Конституционно-правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право – ведущая отрасль права системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права.

Содержание работы

1. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды……………..3
1.1. Понятие и особенности норм конституционного права РФ………………...3
1.2. Классификация норм конституционного права РФ…………………………9
Список использованных источников……………………………………………...16

Файлы: 1 файл

конституционо-правовые нормы.docx

— 33.45 Кб (Скачать файл)

     2) лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

     3) точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм;

     4) совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

     Научная и практическая ценность классификации  правовых норм зависит от обоснованного  выбора ее критериев.

     Обладая специфическими чертами по сравнению  с правовыми нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы  сами по себе очень многообразны, отличаются друг от друга по многим признакам.

       Для любой научной классификации  очень важно правильно определить  ее основания – то есть те  сравнимые характерные черты,  которые могут быть положены  в основу классификации юридических  норм.

     Итак, конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям:

     1) по содержанию. То есть по кругу  регулируемых нормами права общественных  отношений, а, следовательно, и  по принадлежности нормы к  тому или иному конституционно-правовому  институту. 

     Большинство современных исследователей выделяют четыре группы этих отношений и, соответственно, четыре группы конституционно-правовых норм. Это нормы закрепляющие:

     - основы конституционного строя;

     - основы правового статуса человека  и гражданина;

     - федеративное устройство Российской  Федерации;

     - систему органов государственной  власти и местного самоуправления.

     Внутри  этих крупных группировок норм в  свою очередь выделяются взаимосвязанные  комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может  быть обеспечено достаточно квалифицированное  истолкование и применение конституционно-правовой нормы.

     2) по юридической силе. Это основание  находится в прямой зависимости  от:

     -нормативно-правового  акта, в котором выражена та  или иная норма;

     -места  нормативных правовых актов данного  вида в общей иерархической  системе нормативных актов;

     -разграничения  предметов ведения и полномочий  между Российской Федерацией  и ее субъектами.

     На  самом деле, в соответствии с этой классификацией все нормы конституционного права выстраиваются в определенной иерархии, по внешнему виду напоминающей пирамиду. Наиболее значимые по сфере  и уровню правового регулирования  нормы закреплены в Конституции  РФ, и они обладают высшей юридической  силой. Среди других нормативных  правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой  обладают федеральные конституционные  и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов  издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным  правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой  обладают конституции республик  и уставы других субъектов. Названные  акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

     3) по территории действия различают:

     -нормы,  действующие на всей территории  Российской Федерации; например: нормы Конституции, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов и т.д.;

     -нормы,  действующие на территории субъекта  Российской Федерации; например: нормы конституций республик, нормы уставов областей и т.д.;

     -нормы,  действующие в границах территории, на которой осуществляется местное  самоуправление (муниципальные образования); например нормы устава о местном  самоуправлении;

     -чрезвычайно  редко встречаются конституционно-правовые  нормы, действующие на части территории субъектов Российской Федерации;

     4) по характеру предписания различают  нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы.

     Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83-90, 102, 103 Конституции Российской Федерации).

     Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. считают, что в качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

     Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме  обязанности субъектов совершать  определенные действия, предусмотренные  данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

     Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. В качестве примера запрещающей  конституционно-правовой нормы можно  привести ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации: «Запрещается создание и  деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ  конституционного строя и нарушение  целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и  религиозной розни»;

     5) по степени определенности предписаний.  По этому основанию различают  императивные и диспозитивные  нормы.

     Императивные  нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих  обстоятельствах.

     Диспозитивные нормы предусматривают возможности  выбора варианта действия субъекта с  учетом указанных в норме условий  и обстоятельств.

     В качестве примера можно привести ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Эта норма является диспозитивной.

     6) по назначению в механизме  правового регулирования нормы  бывают материальные и процессуальные (процедурные).

     В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой  призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

     Если  материальная норма предусматривает  содержание действий по правовому регулированию  общественных отношений, то процедурная  норма определяет формы, в которых  материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие  порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов  и т. д. В качестве специального свода  процедурных норм могут рассматриваться  Регламенты Совета Федерации и Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах  о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной  власти, о проведении референдумов.

     7) по функциям, которые выполняют  правовые нормы, их подразделяют на:

     -регулятивные  – непосредственно регулируют  общественные отношения, определяя  права и обязанности их участников;

     -охранительные  – закрепляют меры юридической  ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»);

     -специализированные. Особенность специализированных  норм в том, что непосредственно  на основе них правоотношения  не возникают. Они имеют дополнительный  характер, который выражается в  том, что при регулировании  общественных отношений они присоединяются  к регулятивным и охранительным  нормам, образуя в сочетании с  ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся обобщающие нормы и нормы, регулирующие действие и применение других норм:

     -обобщающие  нормы: 

     -общие  – направлены на фиксирование  в обобщенном виде определенных  элементов регулируемых отношений  (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»);

     -дефинитивные  – в обобщенном виде закрепляют  признаки определенной правовой  категории (например, ст. 3 Федерального  закона «О гражданстве Российской  Федерации» от 31.05.2002г. № 62-ФЗ (ред. ФЗ от 02.11.2004 г. №127-ФЗ): «гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»);

     -декларативные  нормы – отражают принципы  регулирования общественных отношений  нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2. Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»);

     -нормы,  регулирующие действие и применение  других норм («нормы о нормах»):

     -оперативные  – изменяют или отменяют действие  иных норм, выполняя, таким образом,  служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 ФКЗ «О судебной системе  Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»);

     -коллизионные  нормы – определяют, какие нормы  из совокупности возможных применяются  к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

     Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В  зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут  использоваться и иные критерии, позволяющие  глубже познать сущность регулирующего  воздействия нормы, ее специфику, соотношение  с родственными ей нормами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     Нормативно-правовые акты и другие официальные  документы:

     1. Конституция Российской Федерации. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

     Специальная литература:

Информация о работе Конституционно-правовые нормы