Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель исследования – на основе имеющихся научных подходов и результатов исследования эмпирической базы проанализировать и определить особенности конституционно-правовых основ социальной защиты населения и механизм их реализации.
Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:
раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
изучить законодательство, регламентирующее механизм реализации конституционного права на социальную защиту;
исследовать проблемы государственной политики в области социальной защиты;
ВВЕДЕНИЕ стр.3-5
ГЛАВА 1 Особенности социальной защиты граждан РФ стр.6-13
§ 1 Социальная защита: понятие, принципы стр.6-10.
§ 2 Конституционные основы социальной защиты граждан стр.11-13.
ГЛАВА 2 Реализация социальной защиты населения в РФ стр. 14-26
§ 1 Организационно-правовые аспекты социальной защиты стр. 14-16
§ 2 Социальная защита инвалидов стр. 17-22
§ 3 Социальная защита семей с детьми стр. 23-26
ГЛАВА 3 Роль государственной политики в сфере социальной защиты стр.27-35
§ 1 Государственная политика – поиск путей и механизмов в социальной защите стр.27-31
§ 2 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области социальной защиты стр. 32-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.36-37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр.38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ стр.3-5
ГЛАВА 1 Особенности социальной защиты граждан РФ стр.6-13
§ 1 Социальная защита: понятие, принципы стр.6-10.
§ 2 Конституционные основы социальной защиты граждан стр.11-13.
ГЛАВА 2 Реализация социальной защиты населения в РФ стр. 14-26
§ 1 Организационно-правовые аспекты социальной защиты стр. 14-16
§ 2 Социальная защита инвалидов стр. 17-22
§ 3 Социальная защита семей с детьми стр. 23-26
ГЛАВА 3 Роль государственной политики в сфере социальной защиты стр.27-35
§ 1 Государственная политика – поиск путей и механизмов в социальной защите стр.27-31
§ 2 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области социальной защиты стр. 32-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.36-37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр.38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с механизмом реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальную защиту.
Право на социальную защиту – это одно из важнейших в социальном аспекте прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации.
Конституционные основы социальной защиты граждан Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Воплощение в жизнь данного конституционного принципа — основная конституционная обязанность государства.
В настоящее время особую актуальность и практическую значимость приобретает исследование особенностей правовой природы соответствующих конституционных норм, основных форм и способов нормативного закрепления основных принципов социальной государственности, а также механизма их конкретизации в отраслевом законодательстве. Отсутствие в законе определенных стандартов социальной защищенности ставит перед правовой наукой задачу по выявлению четких критериев, позволяющих определить степень конституционности проводимых социально-правовых реформ.
Степень научной разработанности темы исследования.
В последние годы наблюдается неснижающийся интерес представителей отечественной науки конституционного права к исследованию проблем в сфере социальной защиты граждан Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили научные работы теоретиков и практиков: О.А.Снежко, М.И.Лепихов, А.А. Демко, И.Л. Трунов, Ю.А. Алешина, О.П. Беребина, А.В. Чекрыжов
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на социальную защиту.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на социальную защиту.
Цель исследования – на основе имеющихся научных подходов и результатов исследования эмпирической базы проанализировать и определить особенности конституционно-правовых основ социальной защиты населения и механизм их реализации.
Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:
Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №181 от 24.11.1995 г. О социальной защите инвалидов в РФ.
Привлечены также статьи различных ученых и исследователей.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов, изучение которых позволяет анализировать существующие проблемы в сфере социальной защиты граждан.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и разрешении наиболее серьезных проблем, связанных с обеспечением социальной защиты.
Структура и содержание курсовой работы отражает последовательность исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав (первая глава включает в себя два параграфа, вторая глава – три параграфа, третья графа – два параграфа), заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 Особенности социальной защиты граждан РФ.
§ 1 Социальная защита: понятие, принципы
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Воплощение в жизнь данного конституционного принципа — основная конституционная обязанность государства. Однако ни для кого не секрет, что социальная государственность в России — это тот «конституционный идеал», который пока не может быть в полной мере реализован на практике.
Несмотря на декларируемые успехи социальных реформ, часть россиян уверена, что зачастую государственные интересы ставятся выше интересов рядовых граждан. Пытаясь разрешить социально-экономические проблемы, государство изредка все негативные последствия преобразований перекладывает на плечи граждан, не создавая необходимых условий для их защиты. Тем самым конституционные положения о высшей ценности человека и его прав и свобод для государства по большей части остаются декларативными. Как результат — в обществе проявляются такие тенденции, как недоверие государственным органам, социальная напряженность, политический и правовой нигилизм и другие. Указывая на многочисленные трудности социально-экономического развития страны, Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г. отметил, что «главный источник развития страны — это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека...». В связи с этим особое значение приобретает сегодня рассмотрение основ социальной защиты граждан, которые закрепляются в Конституции Российской Федерации и детализируются в текущем законодательстве.1
Система социальной защиты населения
— упорядоченная государством и установленная
законами в соответствии со ст. 7 и другими
положениями Конституции РФ система правовых,
социально-экономических и организационно-политических
институтов, создаваемых и используемых
субъектами конституционно-правовых отношений
для обеспечения права человека и народа
на достойную жизнь, т.е. их благосостояния
на уровне социальных стандартов, закрепленных
в международных правовых актах, в которых
участвует Россия.
