Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:36, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является определение современного конституционно-правового статуса Республики Тыва в системе федеративных отношений. Соответственно основной цели выдвигается ряд конкретных задач: - исследование современного правового статуса Республики Тыва в составе Российской Федерации;
- анализ развития законодательства Республики Тыва, исследование проблемы соответствия регионального законодательства федеральному законодательству. - выработка подходов и дача рекомендаций по разрешению наиболее проблемных вопросов в сфере конституционно-правового статуса Республики Тыва, а также обоснование необходимости укрепления и повышения статуса Республики Тыва.
Введение…………………………………………………..............…………………….....3
Глава I. Республика Тыва – субъект Российской Федерации...………..…….…..……5
1.1. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации…………......5
1.2. Конституционно-правовой статус Республики Тыва………………….………..…9
1.3. Правовая система Республики Тыва………………………………………………14
Глава II. Система органов Республики Тыва………………………………….............16
2.1. Законодательная (представительная) власть……………………………………...16
2.2. Исполнительная власть…………………………………………………………….22
2.3. Судебная власть в Республике Тыва……………………………………………...25
Заключение………………………………………………………….…………………..27
Список нормативно-правовых актов………………………………………….............28
Список литературы……………………………………………………………………..28
С вопросом о том, является ли республика в составе России государством, тесно связана проблема суверенитета республик. Как утверждают некоторые авторы, государство только тогда суверенно, когда оно обладает суверенной властью, когда оно господствует, никому не подчиняясь. Как бы ни были широки пределы прав самостоятельных субъектов федерации, они осуществляют свою власть в соответствии с правом суверенного федеративного государства, в данном случае Российского8. Федеральная власть суверенна над всеми другими властями и ее суверенитет неделим9. Неделимость означает, что суверенитет не может быть разделен на несколько частей. Его дробление может привести к разрушению государственности.
Проблема суверенитета субъектов и в настоящее время является очень актуальной. Это связано с одной стороны с проводимой централизацией федеральной власти с другой стороны, несогласием субъектов Российской Федерации с такой политикой.
Понятие «суверенитет» республик в составе Российской Федерации трактовалось и сегодня трактуется по разному.
При характеристике федеративного статуса Республики Тыва в первую очередь следует выделить политическую и правовую константу, вытекающую из смысла Конституции РФ и Республики Тыва – «Республика Тыва является составной частью РФ, а ее территория – неотъемлемая часть территории РФ».
Конституция Республики Тыва, как впрочем и конституции других республик, является структурной частью системы государственно-правового законодательства и конституционной системы Российской Федерации. Конституциям Российской Федерации и Республики Тыва присущи однотипные черты. В то же время эти конституции отличаются между собой по содержанию, объекту регулирования, юридической силе, территории действия, процедуре принятия. Конституция Республики Тыва обладает спецификой, отражающей исторические, культурные и национальные особенности.
Говоря о конституционно-
национально-территориальных особенностей, что и нашло отражение в названии «Республика Тыва». Республика Тыва сама устанавливает свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению с ст. 65 Конституции РФ.
Конституции РФ, а также в ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Тыва. Вместе с тем государство в составе субъекта Федерации не обладает суверенитетом. Суверенитет является качеством лишь единого федеративного государства. Отсутствует у Республики Тыва и право на самостоятельные внешнеполитические отношения.
ст. 5 Конституции РФ.
Конституции РФ без участия других субъектов РФ.
верховенство – территорию Республики Тыва нельзя изменить без ее согласия.
устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
разграничению с РФ.
отношениях.
языками в Республике Тыва являются тувинский и русский языки.
Столицей Республики Тыва является г. Кызыл.
Кроме того, наряду с перечисленными Республика Тыва обладает еще и другими чертами совместно или наравне с другими субъектами РФ, а именно:
отношениях с РФ:
совместное ведение и собственное ведение);
Федерального Собрания РФ делегированы 2 представителя из Республики Тыва, имеются представители при Президенте РФ, а также при Правительстве РФ);
принадлежит Парламенту Республики Тыва;
совместно с Федерацией и на принятие дополнительных мер по обеспечению статуса личности самостоятельно.
формирования.
Анализ основных черт
Республики Тыва как субъекта РФ позволяет
выявить особенности
1.3. Правовая система Республики Тыва.
