Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:53, курсовая работа
В предоставленной на рассмотрение курсовой работе будут рассмотрены основные положения деятельности средств массовой информации, правовое регулирование их деятельности и распространение средств массовой информации.
ВВЕДЕНИЕ 1. Право граждан на доступ к информации 9
2. Информация как объект правовых отношений 20
3. Основные положения деятельности СМИ 29
4. Распространение массовой информации 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ВВЕДЕНИЕ
Регулирование права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов.
В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г. И как отмечает В.Н. Лопатин, «из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным, в том числе:
право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);
право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);
свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);
свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);
право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);
право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);
право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);
свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);
свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);
право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);
право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)»1.
Полагаем, этот перечень следует дополнить, а именно:
право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;
право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).
В указанном перечне основополагающей нормой, центральным, системообразующим звеном в регулировании права граждан на информацию является ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Разумеется, правовую основу права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц составляет ч. 2 ст. 24 Конституции РФ.
С точки зрения борьбы с сокрытием информации важной является ч. 1 ст. 15 Конституции РФ. Из нее следует, что право на доступ к информации гарантировано Конституцией РФ и по большому счету не нуждается в подтверждении какими-либо еще правовыми актами. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, «когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».
Это положение подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 февраля 2000 г. №3-П: «Информация... в силу непосредственного действия ст. 24 (ч. 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты»1. В силу предписаний ст. 23, 24, 29 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации «не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»2.
Эта позиция подкреплена также абзацем 6 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. №10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. №10): «Каждый гражданин имеет право получить, а должностное лицо, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах»1.
Среди основных нормативных актов, составляющих правовую базу реализации некоторых способов доступа граждан к информации о деятельности органов власти, можно назвать также Закон РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации»2 (ред. от 27.07.2006), который определяет основы права граждан на получение информации через СМИ (ст. 38), а также порядок получения редакциями СМИ информации непосредственно от органов государственной власти на основании запроса (ст. 39).
На федеральном уровне правовая база доступа граждан к информации о деятельности органов власти в нашей стране имеется. Все эти нормы и механизмы различных отраслей российского законодательства относятся к проблеме прозрачности органов власти и гарантированию доступа граждан к информации, находящейся в ведении органов власти, прежде всего и в большей степени органов государственной власти и в меньшей степени органов местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации содержит в себе достаточно полный и объемный каркас регулирования права на информацию, который отчасти уже развернут, отчасти его еще предстоит развернуть.
В настоящее время нельзя утверждать, что правовая база доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления в нашей стране отсутствует. Однако несистематизированный характер законодательства о доступе не дает возможности в полной мере рассматривать его как достаточный инструмент в реализации субъективного права.
Анализируя конституционные положения, важно установить прежде всего связи групп норм:
Главное внимание в курсовой работе уделяется принципам организации и деятельности средств массовой информации, что объясняется его значимостью для современного общества, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.
Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом независимо от государственных границ и форм выражения не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.
Конституционное положение о гарантированности свободы массовой информации развивается в Законе РФ «О средствах массовой информации». В соответствии с этим законом поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме случаев, установленных законом.
Большое значение для обеспечения
гарантий свободы массовой информации
имеет установленный
В предоставленной на рассмотрение курсовой работе будут рассмотрены основные положения деятельности средств массовой информации, правовое регулирование их деятельности и распространение средств массовой информации.
1. ПРАВО ГРАЖДАН НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ
Всеобщая информатизация в условиях расширения информационных потребностей человека, общества и государства обусловила возникновение и актуализацию права граждан на доступ к информации, а также объективную необходимость правового и процессуального обеспечения его реализации. Данное право человека, воплощенное в жизнь, выступает реальной гарантией открытости политического властвования.
Необходимо отметить, что в современной науке нет единого мнения относительно правовой сущности права на доступ к информации. Представляется возможным выделить широкий и узкий подходы.
Узкий подход обосновывает самостоятельность права на доступ к информации. При этом:
- право на доступ - это лишь отдельное правомочие права на информацию (наряду с правомочиями на произведение, распространение информации, на тайну и др.);
- право на доступ имеет статус самостоятельного права наряду с традиционными информационными правами личности (свобода мысли, слова, печати).
В современных реалиях
более правильно и научно обоснованно
говорить о самостоятельности права
личности информационного общества
на доступ к информации, при этом
понимая его как гарантированну
Право на доступ к информации по-разному закрепляется в правовых актах. Например, в международных документах данное право не упоминалось до 2000 г., закреплялось только право на информацию в составе свободы мнений и убеждений.
Доступ к информации может быть обеспечен традиционным (бумажным) способом или посредством информационных технологий. При этом необходимо отметить, что использование последних в рамках электронного документооборота имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционным доступом.
Наиболее предпочтительным и наименее затратным представляется развитие системы доступа граждан к информации государственных органов посредством использования современных информационных технологий (Интернета).
Что касается России, то в нашей стране открыт сервер органов государственной власти РФ «Официальная Россия», а также официальные сайты государственных органов (например, Государственной Думы, Министерства юстиции, Министерства обороны, МИД, МВД, Министерств транспорта, финансов и др.), официальный сайт Президента. Вместе с тем поиск информации на данных сайтах значительно затруднен из-за недостаточной оперативности ее размещения (на некоторых сайтах она не обновляется неделями), а также отсутствия «горячей» информации (проектов, комментариев) и др.
Для российского сервера
государственных органов