Конституционное правосудие в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрыть содержание конституционных основ правосудия в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть конституционные основы правосудия в Российской Федерации;
Рассмотреть деятельность Конституционного суда как гаранта конституционной защиты правосудия.

Содержание работы

1.
Введение

2.
Конституционные основы правосудия в Российской Федерации

2.1.
Конституционные принципы правосудия

2.2.
Конституционные гарантии правосудия

3.
Конституционный Суд Российской Федерации как гарант законности

3.1.
Конституционный Суд Российской Федерации

3.2.
Решения Конституционного Суда.

4.
Заключение

5.
Список литературы и нормативных актов

Файлы: 1 файл

Курсовая по КП.docx

— 64.90 Кб (Скачать файл)

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

В своей деятельности Конституционный  суд Российской Федерации руководствуется  следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, непрерывность

Президент Российской Федерации  и Государственная Дума Российской Федерации назначают своих постоянных представителей в Конституционном  Суде РФ, которые участвуют в заседаниях Суда, представляя соответствующую  позицию по конкретному делу. Они не в праве оказывать какое бы то ни было давление на Суд или предпринимать действия, способные нарушить независимость Конституционного Суда в принятии решений.

Конституционный Суд обладает так называемой связанной компетенцией, что означает возможность осуществления  Судом своих полномочий только по запросам и жалобам лиц, упомянутых в Конституции РФ. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной  инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд принимает  Регламент Конституционного Суда. В  Регламенте устанавливаются: порядок  определения персонального состава  палат Конституционного Суда; порядок  распределения дел между ними; порядок определения очередности  рассмотрения дел в пленарных  заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры  и этикета в заседаниях; особенности  делопроизводства в Конституционном  Суде требования к работникам аппарата Конституционного Суда; иные вопросы  внутренней деятельности Конституционного Суда.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц, граждан и их объединений.

Конституционные (уставные) суды образованы и в ряде субъектов Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации создаются  для обеспечения контроля за соблюдением  конституций республик в составе  Российской Федерации, уставов краев, областей и других субъектов Федерации.

 

 

 

3.2. Решения Конституционного Суда

Решение, принятое как в  пленарном заседании, так и в  заседании палаты Конституционного Суда РФ является решением Конституционного Суда РФ.

Решения, принимаемые Конституционным  Судом РФ, можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых Суд формулирует  свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические  последствия. В иных решениях констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение  не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации  работы Суда в целом или проведению его заседаний.

Итоговые решения выносятся  по результатам разбирательства  дел о соответствии Конституции  РФ законов и других правовых актов, названных в ст. 125 Конституции  РФ, о разграничении компетенции  упомянутых там же органов государственной  власти, а также дел, возникших  в связи с необходимостью толкования конституционных положений. Итоговые решения по этим вопросам оформляются  документами, именуемыми постановлениями  Конституционного Суда РФ.

В случаях, когда может  потребоваться проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной  измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется документом, которому дано другое название - заключение Конституционного Суда РФ.

Для принятия постановлений  и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения  должны в закрытых совещаниях (пленарных  или в составе палат), на которых  вправе присутствовать только принимавшие  участие в разбирательстве данного  дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, представляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений. Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

Для принятия решений требуется  большинство голосов участвовавших  в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании  или уклониться от голосования. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае когда судья в целом  поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право  изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается  всеми участвовавшими в голосовании  судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению  он не подлежит.

Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.

Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию  и вступает в силу немедленно после  его провозглашения. Решение Конституционного Суда действует непосредственно  и не требует подтверждения другими  органами или должностными лицами.

Решения Конституционного Суда "обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений".14 Это общее положение о юридической силе решений Конституционного Суда РФ уточняется и дополняется рядом других. Установлено, в частности, что акты либо их отдельные части, признанные противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу, а такие международные договоры не могут быть введены в действие и применяться. Если какой-то суд либо иной орган все же вынесет решение, ссылаясь на правовой акт, признанный неконституционным, то это решение исполнению не подлежит и должно быть пересмотрено в установленном законом порядке.

Высокие требования предъявляются  и к итоговому решению, называемому  заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный  Суд поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или  ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной  Думы, и к нему должны прилагаться  протокол (стенограмма) обсуждения данного  вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и  заключение Верховного Суда РФ. Если Конституционный  Суд РФ придет к выводу о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной  измене или ином тяжком преступлении, то дается отрицательное заключение. Оно так же, как и постановления  по указанным выше вопросам, является обязательным и влечет за собой прекращение  обвинительного процесса.

