Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:15, курсовая работа
Цель исследования – на основе имеющихся научных подходов и результатов исследования эмпирической базы проанализировать и определить особенности конституционно-правовых основ социальной защиты населения и механизм их реализации.
Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:
раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
изучить законодательство, регламентирующее механизм реализации конституционного права на социальную защиту;
исследовать проблемы государственной политики в области социальной защиты;
ВВЕДЕНИЕ стр.3-5
ГЛАВА 1 Особенности социальной защиты граждан РФ стр.6-13
§ 1 Социальная защита: понятие, принципы стр.6-10.
§ 2 Конституционные основы социальной защиты граждан стр.11-13.
ГЛАВА 2 Реализация социальной защиты населения в РФ стр. 14-26
§ 1 Организационно-правовые аспекты социальной защиты стр. 14-16
§ 2 Социальная защита инвалидов стр. 17-22
§ 3 Социальная защита семей с детьми стр. 23-26
ГЛАВА 3 Роль государственной политики в сфере социальной защиты стр.27-35
§ 1 Государственная политика – поиск путей и механизмов в социальной защите стр.27-31
§ 2 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области социальной защиты стр. 32-35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр.36-37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр.38
Поднимая данный вопрос в спорте, необходимо констатировать, что в настоящее время сложилась именно такая ситуация, когда происходит ущемление прав граждан по имущественному; должностному и социальному признакам. Кроме того, проблема заключается в том, что инфраструктура и спортивные сооружения, спортивные комплексы, стадионы и т.д. используются, во-первых, со значительными ограничениями (недоступность цен), а во-вторых, не по назначению. На территориях даже детских спортивных школ располагаются огромные салоны по продаже автомашин, казино, рестораны, бизнес-центр и т.д., лишь 5% площадей отдано под непосредственное назначение данных спортивных комплексов.
Ситуация не единична. Лишь недавно спортивные сооружения и стадионы освободили от коммерческих рынков. Интересы членов организаций инвалидного спорта и просто инвалидов ущемляются в первую очередь.
Законодательство в этой сфере ориентировано на достижение следующих целей:
- устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности инвалидов, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма;
- восстановление социального статуса инвалидов;
- достижение ими материальной независимости и их социальной адаптации (ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации). Для реализации указанных целей, в частности, законом предусмотрено создание условий для беспрепятственного доступа таких маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры. В соответствии со ст. 7 Закона г. Москвы "О физической культуре и спорте" физкультурно-оздоровительные сооружения, находящиеся на территории города Москвы, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности входят в единую систему обеспечения населения города спортивной базой для занятий физической культурой и спортом.
Спортивные общества грубо нарушают права и законные интересы, в частности, маломобильных граждан и членов многодетных семей. Коммерциализация спорта привела к тому, что пенсионеры, инвалиды, малоимущие граждане, дети не могут свободно реализовать свое конституционное право на занятия физкультурой и спортом.
В России эта группа населения исключена
из активной общественной жизни. По-прежнему
бытует мнение, что понятие "инвалид",
"физическая активность" и спорт
несовместимы и не рассматриваются как
эффективное средство реабилитации, поддержания
физических возможностей и укрепления
здоровья. Налицо недопонимание многими
государственными деятелями важности
решения этой проблемы и тяжелое преодоление
старых стереотипов об инвалидах как о
ненужных обществу людях.
Анализ законов, в особенности на уровне
субъектов Российской Федерации, показывает
недостаточное внимание этому вопросу,
зачастую они носят формальный характер.
Многие сферы жизнедеятельности закрыты
для инвалидов. В правовую борьбу общественные
организации инвалидов, а тем более отдельные
граждане с местными властями и юридическими
лицами, оказывающими физкультурно-оздоровительные
услуги, не вступают из-за бесперспективности
подобных исков. Одной из основных целей
государственной политики в области реабилитации
и социальной адаптации инвалидов средствами
физической культуры и спорта стоит создание
условий и возможности для занятий, формирование
у них потребности в этих занятиях. Даже
в кризисной социально-экономической
ситуации в России власти могут и должны
создавать условия, необходимые для жизнедеятельности
инвалидов. В перспективе разработка и
принятие закона РФ "Об адаптивной физической
культуре и спорте для инвалидов". Необходима
интеграция в работе с инвалидами, различные
министерства, ведомства, общественные
организации занимаются проблемами реабилитации
инвалидов вразнобой. Первоосновой поставлена
малая цель: попробовать запустить те
механизмы и нормативные акты, которые
уже есть, приняты, но, к сожалению, не работают.
