Конституционное правосудие в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрыть содержание конституционных основ правосудия в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть конституционные основы правосудия в Российской Федерации;
Рассмотреть деятельность Конституционного суда как гаранта конституционной защиты правосудия.

Содержание работы

1.
Введение

2.
Конституционные основы правосудия в Российской Федерации

2.1.
Конституционные принципы правосудия

2.2.
Конституционные гарантии правосудия

3.
Конституционный Суд Российской Федерации как гарант законности

3.1.
Конституционный Суд Российской Федерации

3.2.
Решения Конституционного Суда.

4.
Заключение

5.
Список литературы и нормативных актов

Файлы: 1 файл

Курсовая по КП.docx

— 64.90 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1.

Введение

 

2.

Конституционные основы правосудия в Российской Федерации

 

2.1.

Конституционные принципы правосудия

 

2.2.

Конституционные гарантии правосудия

 

3.

Конституционный Суд Российской Федерации как гарант законности

 

3.1.

 Конституционный Суд Российской Федерации

 

3.2.

Решения Конституционного Суда.

 

4.

Заключение

 

5.

Список литературы и нормативных  актов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

В условиях формирования свободного гражданского общества, реальной демократии, создания правового государства, одним  из существенных признаков которого является господство права, конституции  и закона, конституционное правосудие все более органично входит в  государственно-правовую систему России и ее субъектов.

Концепция судебной реформы, принятая в 1991 году, исходит из необходимости  формирования судебной власти в российском государстве, как самостоятельной  силы, независимой от законодательной  и исполнительной властей и способной  осуществлять правозащитную функцию  в правовом государстве. Конституция  Российской Федерации 1993 года закрепила  конституционные основы деятельности органов правосудия. Принятый на основе Конституции целый ряд законодательных  актов, регламентирующих судебную систему, статус судей, народных заседателей, процедуру  финансирования судов, создал условия  для претворения в жизнь конституционных  положений.

Процесс утверждения судебной власти проходит трудно, в сложных  условиях социально-экономического кризиса, охватившего страну. Существует немало факторов, препятствующих нормальному  функционированию системы правосудия. В особенности это сказывается  в деятельности районных судов, наиболее приближенных к населению и рассматривающих  подавляющее количество дел. Указанные  обстоятельства привели к необходимости  новых шагов по завершению судебной реформы. Принятие нового УПК РФ, законов  о внесении изменений и дополнений в законы "О судебной системе  Российской Федерации" и "О статусе  судей в Российской Федерации" способствует реализации конституционных  принципов правосудия. Однако, еще  немало проблем остаются нерешенными. Не все законы, связанные с осуществлением судебной реформы, приняты. Существует немало организационных, финансовых и кадровых проблем в деятельности судебной системы. Следовательно, актуальность научного исследования и проблемы реализации конституционных принципов правосудия диктуются интересами самой практики.

Актуальность темы определяется еще и научными интересами. Проблемы принципов правосудия и их реализации давно являются предметом исследования в науках уголовного и гражданского процесса.

Объектом исследования является реализация конституционных принципов  правосудия в деятельности правосудия Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы конституционного права, устанавливающие  и конкретизирующие конституционные  принципы правосудия в деятельности судов.

Целью курсовой работы является раскрыть содержание конституционных  основ правосудия в Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

  1. Раскрыть конституционные основы правосудия в Российской Федерации;
  2. Рассмотреть деятельность Конституционного суда как гаранта конституционной защиты правосудия.

Основными источниками сведений, необходимых для выполнения работы, являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция России 1993 г., Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 3 ноября 2010г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», некоторые постановления Конституционного Суда РФ, а также статьи и работы известных ученых – юристов.

II. Конституционные основы правосудия в Российской Федерации

2.1. Конституционные принципы  правосудия

Одной из разновидностей государственной  власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной  деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических  признаков: оно осуществляется от имени  государства, специальными государственными органами судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной  законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации  строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового  государства и закрепленных в  Конституции Российской Федерации (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации".

Один из важнейших принципов  – осуществление правосудия только судом.1 Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом – главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение  и в установлении в Конституции рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".

Судебная система Российской Федерации  включает федеральные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных  судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, федеральные  арбитражные суды округов, арбитражные  суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных  арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации  относятся: конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями  общей юрисдикции субъектов Федерации.

В Конституции Российской Федерации  особо устанавливается недопустимость создания в Российской Федерации  чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118).

Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего  судьи, наделенные в конституционном  порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности  на профессиональной основе.

В соответствии со ст. 119 Конституции  РФ 1993г. судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Эти дополнительные требования к судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г., "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которым судьей может быть гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

При этом судьей вышестоящего суда может  быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  – достигший 35 лет и имеющий  стаж работы по юридической профессии  не менее 10 лет.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются  Советом Федерации по представлению  Президента Российской Федерации.2 Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В ст. 120 Конституции Российской Федерации закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей – важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и законные интересы граждан.

Независимость судей - важнейший принцип правосудия. Значение данного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностью упоминает ст. 10 Конституции РФ.

Независимость - это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.

В числе средств обеспечения  независимости судей Закон о  статусе судей указывает: а) наличие  особой процедуры осуществления  правосудия; б) установление под угрозой  ответственности запрета на вмешательство  кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения  полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) систему органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Закрепление в законе принципа независимости судей служит осуществлению  судами законности, объективному и  беспристрастному выполнению задач  правосудия.

Необходимо к тому же принять  во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи несменяемы.3 Несменяемость судьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Понятно, что несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи.

Согласно ст. 121 Конституции Российской Федерации, полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядок и основания предусмотрены Законом "О статусе судей в Российской Федерации".4

Полномочия судьи приостанавливаются решениями квалификационной коллегии судей в случаях, если:

- судья был признан безвестно  отсутствующим решением суда, вступившим  в законную силу;

- было дано согласие соответствующей  квалификационной коллегией судей  на привлечение судьи к уголовной  ответственности или заключение  его под стражу;

- судья участвует в предвыборной  кампании в качестве кандидата  в состав органа законодательной  (представительной) власти Российской  Федерации или органа законодательной  (представительной) власти ее субъекта;

- судья избран в состав органа  законодательной (представительной) власти Российской Федерации  или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Наличие оснований для приостановления  полномочий судьи определяется решением соответствующей квалификационной коллегии судей.

Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии по следующим основаниям: письменное заявление судьи об отставке; ввиду неспособности по состоянию  здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного  времени исполнять обязанности  судьи. Квалификационная коллегия судей  может прекратить полномочие судьи  по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья  вернулся к исполнению своих обязанностей; письменное заявление судьи о  прекращении его полномочий в  связи с переходом на другую работу или по иным причинам; истечение  срока полномочий судьи, если они  были ограничены определенным сроком; увольнение судьи военного суда с  военной службы но достижении предельного  возраста пребывания на военной службе; прекращение гражданства Российской Федерации; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Информация о работе Конституционное правосудие в РФ