Пункт 2 статьи 5 Конституции РФ гласит: «Республики имеют свою конституцию и законодательство». Известно, что наряду с актами республиканского уровня действуют акты и федерального центра. Так, Конституция Республика Тыва прямо содержит перечень нормативных правовых актов, входящих в правовую систему Республики Тыва. В соответствии со статьей 8 Конституции Республики Тыва «Правовую основу Республики Алтай составляют:
- Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;
- Конституция Республики Тыва;
- конституционные законы и законы Республики Тыва,
- Постановления Верховного Хурала Республики Тыва;
- Указы Председателя Правительства Республики Тыва, носящие нормативно-правовой характер;
- Постановления Правительства Республики Тыва, имеющие нормативно-правовое значение».10
Из действующих федеральных нормативных актов, входящих в правовую систему Республики Тыва следует, прежде всего, выделить Конституцию Российской Федерации, устанавливающую исходные положения по многим вопросам организации и деятельности государственной власти в Республике Тыва.
Значительное количество правовых норм, входящих в правовую систему Республики Алтай, включают федеральные законы и подзаконные акты в виде указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Среди них следует отметить различные концепции, положения, федеральные целевые программы, ориентированные на решения сугубо региональных проблем.
Важным элементом правовой системы Республики Тыва являются законы и иные нормативные правовые акты. Среди них следуют особо выделить документы, определяющие правовой статус Республики Тыва -Конституцию Республики Тыва 2001 года. Конституция является Основным Законом Республики Тыва, самой главной правовой базой, на основе которой строятся все иные нормативно-правовые акты Республики Тыва.
Глава II. Система органов Республики Тыва.
2.1. Законодательная (представительная) власть.
Конституция Республики Тыва закрепляет принцип разделения властей. Это ярко выражено в части 1 и 2 статьи 9 республиканской конституции: “Государственная власть в Республики Тыва осуществляется на основе разделения её на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Органы представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти действуют самостоятельно, взаимодействуя друг с другом и не выходя за пределы своих полномочий”.
Согласно ч. 2 ст. 10 Конституции Республики Тыва: «Законодательную (представительную) власть в республике осуществляет Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва».
Великий Хурал Республики Тыва - двухпалатный
парламент. Палата представителей решает
кадровые вопросы, вопросы административно-
Формирование двухпалатного парламента Республики Тыва обусловлено следующими соображениями:
жителей отдаленных и труднодоступных местностей Тувы, таких как Кункуртуг, Кара-Холь и многих других, имеющих свои особенности социально-экономического развития;
законодательной, и в этом плане верхняя палата является своего рода сдерживающим органом между ними. Двухпалатный парламент приводит к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается второй палатой. Данное положение проявляет себя в четком разделении полномочий между палатами;
разрабатываемых и принимаемых законов, так как в их принятии участвуют обе палаты;
республики: осуществление нижней палатой сугубо законотворческой деятельности, а верхней - политической деятельности, так как принимаемые законы должны, в первую очередь, носить социально-экономическую направленность;
отстаивать интересы республики в отношениях с Федерацией, тогда как одно должностное лицо в полной мере не в состоянии осуществить это.
Законодательный орган Республики Тыва имеет следующие полномочия в сфере законодательства:
1) принятие, изменение,
дополнение, признание утратившим
силу своих нормативных
2) участие в федеральном законодательном процессе путем использования права:
Конституции РФ);
предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ);
внесении поправок и изменений в Конституцию РФ (ст. 134 Конституции РФ);
Конституции РФ после рассмотрения их палатами Федерального Собрания (ст. 136 Конституции РФ);
совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72, 76 Конституции РФ).
Обратим внимание на высказывание профессора В.Е. Чиркина: «При реализации законодательной компетенции исключительно республик в соответствии с п. 4 ст. 76 Конституции РФ: необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне предметов исключительного ведения Федерации и совместных предметов ведения Федерации и ее субъектов республики обладают всей полнотой государственной власти, т.е. верховенством. Данную формулировку следует толковать в совокупности с положениями ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России. Здесь сказано также, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (т.е. и в ее субъектах), не должны противоречить Конституции РФ. Правотворчество субъектов РФ связано с Конституцией РФ. Таким образом, вряд ли можно говорить о всей полноте государственной власти члена Федерации: государственный суверенитет принадлежит только Федерации. В связи с этим и п. 6 ст. 76 Конституции РФ, гласящий, что при противоречии федерального закона и закона субъекта РФ, принятого по вопросам предметов исключительного ведения субъектов РФ, действует не федеральный закон, а закон субъекта Федерации, нуждается, видимо, в уточнении. Последний должен соответствовать Конституции РФ»11.