Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 17:48, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение конституционных принципов правового статуса личности, ее содержания и структуры в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью основной задачей данной работы является изучение нормативно-правовой базы, на которой основывается конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации, прежде всего Конституции Российской Федерации и нормативно-правовых актов.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие и содержание правового статуса как государственно-правового института………………………………………………………………………..5
1.1.Конституционно-правовой статус личности в РФ……………........5
1.2. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ………………15
2. Понятие, структура и система основ правового статуса личности………………………………………………………………………….33
2.1. Структура и система основ конституционно-правового статуса личности………………………………………………………………………….33
2.2. Система основ конституционно-правового статуса личности………37
3. Конституционные принципы правового статуса личности в РФ………..48
3.1. Равноправие в конституционно-правовом статусе личности……….48
3.2. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина государством…………………………………………………………………….53
Заключение………………………………………………………………………66
Список использованных источников и литературы………………………….68
Конституционные права - это такие юридически
признанные возможности человека избирать
вид и меру своего поведения, которые могут
быть реализованы только при условии исполнения
соответствующей (корреспондирующей)
юридической обязанности государства
в лице государственных органов, должностных
лиц, а также других субъектов права (например,
право на охрану здоровья).
Наибольшее распространение в науке конституционного
права получила классификация прав и свобод
по их содержанию. В соответствии с этим
критерием права и свободы делятся на
три группы: 1) личные; 2) политические; 3)
экономические, социальные и культурные;
Личные права и свободы являются естественными
и неотчуждаемыми правами и свободами
человека, т. е. они принадлежат каждому
от рождения независимо от обладания гражданством. 47
К личным правам и свободам Конституция
РФ относит:
Политические права и свободы,
которыми гражданин наделяется как член
политической общности, определяют его
правовое положение в системе общественных
отношений, возникающих в процессе осуществления
государственной власти.
К политическим правам граждан Российской
Федерации относятся:
Социально-экономические и культурные права и свободы являются основой всех иных прав. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы детализируются в отраслевом законодательстве: трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. 49
Среди данной группы прав можно выделить экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм трудовой деятельности:
Конституционные обязанности - это
установленные государством и закрепленные
в Конституции Российской Федерации виды
общественно необходимого поведения человека
и гражданина.
Одни конституционные обязанности возлагаются
на каждого человека, другие - только на
граждан РФ.
Каждый человек, находящийся на территории
РФ, обязан:
Кроме того, гражданин РФ обязан защищать
Отечество, нести воинскую (или альтернативную
службу). 50
В конституционных
обязанностях выражается ответственность
личности перед обществом, человека перед
государством. Осуществление конституционных
обязанностей обеспечивает нормальное
функционирование государства. Несоблюдение
конституционных обязанностей влечет
юридическую ответственность, установленную
законом.
Конституционные гарантии - условия и
средства, при помощи которых обеспечивается
реализация и защита основных прав и свобод
человека и гражданина.
Гарантии делятся:
Права и свободы человека в РФ могут
быть ограничены только в случаях защиты
основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны, государственной
безопасности.
Типичные формы ограничения прав и свобод:
В соответствии
со ст. 10 Конституции РФ государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы законодательной,
исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разделение единой государственной власти
на законодательную, исполнительную и
судебную выражается, прежде всего, в осуществлении
каждой из них самостоятельными, независимыми
друг от друга структурами государственного
механизма. Целью такого разделения является
обеспечение законности, создание гарантий
от произвола. Таким образом, одна ветвь
государственной власти ограничивается
другой, ее ветви уравновешивают друг
друга, действуя как система сдержек и
противовесов, предотвращая монополизацию
власти каким-либо одним институтом государства.
Статья 11 Конституции РФ содержит перечень
высших федеральных органов, осуществляющих
государственную власть в Российской
Федерации. К ним относятся: Президент
Российской Федерации, Федеральное собрание
(Совет Федерации и Государственная дума),
Правительство Российской Федерации,
суды Российской Федерации. Государственную
власть в субъектах РФ осуществляют образуемые
ими органы государственной власти. 51
Конституционно-правовой
Как глава государства Президент РФ
представляет Российскую Федерацию - внутри
страны и в международных отношениях,
определяет основные направления внутренней
и внешней политики, выступает в качестве
представителя государственной власти,
высшего должностного лица государства.
Действующая Конституция России ставит
институт президентства на первое место
среди федеральных государственных органов.
Президент Российской Федерации наделен
большими реальными полномочиями, которые
он применяет самостоятельно, юридически
независимо от других государственных
органов, но в тесном взаимодействии с
ними.
Президенту принадлежат широкие
полномочия по формированию федеральных
органов государственной власти (исполнительной,
судебной).
