налогообложения налогом на доходы физических лиц, статьей 346.4 Налогового Кодекса РФ в качестве объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом, статьей 346.14 Налогового Кодекса РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым при применении упрощенной системы налогообложения, и статьей 346.29 Налогового Кодекса РФ в качестве объекта налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Юридические факты налоговых правоотношений делят на действия и бездействия. В свою очередь, действия делятся на правомерные и неправомерные.

Неправомерные действия:

1) непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов;

2) уплата налогоплательщиком неполной суммы налога, взысканного налоговым органом излишней суммы налога и др.

Неправомерные действия, влекущие правовые последствия, именуются налоговыми правонарушениями.

Правомерные действия подразделяются на юридические поступки и юридические акты.

Основное место в налоговом праве занимают юридические акты. Они разделены на две группы:

1) Налогово-правовые акты индивидуального регулирования, среди которых главное место занимают субординационные акты. Они выступают в качестве юридических фактов возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, например, в случае предоставления налогоплательщику налогового кредита или инвестиционного налогового кредита (статья 67 Налогового Кодекса РФ), что служит основанием изменения налогового правоотношения;

2) Прочие акты волеизъявления субъектов налогового права, к которым, например, относятся заявления, которые подают субъекты налогового права для получения налоговых отсрочек, инвестиционного налогового кредита и т.п.

 

1.3 Система налогового  права

Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на общую и особенную части.

К общей части налогового права относятся:

1) нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации;

2) принципы формирования налогового законодательства;

3) правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;

4) основные черты правового положения участников налоговых отношений.

Особенная часть содержит:

1) нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;

Информация о работе Конституционное право