Конституционно-правовоые основы СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

В предоставленной на рассмотрение курсовой работе будут рассмотрены основные положения деятельности средств массовой информации, правовое регулирование их деятельности и распространение средств массовой информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1. Право граждан на доступ к информации 9
2. Информация как объект правовых отношений 20
3. Основные положения деятельности СМИ 29
4. Распространение массовой информации 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

Конститутционно-правовые основы СМИ.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Все это придает Закону о СМИ некоторый элемент декларативности  и популизма, так как он, являясь  узкоспециальным, практически не учитывает  реалии рыночных отношений, ограничиваясь  лишь регулированием отношений «журналист - редакция - государство – общество» и «журналист - редакция – учредители», и совершенно не упоминает такие термины, как «организационно-правовая форма предприятия - собственника редакции».

А ведь эта форма есть физическое воплощение редакций, и  так как они в большинстве случаев являются либо юридическими лицами, либо их структурными подразделениями, существует целый набор как правовых, так и неправовых способов воздействия на них, включающих частые налоговые проверки, инспекции пожарной охраны, изменение условий договора аренды в муниципальных зданиях, скупка акций или долей в уставном капитале. Поэтому в заключение можно сделать вывод, что процесс законодательного регулирования деятельности СМИ в России не завершился и по истечении трех веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

 

Воспрепятствование осуществляемому  на законном основании распространению  продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений  граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов - не допускается.

Согласно положениям ст. 25 Закона «О средствах массовой информации» запрещается воспрепятствование лишь законному распространению  продукции средств массовой информации.

Понятие «распространение» раскрывается в ст. 2 указанного Закона. Вместе с тем необходимо выделить основные способы распространения СМИ:

введение в гражданский  оборот периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ;

передача в эфир радио- и телепрограмм;

публичное исполнение кинохроникальных программ;

передача по кабелю для  всеобщего сведения массовой информации.

Закон о СМИ различает два  вида распространения: коммерческое и  некоммерческое. Критерием такого разграничения  служит только фактор взимания или  невзимания платы. Таким образом, если за распространение взимается плата, оно будет коммерческим независимо от того, получил ли распространитель прибыль или понес убытки.

Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, если при этом не взимается плата прямо  или косвенно, не признается распространением. Таким образом, не будет считаться распространением демонстрация, осуществляемая при наличии лишь всех нижеперечисленных обстоятельств:

видеозаписи программ;

в жилых помещениях;

невзимания платы (ни прямого, ни косвенного).

Демонстрация в смысле Закона о СМИ есть представление передач посредством экрана или подобных технических устройств. Демонстрация является одним из способов распространения продукции СМИ и касается только кинохроникальных программ. Таким образом, в отношении демонстрации программ речь также должна идти о кинохроникальных программах.

Не является также  распространением снятие единичных  копий с видеозаписей программ. Однако, исходя из контекста ст. 25, данное копирование  не подпадает под понятие «распространение» только при наличии трех обстоятельств, перечисленных в п. 3 настоящего комментария. Таким образом, следуя логике законодателя, снятие единичных копий с видеозаписей программ, если, например, за него прямо или косвенно взимается плата, есть не что иное, как распространение.

Однако снятие единичных  копий с видеозаписи никак  не вписывается в понятие «распространение», дефиниция которого содержится в  ст. 2 Закона о СМИ. Следовательно, имеет  место противоречие между положениями  ст. 25 и 2 Закона о СМИ.

По-видимому, при разрешении данного конфликта следует исходить из того, что специальные положения имеют приоритет перед общими положениями. Следовательно, несмотря на то, что снятие единичных копий не охватывается рамками общего понятия «распространение», при наличии соответствующих условий оно будет иметь правовые последствия как один из способов распространения.

По общему правилу  розничная продажа тиража периодических  печатных изданий, в том числе  продажа с рук, не подлежит ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных Законом о СМИ. Такие случаи ограничения предусмотрены в ст. 36 («Распространение рекламы») и ст. 37 («Эротические издания»).

Редакция, издатель и  распространитель должны соблюдать  имущественные и личные неимущественные  права авторов используемых произведений. В противном случае, в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи, распространение продукции СМИ может быть запрещено по решению суда.

Для того чтобы осуществить  правомерное распространение, следует  иметь в виду, что в силу Закона авторское право на произведение возникает непосредственно у автора (физического лица) в момент его создания. Авторское право состоит из двух видов правомочий: личных неимущественных (моральных) и имущественных. При этом личные неимущественные права неотчуждаемы. Они могут принадлежать только автору и прекращаются в момент его смерти, за исключением права на обнародование. Вместе с тем после смерти автора защита его моральных прав может осуществляться наследниками.

Поэтому независимо от того, в каком  порядке создано произведение, неимущественные права следует соблюдать, т.е. даже в том случае, если произведение создано в порядке служебного задания. В периодических изданиях, передачах должны указываться имена авторов, как подлинные, так и вымышленные, в зависимости от воли автора. Анонимно, т.е. без указания имени автора, можно использовать произведение только в том случае, если автор согласился с этим.

Кроме того, указание имени  должно быть таким, чтобы можно было точно определить, автором какого произведения является указанное лицо. На практике же в периодических изданиях имеют место указания имен авторов в общем списке. В результате чего определить, автором какого конкретного произведения является то или иное лицо, практически невозможно.