Также имеются и полномочия в области
законодательства (вносит законопроекты
в Государственную думу, подписывает и
обнародует федеральные и федеральные
конституционные законы РФ, обладает правом
отлагательного вето при подписании федеральных
законов).
Президент Российской Федерации в соответствии
со ст. 80 обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти.
Президент РФ является гарантом Конституции
РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Президент РФ избирается на 6 лет гражданами
РФ на основе равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании. Одно и то
же лицо не может занимать должность Президента
РФ более двух сроков подряд. На должность
Президента РФ может быть избран гражданин
РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий
на территории РФ не менее 10 лет. 52
Конституция РФ предусматривает возможность
досрочного прекращения президентских
полномочий в случаях отставки, стойкой
неспособности по состоянию здоровья
осуществлять свои полномочия и отрешения
от должности.
Федеральное собрание - Парламент
РФ - является представительным и законодательным
органом РФ. Федеральное Собрание РФ состоит
из двух палат - Совета Федерации и Государственной
думы. В Совет Федерации входят по два
представителя от каждого субъекта РФ:
по одному от представительного и исполнительного
органов государственной власти. Государственная
дума состоит из 450 депутатов и избирается
сроком на 5 лет.
Федеральное собрание как законодательный
орган обладает исключительным правом
принимать законы, т. е. правовые акты высшей
юридической силы. Ни один закон не может
вступить в силу, если он не рассмотрен,
не одобрен и не принят парламентом. Федеральное
собрание обладает неограниченной компетенцией
в сфере законодательства по вопросам,
отнесенным Конституцией РФ к ведению
Российской Федерации и совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов. 53
Двухпалатная структура Федерального
собрания предполагает самостоятельность
палат по отношению друг к другу, которая
выражается в разной роли в законодательном
процессе, в отсутствии единого координирующего
органа Федерального собрания, в раздельном
порядке заседания Совета Федерации и
Государственной думы. Конституция РФ
предусматривает только три случая, когда
Совет Федерации и Государственная
дума могут собираться совместно: для
заслушивания посланий Президента РФ,
посланий Конституционного суда РФ, выступлений
руководителей иностранных государств.
Федеральные законы принимаются Государственной
думой. Федеральные законы принимаются
большинством голосов от общего числа
депутатов Государственной думы, если
иное не предусмотрено Конституцией Российской
Федерации. Принятые Государственной
думой федеральные законы в течение пяти
дней передаются на рассмотрение Совета
Федерации.
Федеральный закон считается одобренным
Советом Федерации, если за него проголосовало
более половины от общего числа членов
этой палаты либо если в течение четырнадцати
дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
В случае отклонения федерального закона
Советом Федерации палаты могут создать
согласительную комиссию для преодоления
возникших разногласий, после чего федеральный
закон подлежит повторному рассмотрению
Государственной думой.
В случае несогласия Государственной
думы с решением Совета Федерации федеральный
закон считается принятым, если при повторном
голосовании за него проголосовало не
менее двух третей от общего числа депутатов
Государственной думы.
Принятый федеральный закон в течение
пяти дней направляется Президенту Российской
Федерации для подписания и обнародования. 54
Президент Российской Федерации в течение
четырнадцати дней подписывает федеральный
закон и обнародует его.
Если Президент Российской Федерации
в течение четырнадцати дней с момента
поступления федерального закона отклонит
его, то Государственная дума и Совет Федерации
в установленном Конституцией Российской
Федерации порядке вновь рассматривают
данный закон. Если при повторном рассмотрении
федеральный закон будет одобрен в ранее
принятой редакции большинством не менее
двух третей голосов от общего числа членов
Совета Федерации и депутатов Государственной
думы, он подлежит подписанию Президентом
Российской Федерации в течение семи дней
и обнародованию.
Правительство Российской Федерации осуществляет
исполнительную власть в Российской Федерации.
Правительство РФ состоит из Председателя
Правительства РФ, заместителей Председателя
Правительства РФ и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской
Федерации назначается Президентом Российской
Федерации с согласия Государственной
думы.
Правительство РФ возглавляет единую
систему исполнительной власти в России,
которую образуют: федеральные органы
исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Федерации в пределах
ведения Российской Федерации, а также
в рамках полномочий Российской Федерации
по предметам совместного ведения Федерации
и ее субъектов. Правительство РФ организует
исполнение Конституции РФ, федеральных
законов, указов Президента РФ, международных
договоров, осуществляет систематический
контроль за их исполнением федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Федерации,
принимает меры по устранению нарушений
законодательства России. 55
Согласно гл. 7 Конституции РФ правосудие
в Российской Федерации осуществляется
только судом. Это означает, что никакой
другой орган не вправе присваивать себе
функции судебной власти по рассмотрению
и разрешению дел.
Судебная власть осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства.
Систему федеральных судов составляют: