Конституционно-правовоые основы СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

В предоставленной на рассмотрение курсовой работе будут рассмотрены основные положения деятельности средств массовой информации, правовое регулирование их деятельности и распространение средств массовой информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1. Право граждан на доступ к информации 9
2. Информация как объект правовых отношений 20
3. Основные положения деятельности СМИ 29
4. Распространение массовой информации 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

Конститутционно-правовые основы СМИ.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, на федеральном  уровне правовая база доступа граждан  к информации о деятельности органов  власти в нашей стране имеется. Все  эти нормы и механизмы различных отраслей российского законодательства относятся к проблеме прозрачности органов власти и гарантированию доступа граждан к информации, находящейся в ведении органов власти, прежде всего и в большей степени органов государственной власти и в меньшей степени органов местного самоуправления. «Однако, - отмечает С.Н. Шевердяев, - в связи с излишней абстрактностью одних, отсутствием жесткой корреляции с обязанностями предоставлять информацию гражданам других, а также с их взятой в целом разрозненностью и бессистемностью они оказались не способны запустить практику предоставления информации органами власти».

Конституция Российской Федерации содержит в себе достаточно полный и объемный каркас регулирования  права на информацию, который отчасти  уже развернут, отчасти его еще предстоит развернуть.

В настоящее время  нельзя утверждать, что правовая база доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления в нашей стране отсутствует. Однако несистематизированный характер законодательства о доступе не дает возможности в полной мере рассматривать его как достаточный инструмент в реализации субъективного права.

В этой связи мы поддерживаем позицию отечественного законодателя, который идет по пути принятия федерального закона, гарантирующего реализацию субъективного права граждан на доступ к информации. Приемлемым представляется принятие разработанного Минэкономразвития РФ проекта Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Он станет одновременно и стимулом, и типовым положением для развития законодательства, обеспечивающего доступ граждан к информации, и на региональном, и на местном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Информация уже достаточно давно рассматривается как ресурс для самых различных видов социальной деятельности, в числе которых и государственное управление. Для характеристики роли информации в государственном управлении следует обратить внимание на то, что она одновременно выступает в нескольких качествах. С одной стороны, информация необходима для осуществления качественного управления любой сферой общественной жизни, т.е. она является особым ресурсом государственного управления. С другой стороны, деятельность в сфере информации, как и любой другой социальный процесс, является объектом государственного управления, и существует установленный законодательством круг субъектов, которые это управление осуществляют. Кроме того, многие ученые отмечают, что правовые акты и иные решения, принимаемые органами власти, являются информацией особого вида, т.е. процесс управления понимается как частично или полностью информационный, а информация оценивается как результат деятельности органов власти. И наконец, в настоящее время в ряде исследований выделяется информация как средство управляющего воздействия на социальный процесс.

Таким образом, информация является:

а) особым ресурсом государственного управления;

б) объектом государственного управления;

в) результатом деятельности органов власти;

г) средством управляющего воздействия на социальный процесс.

В последующие годы с  развитием информационных технологий основным принципом информационного  обеспечения должна стать «информационная прозрачность», что потребует четкого государственного регулирования информационных процессов.

Взаимосвязь информационного  права с конституционным правом, правом граждан на информацию обеспечивается Конституцией РФ. Свобода массовой информации гарантируется нормами  Конституции. Пределы осуществления права на информацию регулируются нормами конституционного и административного права одновременно.

Взаимосвязь информационного  права с гражданским правом выражается в том, что информация может выступать  объектом гражданско-правовых отношений  в условиях рыночной экономики, и потому часть информационных отношений регулируется нормами гражданского права. Вопросы авторского права, интеллектуальной собственности являются институтами гражданского права. Так, в ст. 128 ГК РФ в перечень объектов гражданских прав включена информация, наряду с результатами интеллектуальной деятельности, включая интеллектуальную собственность. ГК РФ также регулирует вопросы банковской, коммерческой тайн, закрепляет такую форму правоотношений, как интеллектуальные услуги, признает электронную подпись.

Кроме того, информация как  объект правоотношений давно вошла  в международное право. Так, во Всеобщей декларации прав человека, утв. и провозглашенной  Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право  на свободу мысли, на свободу убеждений и на свободное выражение их. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Россия ратифицировала 28 февраля 1996 года) указывает, что свобода получения и распространения информации реализуется без вмешательства со стороны государственных органов. В ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах уточняется, что эти свободы относятся ко всякой информации, идеям и способам их распространения.

Итак, информация может  свободно использоваться любым лицом  и передаваться одним лицом другому лицу, при условии что использование и передача информации не нарушает законных прав и интересов других лиц, норм действующего законодательства о государственной тайне и иной охраняемой законом тайне.

2. Информация по категориям доступа  делится на:

1) информацию с ограниченным  доступом (которая, в свою очередь,  делится на информацию, существующую  в виде государственной тайны,  и информацию, существующую в  виде конфиденциальной информации);

2) открытая (общедоступная) информация.