Исходя из этого Концепция системы социальной
защиты населения в Российской Федерации
как одна из основ конституционного строя
и конституционная основа правового статуса
личности базируется на
совершенствовании правотворчества, правоприменения
и правовой охраны на федеральном, региональном,
местном и институциональном уровнях
и включает следующие элементы.
I. Правовые категории, отражающие правовую
сущность конституционных основ социальной
защиты населения в Российской Федерации:
введенные
вновь («социальные права народа», «система
социальной защиты», социальные услуги»,
«государственный социальный стандарт»),
а также уточненные понятия известных
(«социальное государство», «социальные
гарантии», «социальное благо», «социальное
право»).
Эти категории объединяет конституционное содержание, что предопределено и формально-юридическими их характеристиками, и спецификой материально-процедурных правоотношений в сфере социальной защиты населения, адекватных конституционно значимым целям. Отработка понятийного аппарата и анализ сущности названных категорий способствуют формированию системных теоретических представлений о социальной защите населения как составляющей базового понятия «основы конституционного строя».
II. Конституционные принципы функционирования социальной защиты населения в Российской Федерации как целенаправленной системы:
— принцип приоритетности обеспечения
достойной жизни человека на основе государственных
социальных стандартов и услуг (преамбула,
ст. 2, 4, 7,
16, 20 Конституции РФ);
— принцип признания социальных прав граждан и социальности Российской Федерации всеми государственными и муниципальными органами как условий, предопределяющих содержание государственной политики в любой области (ст. 3, 17, 35—37, 45,71, 72, 130, 132, 133 Конституции РФ);
— принцип исключения правового волюнтаризма
в социальной сфере (подмены государственных
функций коммерческими услугами, оплачиваемыми
населением; самоустранения от исполнения
государственных обязанностей; приватизации
объектов этой сферы и др.) (ст. 8, 15 Конституции
РФ);
— принцип зависимости объема защищаемых
государством социальных прав человека
от его юридического статуса (при соблюдении
единства системы
такой защиты и равной социальной защищенности
человека на всей территории России, предопределенных
конституционным строем и единым конституционным
статусом личности) (ст. 1, 6, 19, 21 Конституции
РФ);
— принцип транспарентности (прозрачности)
государственной политики в социальной
сфере, как и деятельности органов, реализующих
эту политику
(ст. 3—5, 10—12 Конституции РФ).
— принцип недопустимости поворота к худшему в области социальной защиты населения (ст. 21, 55, 57 Конституции РФ), который нашел ограниченное применение в российском уголовном, уголовно-процессуальном и отчасти конституционном праве.
III. Правообеспечительный механизм системы социальной защиты населения в России — взаимодействие коллективных и индивидуальных субъектов конституционно-правовых отношений как материальных, так и процессуальных, объединенное конституционным объектом этих отношении: созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и народа (функционировании системы государственных социальных стандартов и услуг).
IV. Оптимизацию функций субъектов управления как одну из задач административной реформы, в которой государство реализует социальную защиту населения в форме социальных услуг (государственных социальных стандартов), предоставляемых в соответствии с конституционными правами человека (пенсий, пособий и т.п.).
Социальные услуги — это установленная федеральным законом на основе Конституции РФ совокупность общественных благ (система государственных социальных стандартов), предоставление которых государство гарантирует в зависимости от социально-правового статуса граждан и уровня их доходов за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетных социальных фондов на основе доступности и безвозмездности (безвозвратности) данных благ для каждого получателя.
VI. Приоритетную ратификацию международных документов, содержащих стандарты защиты социально-экономических прав, для закрепления этих стандартов в законодательстве России.
Речь идет о ратификации Европейской социальной хартии, пересмотренной в 1996 г. и подписанной Российской Федерацией в 2000 г.
Практическая реализация норм Хартии
стимулирует создание эффективной системы
социальной защиты населения в России,
ибо над государством,
подписавшим Хартию, установлен надзор
за осуществлением включенных в нее обязательств.
Приведение социального законодательства Российской Федерации в соответствие с международными правовыми нормами также связано с положениями конвенций и рекомендаций Международной организации труда. Это в первую очередь Конвенции № 117 об основных целях и нормах социальной политики (1962) и Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952).
VII. Унификацию процедурно-процессуальных форм рассмотрения споров в сфере социальной защиты, как правило, споров между публичной властью и физическими лицами (до создания административных судов, предусмотренных ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, необходимо дополнить ГПК РФ главой, регулирующей особенности рассмотрения таких споров).
Административная реформа требует развития
и правового закрепления практики досудебного
разрешения конфликтов в данной сфере,
что уменьшит
количество споров, рассматриваемых судами
общей юрисдикции.
Таким образом, строительство конституционного
социального государства в России требует
не эволюции отдельных институтов социальной
защиты
населения, а развития всей их совокупности
при учете социальных последствий, в том
числе и глобализации (предложенная Концепция
направлена на решение данных задач).
Низкая эффективность социальной политики в России обусловлена, прежде всего, отсутствием системообразующего нормативного правового акта в этой сфере, что не позволяет обеспечить единство нормативно-правовой базы социальной защиты населения (федеральной, субъектов РФ и местного самоуправления), параметры этой защиты, ее систему, органы управления и источники финансирования.
Разработка и реализация Основ законодательства позволит согласовать работу конституционных ветвей власти, своевременно принимать нужные законы, усилить ответственность законодателя за их качество, а также синхронизировать законодательную практику на федеральном и региональном уровнях, обеспечить единство социального правового пространства.2
§ 2 Конституционные основы социальной защиты граждан
Информация о работе Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации