Конституционно-правовой статус республики в составе РФ (на примере Республики Тыва)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной курсовой работы является определение современного конституционно-правового статуса Республики Тыва в системе федеративных отношений. Соответственно основной цели выдвигается ряд конкретных задач: - исследование современного правового статуса Республики Тыва в составе Российской Федерации;
- анализ развития законодательства Республики Тыва, исследование проблемы соответствия регионального законодательства федеральному законодательству. - выработка подходов и дача рекомендаций по разрешению наиболее проблемных вопросов в сфере конституционно-правового статуса Республики Тыва, а также обоснование необходимости укрепления и повышения статуса Республики Тыва.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..............…………………….....3

Глава I. Республика Тыва – субъект Российской Федерации...………..…….…..……5
1.1. Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации…………......5
1.2. Конституционно-правовой статус Республики Тыва………………….………..…9
1.3. Правовая система Республики Тыва………………………………………………14

Глава II. Система органов Республики Тыва………………………………….............16
2.1. Законодательная (представительная) власть……………………………………...16
2.2. Исполнительная власть…………………………………………………………….22
2.3. Судебная власть в Республике Тыва……………………………………………...25

Заключение………………………………………………………….…………………..27

Список нормативно-правовых актов………………………………………….............28

Список литературы……………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

 

Важное место в системе  органов государственной власти занимает Глава Республики Тыва. В ранее действующей Конституции Республики Тыва 1993г. Глава Республики являлся Президентом Республики Тыва. По новой Конституции 2001г. была упразднена должность Президента Республики Тыва, как высшего должностного лица, и установлена должность Председателя Правительства Республики Тыва. Это обусловлено следующими причинами:

а) упразднение совмещенной  должности Президента - Главы Правительства дает возможность Председателю Правительства решать вопросы социально-экономического развития республики, не отвлекаясь на решение политических проблем;

б) сохранение поста Президента Республики Тыва - Главы государства  и придание Туве статуса президентской республики повлекло бы за собой наделение полномочиями реального и эффективного управления республикой, что в настоящее время могут позволить только экономически развитые субъекты Федерации. Должность Президента - Главы Правительства Республики Тыва, установленная в действующей Конституции Республики Тыва, лишь формально наделяет действующего Президента республики функциями Главы государства. При более детальном анализе полномочия Президента - Главы Правительства Республики Тыва больше напоминают полномочия Главы Правительства в парламентской республике, потому что кадровую политику Глава Республики проводит по согласованию с парламентом Республики Тыва (назначение на должности и освобождение от должности заместителей Главы Правительства, министров Республики Тыва, представителей Республики Тыва), и не имеет права самостоятельно определять структуру органов исполнительной власти и решать вопросы создания и преобразования государственных органов;

в) принимая во внимание необходимость обеспечения единства правового пространства в Российской Федерации, единой системы органов  исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, на мой взгляд, должность Президента должна быть в России одна - Главы Государства Российского. Внешнюю, внутреннюю политику, полномочия верховного главнокомандующего, решение вопросов гражданства, помилования и т.п. может осуществлять только Президент Российской Федерации;

г) в связи с упразднением должности Президента Республики Тыва была упразднена Администрация Президента Республики Тыва со штатной численностью в 71 единицу.

В соответствии со статьей 110 Конституции Республики Тыва, Глава - Председатель Правительства Республики Тыва является высшим должностным лицом Республики Тыва и возглавляет исполнительную власть. Глава Республики Тыва одновременно является Председателем Правительства Республики Тыва.

Глава Республики Тыва, Председатель Правительства Республики Тыва обладает довольно широкими полномочиями в законотворческом процессе, имеет разнообразные рычаги и средства влияния на этот процесс в целях изменения содержания принимаемого закона. Так, согласно статьи 111 Конституции Республики Тыва, Глава Республики Тыва обладает правом законодательной инициативы в Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва, вправе лично участвовать в его работе и вносить на рассмотрение вопросы, входящие в компетенцию парламента республики. Более того, эти вопросы подлежат обязательному рассмотрению. Глава Республики Тыва также вправе отклонить закон, принятый Верховным Хуралом Республики Тыва, и направить его на повторное рассмотрение парламенту с учетом замечаний и предложений, то есть Глава Республики Тыва обладает таким важным инструментом влияния на законодательный процесс как право “вето”.

 В связи с вышесказанным, можно отметить, что фактически Республика Тыва – республика со смешанной формой правления, где центр смещен в сторону Главы Республики Тыва. Хотя данный вопрос является весьма спорным, если исходить из того, что чаще всего “вето” Главы Республики Тыва преодолевается парламентом без особого труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Исполнительная  власть.

 

В единой системе исполнительной власти важное значение имеет Правительство Республики Тыва, статус которого четко урегулирован Конституцией Республики Тыва и республиканским законом. Согласно ст. 113 Конституции Республики Тыва и статье 1 Конституционного Закона Республики Тыва «О Правительстве Республики Тыва»12, «Правительство Республики Тыва является высшим коллегиальным и постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Тыва». Правительство Республики Тыва возглавляет единую систему исполнительной власти Республики Тыва.

Данный высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти создан для решения социально-экономических и хозяйственных вопросов.

Правительство Республики Тыва состоит из Председателя Правительства Республики Тыва, заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министров Республики Тыва, руководителей других органов исполнительной власти Республики Тыва.

Правительство Республики Тыва ответственно перед Председателем  Правительства Республики Тыва и слагает свои полномочия перед вновь избранным Председателем Правительства Республики Тыва.