Помимо неимущественных  прав на произведение существуют исключительные имущественные права на использование произведения. В качестве их обладателей могут выступать авторы, наследники, а также следующие лица:

работодатель автора - в отношении  произведений, созданных в порядке  выполнения служебных обязанностей или служебного задания в период действия ЗоАП, если между работодателем и автором не установлено иное;

изготовитель аудиовизуального произведения - в отношении аудиовизуального произведения, созданного по договору заказа после 3 августа 1993 г., если ограничений передаваемых прав не предусмотрено в договоре с авторами. При этом авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

издатели энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических  и продолжающихся сборников научных  трудов, газет, журналов и других периодических  изданий - в отношении таких изданий;

любые другие физические и юридические лица, получившие исключительные имущественные права по авторскому договору.

Заключение авторского договора с обладателями исключительных имущественных прав является залогом  законности использования произведений - объектов авторского права.

Следует обратить внимание, что не являются редкостью случаи, когда комплекс исключительных имущественных авторских прав может быть поделен между двумя или несколькими субъектами: на определенные способы использования права принадлежат одному лицу, а на другие - другому лицу. Авторский договор следует заключать именно с лицом, обладающим исключительным правом на тот способ использования, который планируется осуществить.

При издании периодического печатного издания и его продаже  необходимо заключать договор о  передаче права на воспроизведение и распространение, при создании радио- и телепередач для трансляции необходимо получить право на воспроизведение произведений и передачу в эфир. При создании кинохроникальных программ необходимо заключить договор на создание аудиовизуального произведения. В некоторых случаях допускается свободное использование объектов авторского права, т.е. без разрешения правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Перечень этих случаев исчерпывающим образом предусмотрен Законом об авторском праве. Для СМИ применимы следующие случаи свободного использования произведений:

1) цитирование в оригинале  и в переводе в научных, исследовательских,  полемических, критических и информационных  целях из правомерно обнародованных  произведений в объеме, оправданном  целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно  обнародованных произведений и  отрывков из них в качестве  иллюстраций в изданиях, в радио-  и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в  газетах, передача в эфир или  сообщение по кабелю для всеобщего  сведения правомерно опубликованных  в газетах или журналах статей  по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;

4) воспроизведение в  газетах, передача в эфир или  сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и иных аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

воспроизведение или  сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий  средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего  сведения по кабелю произведений, которые  становятся увиденными или услышанными  в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках;

воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего  сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей;

запись краткосрочного пользования того произведения, в  отношении которого эта организация  получила право на передачу в эфир, при условии, что такая запись производится организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственных передач. При этом организация эфирного вещания обязана уничтожить такую запись в течение 6 месяцев после ее изготовления, если более продолжительный срок не был согласован с автором записанного произведения. Такая запись может быть сохранена без согласия автора произведения в официальных архивах, если запись носит исключительно документальный характер.

Распространение продукции  может быть прекращено в иных случаях, предусмотренных законом. К таким случаям, в частности, относятся случаи злоупотребления свободой массовой информации, указанные в ст. 4 Закона о СМИ.

Распространение продукции  СМИ также может быть запрещено  при использовании внешнего облика физического лица без его согласия.

В газетах и журналах нередко искажают облик известных  политических деятелей, деятелей культуры, других популярных личностей. Такого рода искажения часто имеют место  не только в российских печатных изданиях, но и в зарубежных и являются нарушением рассматриваемого неимущественного права. Так, английская газета напечатала фотографию певца Майкла Джексона, лицо которого обезображено шрамами, нос провален и т.п. Певец обратился в суд с соответствующим иском в отношении газеты1.

В аналогичных случаях посягательств на личные неимущественные права по российскому законодательству на основании ст. 12 ГК РФ изображенное лицо вправе обратиться в суд с требованием о запрете распространения продукции СМИ.

При создании теле- и радиопередач, как правило, используются исполнения и фонограммы, которые выступают в качестве объектов прав, смежных с авторским правом. При использовании исполнений и фонограмм без заключения договора с исполнителем и/или производителем фонограммы в случаях, когда это необходимо согласно ЗоАП, происходит нарушение смежных прав, обладатели которых вправе обратиться в суд с иском о запрещении трансляции передачи с использованием данных исполнения или фонограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Свобода информации - основной принцип  информационных отношений в современном обществе, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., конституциями многих стран мира (Швейцарии, Испании, Республики Беларусь, России и др.).

В Конституции РФ данный принцип реализован через установление права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29 Конституции).

Свобода массовой информации - необходимая составляющая общего принципа «свободы информации», важное условие режима демократии, обеспечения  политического плюрализма и культурного  многообразия.

Концепция плюрализма состоит из двух основных характеристик. Политический плюрализм, который представляет собой потребность в интересах демократии в широком диапазоне политических мнений и точек зрения, представляемых СМИ. Было бы угрозой для демократии, если бы преобладал только один голос в СМИ, имеющий власть распространять единственную политическую точку зрения. Культурный плюрализм отражает потребность в многообразии культур и передает разнообразие в обществе через СМИ (п. 4 пояснительной записки к Рекомендации Совета Европы №R (99)1 «О мерах по стимулированию плюрализма в средствах массовой информации»).

Информация о работе Конституционно-правовоые основы СМИ