Следует подчеркнуть, что, исходя из подхода, предполагающего обязательное наличие субъекта, воспринимающего информацию, закрытой информации не бывает, так это означало бы, что существует информация неизвестная никому, т.е. информация без субъекта, ее воспринимающего.

К открытой информации относится: вся  неправовая информация, а также информация о выборах и референдуме; официальные  документы, обязательно представляемая информация.

Ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне»1 определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, конкретизируется в утвержденном Указом Президента РФ Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне2.

К сведениям конфиденциального  характера в соответствии с Указом Президента от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» отнесены: персональные данные, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна.

Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками:

1) доступ ограничен в соответствии  с законом;

2) цель ограничения - защита основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства.

Признаки охраноспособности информации:

1) охране подлежит только документированная  информация;

2) информация должна соответствовать  ограничениям, установленным законом;

3) защита информации устанавливается  законом.

Таким образом, уровень доступности  информации, прежде всего правовой, в частности законодательства, - один из важнейших показателей правовой культуры любого общества, способный влиять на функционирование всех элементов механизма социального действия права. Он определяется не только состоянием правовых норм, их систематизированностью и т.д., но и факторами, находящимися в сфере правовой культуры личности, функционирования каналов правового информирования граждан, в том числе Интернета.

Понятие доступности правовой информации может быть охарактеризовано и в  широком смысле. В этом случае в его содержании следует различать два аспекта: предпосылки знания личностью содержания юридических норм и результат реализации этих предпосылок, определенный уровень знания права, достигнутый в обществе.

Обеспечение доступности правовой информации, контроль за ее состоянием - это обязанность государства. К этому его обязывает необходимость формирования статуса гражданина демократического общества, предполагающего информированность по всем важнейшим вопросам общественной жизни.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода мысли и слова. В соответствии с действующим законодательством к информации, свободно распространяемой, относится прежде всего массовая информация. Так, согласно ст. 3 Закона РФ «О средствах массовой информации» цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается.

Не допускается также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

Однако в ч. 3 ст. 55 Конституции  РФ также указывается, что права  и свободы могут быть ограничены федеральным законом в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» запрещается злоупотребление свободой массовой информации в виде использования средств массовой информации в целях совершения преступлений, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещается использование в СМИ, в том числе в документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ.

Кроме того, возможно введение цензуры  как временной меры в случаях, указанных федеральным законом.

Существует точка зрения, в соответствии с которой свобода информации - условное обозначение группы прав и свобод: свободы слова, мнений, свободы печати и иных средств массовой информации, права на получение информации, свободы распространения информации.

Итак, информация, свободно предоставляемая, - это общедоступные  сведения и иные сведения, доступ к  которым не ограничен.

На основании соглашений или иных правовых актов, в том  числе гражданско-правовых договоров, стороны могут брать на себя обязательства  о предоставлении или об обмене определенной информацией.

Различные нормы федерального законодательства содержат указание об обязанности тех или иных субъектов  предоставлять или распространять определенную информацию. Необходимо отметить, что большинство норм федерального законодательства, определяющих перечень информации, подлежащей предоставлению или распространению, основываются на Конституции РФ. Так, ч. 3 ст. 15 содержит указание на распространение в форме официального опубликования для всеобщего сведения законов. Исходя из ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, предоставлению подлежат материалы и документы, непосредственно затрагивающие права и свободы лица, запрашивающего такую информацию. В ст. 42 Конституции РФ содержится норма о праве каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на предоставление юридической информации в форме получения квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно и др.

Принцип ограничения  свободы производства и распространения  вредной и опасной информации имеет целью защиту интересов  и свобод личности и общества, государства  от воздействия вредной и опасной  информации.

Так, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ устанавливает правовые барьеры против злоупотребления свободой слова, выражения мнения. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Гарантии и одновременно пределы осуществления информационных прав и свобод человека и гражданина закреплены в ст. 24 Конституции РФ, которая устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Данное конституционное положение является одной из гарантий закрепленного в ст. 23 Конституции права на неприкосновенность частной жизни. Оно призвано защитить частную жизнь, личную и семейную тайну от проникновения в нее со стороны как государственных органов, органов местного самоуправления, так и негосударственных структур, отдельных граждан.

Существует множество  критериев классификации информации. Кроме исследователей, работающих в сфере кибернетики, экономики и информатики, попытки рассмотреть структуру информации предпринимают специалисты по массовым коммуникациям и социальному управлению. Так, например, Б. Евладов выделяет четыре основных вида информации: контрольно-измерительную, учетно-статистическую, научно-техническую и общественно-политическую. Контрольно-измерительная информация - та, которая связана с постоянным техническим контролем на производстве, и та, которая добывается в естественнонаучных исследованиях. Она фиксируется приборами и первичными учетными документами (таблицами, перфокартами и т.п.) и используется в целях регуляции процессов. Учетно-статистическая информация включает в себя данные, которые поступают главным образом в цифровом виде и отражают развитие экономики, культуры, здравоохранения, образования и т.д.

Информация о работе Конституционно-правовоые основы СМИ