Конституционно-правовой статус республики в составе РФ (на примере Республики Тыва)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является определение современного конституционно-правового статуса Республики Тыва в системе федеративных отношений. Соответственно основной цели выдвигается ряд конкретных задач: - исследование современного правового статуса Республики Тыва в составе Российской Федерации;
- анализ развития законодательства Республики Тыва, исследование проблемы соответствия регионального законодательства федеральному законодательству. - выработка подходов и дача рекомендаций по разрешению наиболее проблемных вопросов в сфере конституционно-правового статуса Республики Тыва, а также обоснование необходимости укрепления и повышения статуса Республики Тыва.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..............…………………….....3

Глава I. Республика Тыва – субъект Российской Федерации...………..…….…..……5
1.1. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации…………......5
1.2. Конституционно-правовой статус Республики Тыва………………….………..…9
1.3. Правовая система Республики Тыва………………………………………………14

Глава II. Система органов Республики Тыва………………………………….............16
2.1. Законодательная (представительная) власть……………………………………...16
2.2. Исполнительная власть…………………………………………………………….22
2.3. Судебная власть в Республике Тыва……………………………………………...25

Заключение………………………………………………………….…………………..27

Список нормативно-правовых актов………………………………………….............28

Список литературы……………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Томский государственный  педагогический университет»

(ТГПУ)

  • Факультет экономики и управления

  • Кафедра гражданского права

  •  

     

     

     

     

     

     

     

    КУРСОВАЯ РАБОТА

     

    КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РФ (НА ПРИМЕРЕ  РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

     

     

     

     

     

                                       Научный руководитель:

    доцент, к.и.н.                                                          

    Кашенов А. Т.

     

                        Автор работы:

                                           Студентка группы 708

                                                                                   Антипина М. Д.

          

     

     

     

     

     

     

     

     

    Томск 2012

    ОГЛАВЛЕНИЕ

     

    Введение…………………………………………………..............…………………….....3

     

    Глава I. Республика Тыва – субъект Российской Федерации...………..…….…..……5

    1.1. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации…………......5

    1.2. Конституционно-правовой статус Республики Тыва………………….………..…9

    1.3. Правовая система Республики  Тыва………………………………………………14

     

    Глава II. Система органов Республики Тыва………………………………….............16

    2.1. Законодательная (представительная) власть……………………………………...16

    2.2. Исполнительная власть…………………………………………………………….22

    2.3. Судебная власть в Республике Тыва……………………………………………...25

     

    Заключение………………………………………………………….…………………..27

     

    Список нормативно-правовых актов………………………………………….............28

     

    Список литературы……………………………………………………………………..28

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Стороной федеративных отношений, одновременно полноправными  их участниками являются равноправные субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономные округа. В отечественной юридической  науке значительное развитие получает учение о субъекте Федерации.

      В литературе выделяют признаки и черты, называя их признаками и чертами конституционно-правового статуса субъекта федерации.

    Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации  –достаточно дискуссионный вопрос в конституционном праве. Для своего осмысления данная проблематика требует анализа элементов конституционно-правового статуса конкретного субъекта федеративных отношений. Такой подход дает возможность выявить новые аспекты, позволяющие увидеть перспективы развития российского федерализма.

    Целью исследования данной курсовой работы является определение современного конституционно-правового статуса Республики Тыва в системе федеративных отношений.

    Соответственно основной цели выдвигается  ряд конкретных задач:

      • исследование современного правового статуса Республики Тыва в составе Российской Федерации;
      • анализ развития законодательства Республики Тыва, исследование проблемы соответствия регионального законодательства федеральному законодательству.
      • выработка подходов и дача рекомендаций по разрешению наиболее проблемных вопросов в сфере конституционно-правового статуса Республики Тыва, а также обоснование необходимости укрепления и повышения статуса Республики Тыва.

    Работа включает в себя введение, две главы, которые делятся на параграфы, заключение, список использованных источников и литературы.

    Структурно данная курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и литературы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава I. Республика Тыва – субъект Российской Федерации.

    1.1. Особенности  правового статуса субъектов  Российской Федерации.

     

    Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается  в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои Конституции, другие субъекты, уставы. Основные вопросы статуса урегулированы Федеральным Законом от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

    Определяя конституционно-правовой статус субъекта федерации, большинство  авторов исходят из того, что он определяет собой совокупность его  конституционных полномочий, предметов ведения и ответственности, а также гарантии их реализации, а также черт, отражающих внешнюю атрибутику: герб, гимн, флаг, столицу и т.п. Данная позиция получила название расширительного толкования правового статуса субъекта федерации1.

    Сравнивая данные показатели с аналогичными показателями в унитарном государстве, следует сказать, что в федеративном государстве они должны быть провозглашены в основных законах федерации и субъектов федерации, федеративных договорах, других законодательных и нормативных правовых актах. Лишь в таком случае они приобретают юридическое значение; одностороннее провозглашение, изменение или прекращение их не влечет юридических последствий и противоречит принципам федеративного государственного устройства.

    Представители узкого (ограниченного) понимания правового статуса субъекта федерации  в его  структуру включают только права и обязанности субъекта, а правосубъектность и иные характеризующие его юридические признаки рассматривают в качестве предпосылок или факторов правового статуса.

