Конституционно-правовоые основы СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

В предоставленной на рассмотрение курсовой работе будут рассмотрены основные положения деятельности средств массовой информации, правовое регулирование их деятельности и распространение средств массовой информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1. Право граждан на доступ к информации 9
2. Информация как объект правовых отношений 20
3. Основные положения деятельности СМИ 29
4. Распространение массовой информации 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Файлы: 1 файл

Конститутционно-правовые основы СМИ.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Конституционными гарантами  свободы массовой информации являются в том числе: свобода мысли, слова, выражения мнений и убеждений, экономической  деятельности, провозглашение частной собственности, а также прямой запрет цензуры.

В РФ не могут быть ограничены:

1) поиск, получение,  производство и распространение  массовой информации;

2) учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;

3) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Все случаи исключения из этого правила должны быть прямо  предусмотрены в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно в Законе о СМИ, издаваемых в соответствии с ним законодательных актах РФ и ее субъектов. Кроме того, такие случаи могут быть установлены Конституцией РФ и международными договорами, участницей которых является Россия.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права Конституция относит к числу важнейших прав каждого, кто законно находится на территории РФ, свободу во всех сферах творческой деятельности.

Свободу творчества следует рассматривать  как право каждого самостоятельно, без вмешательства государства или иных лиц, в условиях отсутствия цензуры создавать единолично или с участием соавторов произведения литературы, искусства, науки, изобретения, осуществлять творческую деятельность в других областях. Важнейшими законодательными актами, закрепляющими гарантии свободы творчества, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденные Верховным Советом РФ 09.10.1992 №3612-1, Закон РФ «О средствах массовой информации», Федеральные законы от 26.05.1996 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 29.12.1994 №78-ФЗ «О библиотечном деле», от 06.01.1999 №7-ФЗ «О народных художественных промыслах», от 17.06.1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и другие нормативные правовые акты.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяют, что творческой деятельностью  признается создание культурных ценностей  и их интерпретация. Важнейшей гарантией  свободы творчества является запрет вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Одной из гарантий права на свободу творчества в средствах массовой информации является запрет цензуры.

Разобраться в хитросплетениях  политики, выявить подлинные мотивы тех или иных действий непросто. Зачастую попытки ограничить свободу слова недобросовестно оправдываются необходимостью защитить личность от нарушений неприкосновенности частной жизни, а ограничение доступа к информации объясняется интересами национальной безопасности. Классический аргумент сторонников цензуры - забота о нравственности, защита от порнографии и пропаганды насилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Конституция Российской Федерации// Российская газета. 1993. №237. 25 декабря.
  2. Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. №31 ( часть 1). Ст.3448.
  3. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991года  №2124-1 (ред. от 24.07.2007) «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. №7. Ст.300.
  4. Козлова Е.И., Кутафина О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 585с.
  5. Комментарий к Закону Российской Федерации «О средствах массовой информации» (постатейный) / Под ред. В.В. Погуляева. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005. – 42 с.
  6. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 1994. – 458с.
  7. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунькова. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 273 с.
  8. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.Д. Садовникова. – М.: Юрайт - Издат, 2006. – 75 с.
  9. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов в 2-х томах/ Отв. ред. Член-корреспондент РАН О.Е.Кутафин. – 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: Юристъ, 2011. Т.1. – 767с.; Т.2. – 811с. 
  10. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. проф. В.А. Кряжков. – М.: ООО «Городец – издат», 2002. – 444 с.
  11. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М.: Юристъ, 2001. – 444с.
  12. Гребенькова Е.А. Закон о средствах массовой информации и свободе слова // Адвокат. 2006. № 1. С. 3 –14.
  13. Гришаева Ю.И. Конституционно-правовые основы права граждан на информацию и на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления // Юрист. 2007. № 6. С. 4 – 8.
  14. Марзак Г.А. Свобода массовой информации: конституционное закрепление // Правовые вопросы связи. 2006. № 1. С. 8 –13.
  15. Федосеева Н.Н. Право граждан на доступ к информации в Российской Федерации // Гражданское право. 2007. №3. С.7-14.
  16. Шагиева Р.В. Правовая деятельность и ее разновидности в современном российском обществе //   Журнал российского права. 2004. № 10. С. 6 - 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН)// Государство и право. 2003. №5. С.25.

1 Собрание законодательства РФ. 2000. №9. Ст.1066.

2 Там же.

1 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. №3.

2 Российская газета. 1992. 8 февраля.

1 Хургин В.М. Право на доступ к информации, или Как (и чем) сражаться с бюрократом // Информационное общество. 2001. №4. С.34-43.

1 Собрание законодательства РФ. 1997. №41. Ст.4673.

2 Собрание законодательства РФ. 1998. №5. Ст.561.

1 Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. – Ульяновск, 2000. – С. 15.

1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1989. – С.159.

1 Науменко Т.В. Функция журналистики и функция средств массовой информации // CREDO. 2000. № 20. С.15.

2 Там же.

1 Маленина М.Н. Личные неимущественные права граждан. – М., 2000. – С.134.




Информация о работе Конституционно-правовоые основы СМИ