Иные решения, выносятся  в большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или  обеспечением успешного проведения его заседаний (пленарных или  в составе палат). К числу таких  вопросов можно отнести, например, вопросы  об избрании Председателя Суда, его  заместителя и судьи-секретаря, об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата Суда, об одобрении Регламента, о формировании палат Суда, о принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок.

Решения по этим вопросам называются определениями Конституционного Суда РФ. Они, как правило, не оформляются  в виде отдельных документов. Их излагают в протоколах пленарных  заседаний или заседаний палат. Лишь по некоторым вопросам, разрешаемым  определениями, требуется, чтобы такое  определение было оформлено в  виде отдельного письменного документа. Это требуется, к примеру, при  вынесении судом решения, которым  дается толкование ранее принятого  им решения.

Важнейшее значение для результативной деятельности Конституционного Суда имеют  последствия, которые наступают  в случае невыполнения его решений. Прежнее законодательство по этому  вопросу не высказывалось. Закон 1994 г. закрепил ряд гарантий в данной стадии процесса в Конституционном Суде, в соответствии с его ст.81 "неисполнение, ненадлежащее исполнение, либо воспрепятствование исполнению решения Конституционный Суд РФ влечет ответственность установленную федеральным законом". Однако эти гарантии закреплены в достаточно общей форме.

IV. Заключение

Успех Российской демократии не будет зависеть от наличия или  отсутствия Конституционного суда. В  России пока нет многих других элементов  демократической системы, которые  имеют важное значение. Тем не менее  среди непременных условий функционирования демократической системы впервые  появился механизм, обеспечивающий эффективную  защиту конституционных прав и свобод. Российский Конституционный суд  является истинно юрисдикционным органом, способным выносить окончательные и не подлежащие оспариванию решения. Суд показал, что он в состоянии и защищать индивидуальные права, и ограничивать превышение власти на государственном уровне, что уже само по себе является существенным достижением.

Конституционный Суд РФ обеспечивает конституционную законность в стране, заботится, чтобы все принимаемые  законы полностью соответствовали  Основному закону российского государства, чтобы Конституция могла толковаться  только одним органом и на основании  судебных процедур. И чтобы граждане РФ имели прямой доступ к Конституционному Суду Российской Федерации, который  им гарантирован Конституцией Российской Федерации 1993 года.

Главная особенность и  важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и  арбитражных судов в том, что  Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой  конституционный орган, которому предоставлено  право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая  роль Конституционного Суда как гаранта  политического мира в обществе и государстве.

 

 

 

 

 

VI. Список литературы и нормативных актов

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ  о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и 30.12.2008 №7-ФКЗ);
  2. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 №1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010 (с изм. и доп., вступающими в силу с 09.02.2011).

Научная литература

  1. Андреев И.А "Основы государства и права"– М.:Юристъ, 2005;
  2. Авакьян  С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е издание. Т. 2.  – М.: Юристъ, 2006;
  3. Баглай М.В. Малая энциклопедия конституционного права:.М, 2005;
  4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:.М, изд. Норма, 2008;
  5. Баглай М.В. Конституционное правосудие в России: становление и развитие.//Журнал Рос.Права – 2001, №10;
  6. Н. Габричидзе Конституционное право современной России:.М, 2008;
  7. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. Юрист, 2004;
  8. Е.М. Ковешников Конституционное право Российской Федерации:.М, изд. Норма, 2005;
  9. Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Тексты законов и иных правовых актов. М. Издательство БЕК, 2004;
  10. М.Б.Смоленский Конституционное право России:.М,2008;
  11. Пиголкин А. С. Общая теория права:. М., 2006;
  12. Матузов Н.И. "Правовая система и личность". Саратов,2005;
  13. Максимов В. Определения Конституционного Суда – важный источник правовой информации.//Российская юстиция.1999, №1, С.28;
  14. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие:.М, изд. Норма, 2006;
  15. Коваленко А.И., Конституционное право России. - М.: Закон и правопорядок, 2001.;
  16. Комментарий к Конституции РФ /под ред. Л. А. Окунькова. М.: 2006;
  17. В.И. Червонюк "Конституционное право России" -М.,Инфра-М. 2003 г.;
  18. Е.М. Ковешников Конституционное право Российской Федерации:.М, изд. Норма, 1998.

Информация о работе Конституционное правосудие в РФ