Конституционно-правовая норма как разновидность правовой нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 08:47, реферат

Описание работы

Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи и другие. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников общественных отношений.
Для понимания конституционно-правовой нормы, как разновидности нормы права, необходимо, прежде всего, уяснить, что представляет собой сама норма права в современных условиях развития Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

конституционно-правовые нормы.docx

— 45.67 Кб (Скачать файл)

4) по характеру предписания  различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83-90, 102, 103 Конституции Российской Федерации).

Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. считают, что в качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности  субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными  нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие  конституционные обязанности граждан, а также нормы, в которых исключается  любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.1

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты  на совершение определенных действий, в них предусмотренных. В качестве примера запрещающей конституционно-правовой нормы можно привести ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»;

5) по степени определенности  предписаний. По этому основанию  различают императивные и диспозитивные  нормы.

Императивные нормы –  такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов  в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают  возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в  норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно  привести ст. 33 Конституции РФ: «Граждане  Российской Федерации имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения  в государственные органы и органы местного самоуправления». Эта норма  является диспозитивной.

Примером императивной нормы  является установленное в ст. 88 Конституции  Российской Федерации положение  о том, что Президент Российской Федерации при обстоятельствах  и в порядке, предусмотренных  федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе;

6) по назначению в механизме  правового регулирования нормы  бывают материальные и процессуальные (процедурные).

В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой  призваны устанавливать общий, единообразный  порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права  сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных  правил, воплощенных в соответствующих  процессуальных (процедурных) нормах.1

Если материальная норма  предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма  определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок  работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т. д. В качестве специального свода процедурных  норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах  о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной  власти, о проведении референдумов.

7) по функциям, которые  выполняют правовые нормы, их подразделяют на:

-регулятивные – непосредственно  регулируют общественные отношения,  определяя права и обязанности  их участников;

-охранительные – закрепляют  меры юридической ответственности  и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»);

-специализированные. Особенность  специализированных норм в том,  что непосредственно на основе  них правоотношения не возникают.  Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что  при регулировании общественных  отношений они присоединяются  к регулятивным и охранительным  нормам, образуя в сочетании с  ними единый регулятор. К специализированным  нормам относятся обобщающие нормы и нормы, регулирующие действие и применение других норм:

-обобщающие нормы: 

-общие – направлены  на фиксирование в обобщенном  виде определенных элементов  регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»);

-дефинитивные – в обобщенном  виде закрепляют признаки определенной  правовой категории (например, ст. 3 Федерального закона «О гражданстве  Российской Федерации» от 31.05.2002г. № 62-ФЗ (ред. ФЗ от 02.11.2004 г. №127-ФЗ): «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»);

-декларативные нормы  – отражают принципы регулирования  общественных отношений нормами  данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2. Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»);

-нормы, регулирующие действие  и применение других норм («нормы  о нормах»):

-оперативные – изменяют  или отменяют действие иных  норм, выполняя, таким образом, служебные  функции (например, ч. 4 ст. 35 ФКЗ «О  судебной системе Российской  Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»);

-коллизионные нормы –  определяют, какие нормы из совокупности  возможных применяются к данному  отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции  РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).1

Рассмотренные основания  классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В  зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут  использоваться и иные критерии, позволяющие  глубже познать сущность регулирующего  воздействия нормы, ее специфику, соотношение  с родственными ей нормами.


Информация о работе Конституционно-правовая норма как разновидность правовой нормы