Конституционно-правовая норма как разновидность правовой нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 08:47, реферат

Описание работы

Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи и другие. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников общественных отношений.
Для понимания конституционно-правовой нормы, как разновидности нормы права, необходимо, прежде всего, уяснить, что представляет собой сама норма права в современных условиях развития Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

конституционно-правовые нормы.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

она крайне редко содержится непосредственно в конституционно-правовой норме, хотя это не означает безнаказанность  невыполнения. Закрепляя обязательность выполнения конституционно-правовых норм для всех физических и юридических  лиц, государство оставляет за собой  право взыскивать в различных  формах с нарушителей правил конституционного права, иногда четко обозначая эти  последствия в нормах других отраслей права. Например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ гласит: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». К сожалению, следует отметить, что система негативных последствий невыполнения конституционно-правовых норм, т.е. система мер защиты этих норм разработана очень слабо. В таких источниках конституционного права, как законы, можно чаще найти примеры норм, включающих в себя все три структурные части. А в Конституции Российской Федерации лишь с определенной натяжкой к таким нормам можно причислить некоторые правила, записанные в ст. 111 и 117.1

Следует также отметить, что конкретная структура любой  правовой нормы определяется теми специфическими функциями, которые выполняют юридические  нормы – обеспечением конкретизированного, детального, точного и определенного  нормативного регулирования общественных отношений.2

Это в полной мере относится  к структуре конституционных  норм, закрепляющих основные права  и свободы человека и гражданина. Специфика социальных функций рассматриваемых  норм обусловливает особенности  их структуры.

С помощью этих норм государство  не запрещает, не регламентирует поведение  субъекта, а, наоборот, гарантирует  осуществимость этого поведения, или, говоря точнее, гарантирует определенное состояние общественной жизни, обеспечивающее их реальность, социальную исполнимость. Именно такое социальное назначение конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы граждан, предопределяет особенности их структуры.3

Первая особенность структуры  рассматриваемых норм заключается  в том, что она не содержит в  себе санкцию. Отсутствие санкции у  конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы граждан, объясняется двумя причинами:

- интересы государства,  проявляющиеся в этих нормах, и интересы гражданина, реализующего  содержащиеся в них основные  права и свободы, имеют одинаковую  направленность на осуществление  конституционного правомочия, между  ними нет никаких противоречий, а следовательно, и нет определяемого государством противоправного поведения, устранению которого служит санкция;

- неблагоприятные правовые  последствия устанавливаются в  отношении обязанной стороны,  нарушающей правовые предписания.  А в соответствии с конституционными  нормами, содержащими основные  права и свободы человека и  гражданина, ведущим гарантом, обеспечивающим  их реальность, социальную исполнимость  в общественной жизни, является  государство (обязанная сторона), к которому принципиально неприменимы  санкции внутригосударственного  права. 

Специфическое социальное назначение рассматриваемых норм проявляется  и во второй особенности их структуры. Наряду с гипотезой, в которой  указывается на условия ее применения, и диспозицией, содержащей конкретное основное право или свободу, рассматриваемая  норма закрепляет гарантии, направленные на обеспечение ее реализации в общественной жизни. Следует отметить, что впервые  появление гарантий основных прав и  свобод в составе конституционных  норм связано с деятельностью  В.И. Ленина, под руководством которого разрабатывалась и принималась  Конституция РСФСР 1918 года. В ее статьях  содержались не только основные права  и свободы, но и формулировались  определенные социальные явления, существование  которых в общественной жизни  было призвано обеспечить реальность, социальную исполнимость конституционных  правомочий.1

Существование гарантий в  структуре конституционной нормы  глубоко закономерно, ибо это  отвечает социальному назначению рассматриваемых  норм – не только провозглашать  основные права и свободы человека и гражданина, но и обеспечивать их фактическую осуществимость в  социальной действительности.

Между гипотезой, диспозицией  и совокупностью гарантий конституционной  нормы, закрепляющей основные права  и свободы человека и гражданина, существуют связи, отличающиеся инвариантностью, жесткостью, «неразрушимостью». Они  объединены не на началах иерархической  зависимости, а на началах синтетической  зависимости, при которой отсутствие гипотезы, диспозиции или совокупности гарантий приводит к разрушению данной целостности – конституционной  нормы. Именно органическая неразрывность  связи между совокупностью гарантий, содержащихся в конституционной  норме, и ее гипотезой и диспозицией  свидетельствует о том, что рассматриваемая  совокупность гарантий является относительно самостоятельным, неотъемлемым составным  элементом структуры конституционной  нормы, закрепляющей основные права  и свободы физических и юридических  лиц.

Совокупности гарантий как  отдельному элементу структуры конституционной  нормы, закрепляющей основные права  и свободы человека и гражданина, необходимо дать самостоятельное наименование, чтобы отличать их от других юридических  гарантий, обеспечивающих реализацию конституционных правомочий, но не находящихся с ними в синтетической  зависимости. Рассматриваемый структурный  элемент конституционной нормы, содержащий основные права и свободы  граждан, Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. и некоторые другие ученые предлагают именовать курацией (от латинского cura – забота).

