Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:36, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является определение современного конституционно-правового статуса Республики Тыва в системе федеративных отношений. Соответственно основной цели выдвигается ряд конкретных задач: - исследование современного правового статуса Республики Тыва в составе Российской Федерации;
- анализ развития законодательства Республики Тыва, исследование проблемы соответствия регионального законодательства федеральному законодательству. - выработка подходов и дача рекомендаций по разрешению наиболее проблемных вопросов в сфере конституционно-правового статуса Республики Тыва, а также обоснование необходимости укрепления и повышения статуса Республики Тыва.
Введение…………………………………………………..............…………………….....3
Глава I. Республика Тыва – субъект Российской Федерации...………..…….…..……5
1.1. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации…………......5
1.2. Конституционно-правовой статус Республики Тыва………………….………..…9
1.3. Правовая система Республики Тыва………………………………………………14
Глава II. Система органов Республики Тыва………………………………….............16
2.1. Законодательная (представительная) власть……………………………………...16
2.2. Исполнительная власть…………………………………………………………….22
2.3. Судебная власть в Республике Тыва……………………………………………...25
Заключение………………………………………………………….…………………..27
Список нормативно-правовых актов………………………………………….............28
Список литературы……………………………………………………………………..28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РФ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
доцент, к.и.н.
Кашенов А. Т.
Автор работы:
Томск 2012
Введение…………………………………………………...
Глава I. Республика Тыва – субъект Российской Федерации...………..…….…..……5
1.1. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации…………......5
1.2. Конституционно-правовой статус Республики Тыва………………….………..…9
1.3. Правовая система Республики Тыва………………………………………………14
Глава II. Система органов Республики
Тыва………………………………….............
2.1. Законодательная (
2.2. Исполнительная власть…………………………………………………………….
2.3. Судебная власть в Республике Тыва……………………………………………...25
Заключение……………………………………………………
Список нормативно-правовых
актов………………………………………….........
Список литературы…………………………………
Введение
Стороной федеративных отношений, одновременно полноправными их участниками являются равноправные субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономные округа. В отечественной юридической науке значительное развитие получает учение о субъекте Федерации.
В литературе выделяют признаки и черты, называя их признаками и чертами конституционно-правового статуса субъекта федерации.
Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации –достаточно дискуссионный вопрос в конституционном праве. Для своего осмысления данная проблематика требует анализа элементов конституционно-правового статуса конкретного субъекта федеративных отношений. Такой подход дает возможность выявить новые аспекты, позволяющие увидеть перспективы развития российского федерализма.
Целью исследования данной курсовой работы является определение современного конституционно-правового статуса Республики Тыва в системе федеративных отношений.
Соответственно основной цели выдвигается ряд конкретных задач:
Работа включает в себя введение, две главы, которые делятся на параграфы, заключение, список использованных источников и литературы.
Структурно данная курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и литературы.
Глава I. Республика Тыва – субъект Российской Федерации.
1.1. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации.
Конституционно-правовой
статус субъектов Федерации
Определяя конституционно-правовой статус субъекта федерации, большинство авторов исходят из того, что он определяет собой совокупность его конституционных полномочий, предметов ведения и ответственности, а также гарантии их реализации, а также черт, отражающих внешнюю атрибутику: герб, гимн, флаг, столицу и т.п. Данная позиция получила название расширительного толкования правового статуса субъекта федерации1.
Сравнивая данные показатели с аналогичными показателями в унитарном государстве, следует сказать, что в федеративном государстве они должны быть провозглашены в основных законах федерации и субъектов федерации, федеративных договорах, других законодательных и нормативных правовых актах. Лишь в таком случае они приобретают юридическое значение; одностороннее провозглашение, изменение или прекращение их не влечет юридических последствий и противоречит принципам федеративного государственного устройства.
Представители узкого (ограниченного) понимания правового статуса субъекта федерации в его структуру включают только права и обязанности субъекта, а правосубъектность и иные характеризующие его юридические признаки рассматривают в качестве предпосылок или факторов правового статуса.