    Характеризуя конституционно-правовой статус субъектов федерации Н.А.Богданова2 выделяет прежде всего «конституционный статус» субъекта РФ, т.е. «совокупность закрепленных в Конституции РФ характеристик любого и каждого политико-территориального образования, будь то государство (республика) или государственно-территориальное образование».  «Конституционный статус является общим и равнозначным для всех субъектов РФ, стабильным, по сути неприкосновенным в рамках действующей Конституции РФ». Далее автор, как более широкий, выделяет «конституционно-правовой статус» субъекта РФ, который выходит за рамки федерального конституционного регулирования, дополняя его конституционными (уставными) нормами самих субъектов. Сюда же относятся ФЗ о конкретном субъекте РФ, которые могут быть приняты в связи с его особым положением. Наконец, еще более широким, по мнению Н.А.Богдановой, является «правовой статус» субъекта РФ, который включает в себя «конституционный» и «конституционно-правовой» статус как основополагающие. Правовой статус субъекта всегда конкретен. Он дополняет два предшествующих статуса за счет текущего законодательства данного субъекта РФ и заключенных им договоров.

    На мой взгляд, правовой статус субъекта – это наиболее полная характеристика статуса субъекта в составе РФ, поскольку понятие «правовой» включает в себя все нормативно-правовые акты, принятые как на территории конкретного субъекта Федерации, так и на территории всей РФ.

    Известно, что понятие  юридического статуса субъекта Федерации  в Конституции РФ и федеральных законодательных актах не дается. Вместе с тем оно прослеживается в конституционно-правовом регулировании статуса субъекта Федерации в ст. 5, 65, 66, 67 и др. Конституции РФ, а в качестве юридической категории отражено в ст. 137 как единый федеративный статус субъекта РФ3.

    Н. М. Добрынин выделяет главные  признаки правового положения субъекта федерации (остальные характеристики – производные от них):

    • во-первых, субъекты федерации – это системообразующие для

    федерации элементы;

    • во-вторых, субъекты федерации, как и федерация в целом,

    обладают не просто государственной  властью, а учредительной государственной  властью;

    • в-третьих, субъекты федерации находятся в состоянии прямой

    постоянно действующей  взаимозависимости в отношениях между собой и в отношениях с федеральным центром;

    • в-четвертых, субъекты федерации обладают определенной

    самостоятельностью и  ее конституционными гарантиями;

    • в-пятых, субъекты федерации имеют законодательно установленное

    право участия в делах  федерации;

    • в-шестых, субъекты федерации вправе заключать соглашения с

    другими субъектами федерации, с субъектами других федераций, административно-территориальными единицами других государств, а также  участвовать в иных международных  отношениях4.

    Центральным элементом  конституционно-правового статуса субъекта федерации является наличие прав и обязанностей, которые преломляются в понятиях «компетенция и ответственность». Многие авторы полагают: «Права и обязанности представляют собой юридическую форму выражения материальных потребностей субъектов правового общения и служат главным инструментом, который обеспечивает сопряжение механизма правового регулирования с общественными отношениями»5.

    В конституционно-правовой литературе общепризнанным является наличие  такого важного элемента федеративного статуса субъекта РФ, как конституционно-правовая ответственность в качестве разновидности юридической ответственности. Она отражает важный признак статуса субъекта Федерации в качестве субъекта реализации публичной власти.

    Отдельным элементом  конституционно-правового статуса субъекта Федерации могут стать гарантии. Ряд конституционных положений, например обязательность взаимного согласия для изменения границ между субъектами Российской Федерации, изменение статуса субъекта РФ по взаимному согласию участвующих в этом действии сторон (т.е. Федерации и конкретного субъекта Федерации), фактически устанавливает гарантии самостоятельности субъектов Российской Федерации.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.2. Конституционно-правовой статус Республики Тыва.

     

    Ведущую роль в определении статуса республики как субъекта Российской Федерации играет федеральная Конституция, закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса. Согласно ее положениям, республика - равноправный субъект федерации, в том числе равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

    Содержательный анализ конституционного статуса Республики Тыва находит свое воплощение в двух качествах Республики Тыва – субъекта РФ и республики (государства), отражающих соответствующие черты и качества. При этом первый статус вбирает в себя второй в качестве составной части, т.к. Конституция РФ предусматривает и другие разновидности субъектов РФ.

    Так, конституционно-правовой статус любой республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что она является государством в составе Российской Федерации, обладает всей полнотой власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Федеральной Конституцией находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

    Часть 2 статьи 5 Конституции  Российской Федерации наделила республики в составе Российской Федерации  статусом государств в составе Федерации. Статья 1 Конституции Республики Тыва определяет Республику Тыва как демократическое правовое государство, входящее в состав Российской Федерации на правах субъекта Федерации и неотделимое от нее. Несмотря на провозглашение себя государством, необходимо заметить, что ярко подчеркивается органическая связь между республикой и Федерацией, а государственно-правовой статус Республики Тыва в части этого определяется в строгом соответствии с Федеральной Конституцией.

    На мой взгляд, провозглашение Республики Тыва государством  является противоречием основному Закону страны.

    Так, например, статья 1 Конституции Республики Алтай6 определяет её как равноправный субъект Российской Федерации.

    Как справедливо замечает Э.С. Юсубов, «Федерация не признает наличие ассоциированного членства, с каким либо из субъектов. Отношения, складывающиеся на основе ассоциированного членства, носят международно-правовой характер»7. Действительно, республику в составе Российской Федерации нельзя назвать государством в полном смысле этого слова. И это несмотря на то, что в статье 5 Федеральной Конституции указано на то, что республика это государство. Для этого республика должна обладать, по крайней мере, всеми необходимыми признаками государства.

    Информация о работе Конституционно-правовой статус республики в составе РФ (на примере Республики Тыва)