Курация – та часть конституционной нормы, которая закрепляет совокупность социальных явлений, существование которых в общественной жизни обеспечивает и гарантирует реальность, объективную социальную исполнимость реализации основных прав и свобод.2

Схематично структура  конституционной нормы, закрепляющей основные права и свободы граждан, выглядит следующим образом: если (гипотеза) – то (диспозиция) – поэтому реально (курация).

Например, конституционная  норма на основе статьи 43 Конституции  Российской Федерации, закрепляющей право  на образование, имеет следующую  структуру: гипотеза – «каждый», диспозиция – «имеет право на образование», курация – «гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

В курациях некоторых конституционных норм, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина, наряду с позитивными социальными явлениями, обеспечивающими реальность конституционных правомочий, в виде запрета формулируются определенные негативные явления общественной жизни, нарушающие основные права и свободы. Например, в конституционной норме на основе статьи 29 Конституции РФ сказано: «Цензура запрещается».

Однако запрещение негативных социальных явлений и указания о  существовании ответственности  за их совершение не следует рассматривать  в качестве санкции конституционной  нормы. Эти явления и указания о существующей ответственности  за их совершение прямо не относятся  к лицам, отношения между которыми регулирует данная конституционная  норма (гражданину, обладающему основным правом или свободой, и к государству, обеспечивающему реальность конституционных  правомочий). Они формулируются в  качестве юридической гарантии того, что «третьи» лица не будут совершать  действия, нарушающие конституционные  права и свободы граждан.

 

2.2. Классификация  конституционно-правовых норм

 

Под классификацией юридических  норм понимается их подразделение на отдельные группы по определенным признакам.

Научно обоснованная классификация  правовых норм позволяет:

1. четко определять место  каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права;

2. лучше уяснить функции  правовых норм и их роль  в механизме правового регулирования;

3. точнее определить пределы  и возможности регулирующего  воздействия права на общественные  отношения, пути повышения эффективности  правовых норм;

4. совершенствовать правотворческую  и правоприменительную деятельность  государственных органов.

Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит  от обоснованного выбора ее критериев.1

Обладая специфическими чертами  по сравнению с правовыми нормами  других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны, отличаются друг от друга по многим признакам.

Для любой научной классификации  очень важно правильно определить ее основания – то есть те сравнимые  характерные черты, которые могут  быть положены в основу классификации  юридических норм.

Итак, конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим  основаниям:

1) по содержанию. То есть  по кругу регулируемых нормами  права общественных отношений,  а следовательно и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту.

Большинство современных  исследователей выделяют четыре группы этих отношений и, соответственно, четыре группы конституционно-правовых норм. Это нормы закрепляющие:

- основы конституционного  строя;

- основы правового статуса  человека и гражданина;

- федеративное устройство  Российской Федерации;

- систему органов государственной  власти и местного самоуправления.

Внутри этих крупных группировок  норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные  комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может  быть обеспечено достаточно квалифицированное  истолкование и применение конституционно-правовой нормы.1

Авдеенкова М.П. и Дмитриев Ю.А. считают, что предложенная классификация норм конституционного права учитывает только содержание Конституции РФ, но не иного конституционно-правового законодательства, нормы которого, безусловно, должны подпадать под предложенную классификацию. Авторы данного подхода предлагают отказаться от механического воспроизведения в основе данной классификации структуры действующей Конституции РФ и перейти на более универсальное и более стабильное определение содержания предмета конституционного права.2

Катков Д.Б. и Корчиго Е.В. по содержанию несколько иначе классифицируют конституционно-правовые нормы. Авторы выделяют нормы:

-закрепляющие основы  конституционного строя;

-регулирующие права и  свободы человека и гражданина;

-определяющие федеративное  устройство Российской Федерации;

-определяющие порядок  осуществления форм непосредственного  народовластия;

-устанавливающие основы  организации государственной власти;

-закрепляющие систему  местного самоуправления;

-определяющие статус  Конституции Российской Федерации;1

2) по юридической силе. Это основание находится в  прямой зависимости от:

-нормативно-правового акта, в котором выражена та или  иная норма;

-места нормативных правовых  актов данного вида в общей  иерархической системе нормативных  актов;

-разграничения предметов  ведения и полномочий между  Российской Федерацией и ее  субъектами.

На самом деле, в соответствии с этой классификацией все нормы  конституционного права выстраиваются  в определенной иерархии, по внешнему виду напоминающей пирамиду. Наиболее значимые по сфере и уровню правового  регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Среди  других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и  федеральные законы. На основе Конституции  и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации  высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а  также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Следует учитывать, что в случае противоречия между федеральным  законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный  правовой акт субъекта. От уровня юридической  силы конституционно-правовой нормы  зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня, следует ссылаться на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;1

3) по территории действия  различают:

-нормы, действующие на  всей территории Российской Федерации;  например: нормы Конституции, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов и т.д.;

-нормы, действующие на  территории субъекта Российской  Федерации; например: нормы конституций  республик, нормы уставов областей  и т.д.;

-нормы, действующие в  границах территории, на которой  осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования); например  нормы устава о местном самоуправлении;

-чрезвычайно редко встречаются  конституционно-правовые нормы,  действующие на части территории субъектов Российской Федерации;2

Информация о работе Конституционно-правовая норма как разновидность правовой нормы