Характеризуя конституционно-
На мой взгляд, правовой статус субъекта – это наиболее полная характеристика статуса субъекта в составе РФ, поскольку понятие «правовой» включает в себя все нормативно-правовые акты, принятые как на территории конкретного субъекта Федерации, так и на территории всей РФ.
Известно, что понятие юридического статуса субъекта Федерации в Конституции РФ и федеральных законодательных актах не дается. Вместе с тем оно прослеживается в конституционно-правовом регулировании статуса субъекта Федерации в ст. 5, 65, 66, 67 и др. Конституции РФ, а в качестве юридической категории отражено в ст. 137 как единый федеративный статус субъекта РФ3.
Н. М. Добрынин выделяет главные признаки правового положения субъекта федерации (остальные характеристики – производные от них):
федерации элементы;
обладают не просто государственной
властью, а учредительной
постоянно действующей взаимозависимости в отношениях между собой и в отношениях с федеральным центром;
самостоятельностью и ее конституционными гарантиями;
право участия в делах федерации;
другими субъектами федерации,
с субъектами других федераций, административно-
Центральным элементом конституционно-правового статуса субъекта федерации является наличие прав и обязанностей, которые преломляются в понятиях «компетенция и ответственность». Многие авторы полагают: «Права и обязанности представляют собой юридическую форму выражения материальных потребностей субъектов правового общения и служат главным инструментом, который обеспечивает сопряжение механизма правового регулирования с общественными отношениями»5.
В конституционно-правовой литературе общепризнанным является наличие такого важного элемента федеративного статуса субъекта РФ, как конституционно-правовая ответственность в качестве разновидности юридической ответственности. Она отражает важный признак статуса субъекта Федерации в качестве субъекта реализации публичной власти.
Отдельным элементом конституционно-правового статуса субъекта Федерации могут стать гарантии. Ряд конституционных положений, например обязательность взаимного согласия для изменения границ между субъектами Российской Федерации, изменение статуса субъекта РФ по взаимному согласию участвующих в этом действии сторон (т.е. Федерации и конкретного субъекта Федерации), фактически устанавливает гарантии самостоятельности субъектов Российской Федерации.
1.2. Конституционно-правовой статус Республики Тыва.
Ведущую роль в определении статуса республики как субъекта Российской Федерации играет федеральная Конституция, закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса. Согласно ее положениям, республика - равноправный субъект федерации, в том числе равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Содержательный анализ конституционного статуса Республики Тыва находит свое воплощение в двух качествах Республики Тыва – субъекта РФ и республики (государства), отражающих соответствующие черты и качества. При этом первый статус вбирает в себя второй в качестве составной части, т.к. Конституция РФ предусматривает и другие разновидности субъектов РФ.
Так, конституционно-правовой статус любой республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что она является государством в составе Российской Федерации, обладает всей полнотой власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Федеральной Конституцией находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Часть 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации наделила республики в составе Российской Федерации статусом государств в составе Федерации. Статья 1 Конституции Республики Тыва определяет Республику Тыва как демократическое правовое государство, входящее в состав Российской Федерации на правах субъекта Федерации и неотделимое от нее. Несмотря на провозглашение себя государством, необходимо заметить, что ярко подчеркивается органическая связь между республикой и Федерацией, а государственно-правовой статус Республики Тыва в части этого определяется в строгом соответствии с Федеральной Конституцией.
На мой взгляд, провозглашение Республики Тыва государством является противоречием основному Закону страны.
Так, например, статья 1 Конституции Республики Алтай6 определяет её как равноправный субъект Российской Федерации.
Как справедливо замечает Э.С. Юсубов, «Федерация не признает наличие ассоциированного членства, с каким либо из субъектов. Отношения, складывающиеся на основе ассоциированного членства, носят международно-правовой характер»7. Действительно, республику в составе Российской Федерации нельзя назвать государством в полном смысле этого слова. И это несмотря на то, что в статье 5 Федеральной Конституции указано на то, что республика это государство. Для этого республика должна обладать, по крайней мере, всеми необходимыми признаками государства.