Правительство Республики Тыва:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает для  представления Председателем Правительства  Республики Тыва в Законодательную  палату проекты республиканского бюджета  Республики Тыва, а также программ социально-экономического развития Республики Тыва;

в) обеспечивает исполнение республиканского бюджета Республики Тыва, готовит и представляет отчет  об исполнении республиканского бюджета  Республики Тыва, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Тыва в Законодательную палату;

г) управляет и распоряжается  государственной собственностью Республики Тыва в соответствии с законами Республики Тыва, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республики Тыва в соответствии с федеральным законодательством;

д) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов  ведения и полномочий, а также  соглашения о взаимной передаче осуществления  части своих полномочий;

е) разрабатывает меры по предупреждению и ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биологического и социального характера;

ж) ежегодно представляет народу Республики Тыва государственные  доклады о здоровье нации, экологии и состоянии земли и других природных ресурсов республики;

з) дает согласие на назначение на должность прокурора Республики Тыва и руководителей территориальных  федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных  законодательством;

и) принимает постановления, а также распоряжения по наиболее важным вопросам социально-экономического развития Республики Тыва.

Правительство Республики Тыва обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.

Компетенция Правительства  Республики Тыва, порядок его формирования и деятельности определяются законом Республики Тыва.

В целях устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, усиления контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им органами государственной власти, Правительством Республики Тыва могут быть созданы территориальные органы государственного управления, являющиеся структурными подразделениями Правительства Республики Тыва с соответствующим объемом полномочий.

Территориальные органы Правительства Республики Тыва подчиняются  Правительству Республики Тыва и  подотчетны ему по вопросам своей  деятельности. Руководители территориальных  органов Правительства Республики Тыва назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Правительства Республики Тыва.

Порядок создания, деятельности и компетенция территориальных  органов устанавливаются Правительством Республики Тыва в соответствии с  федеральным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Судебная  власть в Республике Тыва.

 

Конституция Российской Федерации не предусматривает формирование в субъектах Федерации судебных систем13. Судебная власть на их территории осуществляется федеральными судами (ст.ст. 71, 118, 124, 128).

Одной из разновидностей государственной власти Республики Тыва является судебная власть, которая осуществляет правосудие. Конституция Республики Тыва отвела судебной власти роль хранительницы гражданского мира, возлагая на неё обязанность обеспечивать законность и справедливость.

В соответствии со статьей 116 Конституции Республики Тыва «В Республике Тыва действуют федеральные суды и суды Республики Тыва (Конституционный суд и мировые судьи Республики Тыва)».

Положения статей глав о  судебной системе, охране общественного порядка изложены в соответствии с федеральными законами о судебной системе, полиции, иными правовыми актами Российской Федерации применительно к системе и месте органов власти и управления в Республике Тыва - субъекте Российской Федерации. В Конституции Республики Тыва изложены основные задачи судебных органов (Верховного, Арбитражного, районных судов, Конституционного суда Республики Тыва и мировых судей), правоохранительных органов, в том числе Прокуратуры.

Можно выделить три сущностные характеристики конституционного суда:

    • прежде всего, он представляет собой конституционный орган

государственной власти, входящий в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.2   Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» — это «иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации».

    • конституционный суд — форма судебной власти; он

функционирует именно как суд. Это подчеркивается сосредоточением норм о нем в статьях Конституции Республики Тыва, посвященных судебной власти; указанием на то, что он входит в судебную систему Российской Федерации и в судебную систему Республики Тыва, являющуюся составной частью общероссийской судебной системы.

    • конституционный суд — самостоятельный орган судебной власти.

Это положение гарантируется тем, что он не зависим от чьей бы то ни было воли и подчиняется Конституции Республики Тыва.

Конституционный суд  Республики Тыва, согласно действующему законодательству, служит целям защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Тыва.

 

Таким образом, в своей  совокупности органы государственной власти Республики Тыва представляют систему, которая является важнейшей характеристикой конституционно-правового статуса Республики Тыва. Осуществляя власть посредством участия в деятельности органов государственной власти, народ приводит в жизнь формулу – «единственным источником власти является народ», а отсюда в полной мере гарантирует себе законные права и свободы.

 

 

 

Заключение

Республика Тыва как равноправный субъект в составе Российской Федерации имеет конституционно-правовой статус, который обеспечивает политическое, юридическое равноправие, государственную и экономическую самостоятельность. Все это Республика Тыва должна осуществить, прежде всего, за счет четкого разделения своих функций с Федерацией. Смысл этого разделения должен состоять не в разъединении государственной власти, а в её разумном распределении, структурировании, сбалансировании. Все трудности и противоречия между Федерацией и Республикой Тыва проистекают во многом, не от того, что они не могут разделить суверенитет, а от того, что не могут его совместно осуществить, как этого требует истинное федеративное государство.

На мой взгляд, необходимо усилить правовые гарантии удовлетворения национальных потребностей: экономических, политических, а не только языковых, этнических и культурных, и не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации действующими нормами права. Только в таком случае, возможно создать правовые условия для полной реализации прав народа, проживающего на данной территории.

Юридическое равноправие  субъектов в составе России должно вылиться в равноправие фактическое. Только тогда можно говорить о  равноправии в полном смысле этого  слова, только тогда можно гарантировать высшую ценность в обществе и государстве – права и свободы каждого человека и гражданина.

Информация о работе Конституционно-правовой статус республики в составе РФ (на примере Республики Тыва)