Конституционное правосудие в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрыть содержание конституционных основ правосудия в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть конституционные основы правосудия в Российской Федерации;
Рассмотреть деятельность Конституционного суда как гаранта конституционной защиты правосудия.

Содержание работы

1.
Введение

2.
Конституционные основы правосудия в Российской Федерации

2.1.
Конституционные принципы правосудия

2.2.
Конституционные гарантии правосудия

3.
Конституционный Суд Российской Федерации как гарант законности

3.1.
Конституционный Суд Российской Федерации

3.2.
Решения Конституционного Суда.

4.
Заключение

5.
Список литературы и нормативных актов

Файлы: 1 файл

Курсовая по КП.docx

— 64.90 Кб (Скачать файл)

На всех стадиях уголовного процесса недопустимо использовать доказательства, полученные в нарушение  закона. Не могут использоваться доказательства, при получении которых допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, злоупотребление семейной тайной, несанкционированное подслушивание телефонных разговоров и т. д.

Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора  вышестоящим судом, а также просить  о помиловании или смягчении  наказания. Пересмотр приговора - необходимая  гарантия против судебных ошибок, он предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом.

Помилование - освобождение от наказания или замена его другим, более мягким наказанием. Осужденный вправе только просить об этом, а  право осуществлять помилование  принадлежит Президенту РФ. Поэтому  отказ в просьбе о помиловании  не может быть обжалован.

Гарантия от самообвинения

Человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. От него нельзя также требовать свидетельств против супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным  законом. УПК включает в их число  родителей, детей, родных братьев и  сестер, усыновителей и усыновленных, деда, бабку, внуков, супруга. Следовательно, человек вправе отказываться от дачи показаний, если эти показания уличают  его и его близких родственников  в совершении преступления, т. е. могут  быть использованы против его интересов. Закон может устанавливать и  иные случаи освобождения от обязанности  давать свидетельские показания, такие  случаи указаны в УПК.

Если в результате преступления или злоупотребления властью  человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению. Государство  обеспечивает потерпевшим доступ к  правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, имеет право  потребовать возмещения этого ущерба. Соответствующий гражданский иск  рассматривается вместе с уголовным  делом.

Но права потерпевшего гарантируются Конституцией (ст. 52) также в отношении "злоупотребления  властью", что означает возможность  судебного обжалования действий должностного лица, которые, не являясь  преступлением, нарушают закон. Закрепляя  различные права потерпевшего в  уголовном, административном и гражданском  процессе, государство тем самым  создает реальный механизм судебного  обеспечения прав потерпевших. Динамичность жизни порождает потребность  в изменении законов. Они могут  меняться в сторону усиления или, наоборот, ослабления ответственности  за какие-то деяния. Но это порождает  опасность того, что человека, совершившего правонарушение, спустя некоторое время  привлекут к ответственности  по закону, который не действовал в  момент совершения правонарушения. Чтобы  этого не происходило, Конституция  РФ (ст. 54) закрепляет общеизвестную  в демократическом праве гарантию: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести  ответственность за деяние, которое  в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если же принимается закон, отменяющий или смягчающий ответственность, то по принципу гуманизма обратная сила закона как раз признается. Конституционная гарантия в этом случае устанавливает: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется  новый закон.

Эти правила действия закона во времени имеют силу для всех отраслей права. Они закреплены нормами  уголовного, гражданского, трудового, административного и другого  законодательства Российской Федерации.

 

III. Конституционный Суд Российской Федерации как гарант законности в Российской Федерации

3.1. Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 3 ноября 2010г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

В 1991 г. впервые в истории России был образован принципиально новый конституционно-правовой институт – Конституционный Суд, являющийся судебным органом конституционного контроля. Первые попытки ввести такого рода правосудия имели место еще в СССР. В 1989 году Съезд народных депутатов СССР образовал Комитет конституционного надзора. Однако он, начав вполне успешно, просто не успел себя проявить. По мнению Л.В. Лазарева, учреждение Конституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления, во-первых, к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Российской Федерации; во-вторых, к последовательной реализации идей правового государства, принципа разделения властей и создания сильной судебной власти; в-третьих, к превращению Конституции в непосредственно действующее право, которому должны неукоснительно следовать органы публичной власти и другие субъекты права, на которое могли бы прямо опираться граждане, их объединения для защиты своих прав и свобод.9

Конституционный Суд Российской Федерации  состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

Судья Конституционного Суда считается  вступившим в должность с момента  принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет.

Конституционный Суд имеет широкие  полномочия. В целях защиты основ  конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого  действия Конституции Российской Федерации  на всей ее территории Конституционный  Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии  Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации;

6) конституций республик, уставов,  а также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации,  изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти Российской Федерации  и совместному ведению органов  государственной власти Российской  Федерации и органов государственной  власти ее субъектов;

в) договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной  власти;

б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции  Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента Российской  Федерации в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  Российской Федерации, Федеративным  договором и федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему  заключенными в соответствии  со ст. 11 Конституции договорами  о разграничении предметов ведения  и полномочий , между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти ее субъектов, если эти  права не противоречат его  юридической природе и предназначению  в качестве судебного органа  конституционного контроля.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат  определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях участвуют  все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный  состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В  состав одной палаты не могут входить  Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда.

В пленарном заседании Конституционный Суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

-   Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;

-    Толкование Конституции Российской Федерации;

- Вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ  в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

-     Утверждение посланий Конституционного Суда;

-   Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В ходе пленарных заседаний  Конституционный Суд также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного Суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного Суда и вносит в него изменения и дополнения; устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его заместителя или судьи-секретаря Конституционного Суда и т.д. 10

В заседаниях палат Конституционный Суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

- федеральных законов,  нормативных актов Президента  России, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской  Федерации;

- законов и иных нормативных  актов субъектов РФ, изданных  по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти  РФ и совместному ведению органов  государственной власти России  и органов государственной власти  ее субъектов;

- договоров между органами  государственной власти России  и органами государственной власти  субъектов РФ, а также договоров  между органами государственной  власти самих субъектов Российской  Федерации;

- не вступивших в силу  международных договоров Российской  Федерации;

В заседаниях палат Конституционный Суд России решает также споры о компетенции:

- между федеральными органами  государственной власти;

- между органами государственных  властей Российской Федерации  и ее субъектов;

- между высшими государственными  органами субъектов Российской  Федерации.

Конституционный суд в  заседаниях палат по рассмотрению жалоб  на нарушение конституционных прав  и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. 11

В пленарном заседании Конституционного Суда тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель - сроком на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.

Председатель Конституционного Суда РФ выполняет следующие функции:

- руководит подготовкой  пленарных заседаний Конституционного  суда, созывает их и заседательствует  на них;

-  вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;

- представляет Конституционный  Суд в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного Суда;

- осуществляет общее руководство  аппаратом Конституционного Суда.

 

В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря  Конституционного Суда.

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.12

В обязанности заместителя Председателя Конституционного Суда входит осуществление некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.

Судья-секретарь Конституционного Суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.13

Информация о работе Конституционное правосудие в РФ