Существенным является вопрос о том, из каких источников будут формироваться соответствующие фонды. Их должно быть несколько: государственная помощь; средства, конфискованные у преступников, в том числе у тех, в результате действия которых жертве требуется оказание материальной поддержки; средства общественных организаций, в частности, правозащитных и таких, которые специализируются на оказании помощи потерпевшим от преступлений; пожертвования частных лиц; пожертвования церковных учреждений.6
§ 3 Социальная защита семей с детьми.
Право на социальное обеспечение заключается
не только в том, что государство гарантирует
предоставление средств к жизни гражданам,
лишенным (полностью или частично) способности
или возможности
трудиться и получать доходы от труда,
но также и помощь семье в связи с рождением
и воспитанием детей.
В основу функционирования данной системы должны быть положены следующие основные принципы: дифференцированный подход к социальной защите различных социально-демографических групп и слоев населения; обеспечение всем гражданам социально приемлемого уровня жизни; гибкость и действенность в осуществлении мер социальной защиты; сочетание централизованного и локального регулирования в системе социальной защиты населения; комплексность мер социальной защиты.
Законодательное регулирование должно охватывать весь комплекс вопросов связанных с установлением прав граждан на государственные пособия (основания, условия, уровень обеспечения, источники финансирования, порядок реализации и защиты). Этому требованию отвечает состояние правового регулирования отношений по государственному обеспечению пособиями. В нашей стране пособия зародились вместе с пенсиями в недрах государственного социального страхования, введенного для наемных работников (вторая половина 20-х годов XX в.). Постепенно система пособий охватила другие категории граждан, для выплаты пособий стали привлекаться средства не только государственного социального страхования, но и государственного бюджета, централизованного фонда социального обеспечения колхозников.
Особое место в системе социальной защиты всех слоев населения РФ занимает комплекс мер, адресованных семье и, прежде всего, семье с детьми. Это обусловлено тем, что семья является фундаментальным институтом, важнейшей социальной ценностью, определяющей перспективы его развития. Семья, материнство, детство... Их проблемы отражают социальные, экономические и нравственные болезни нашего общества. Кто и как будет жить в грядущем столетии, во многом это зависит от самочувствия современной семьи, оттого, каких детей она производит на свет и как растит их духовно и физически. Для современного общества характерно объективное противоречие в репродуктивных потребностях семьи, государства, общества. Общество постоянно испытывает социально-экономические и политические потребности в людях: в рабочей силе, в исполнителях социальных ролей, в воспроизводстве населения в качестве необходимого условия существования государства и общества. Современная семья, напротив, не испытывает потребности в трудовых ресурсах или воспроизводстве населения: потребность в детях для семьи носит сейчас, скорее, моральный и психологический характер.
Социальная защита семей с детьми, как составная часть социальной политики России в переходный к рынку период, представляет собой целостную систему мер экономического, политического, правового и социального характера, направленных на обеспечение жизнедеятельности семьи в кризисных условиях, предотвращение ее обнищания, и основана на конституционном положении о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства (ст.39 Конституции РФ).
Специфика мер по социальной защите семей с детьми предопределена тем, что большинство семей, имеющих детей, состоит как из нетрудоспособных, так и трудоспособных ее членов. Это диктует необходимость комплексного подхода, заключающегося в сочетании государственной социальной помощи нетрудоспособным членам семьи с особыми мерами защиты трудоспособных граждан, позволяющими каждому работающему обеспечить себя и свою семью за счет собственного труда, сочетая активность в общественном производстве с воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства.
Детские пособия - одни из основных видов социального обеспечения, определенных мировым стандартом (семейные пособия), в том числе Конвенцией Международной организации труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, Европейским социальным кодексом и Европейской социальной хартией. Следует отметить, что хартию Россия подписала в 2000 году, что подразумевает выполнение Европейского социального кодекса. Таким образом, работа по обеспечению граждан пособиями на детей, наряду с большим внутриполитическим значением, приобретает и международный аспект.
Сложившаяся система пособий гражданам, имеющих детей, охватывает все случаи, когда международными документами постулируются необходимые выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием ребенка, и в основном соответствует общепринятым нормам международного права.
Обеспечение граждан пособиями на детей справедливо расценивается как одна из мер демографической политики, обеспечивающей, в частности, наряду с другими мерами, повышение рождаемости, поддержку семьи в воспитании детей, что крайне актуально в условиях происходящего в России демографического кризиса и низкого уровня жизни населения.
За последний период произошли принципиальные изменения в нормах и правилах предоставления пособия на ребенка, принципах его финансирования. Так, начиная с 1999 г. осуществлялось введение адресности предоставления пособия. С принятием Федерального закона "О внесении изменения в часть первую ст. 16 ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 30 мая 2000 г. норма предоставления пособия только гражданам со среднедушевыми доходами не выше размера прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, приобрела постоянное действие.
В связи с этим в разрабатываемой Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года в числе приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи предлагается совершенствование системы выплат пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение их размеров и адресности. Прорабатывается также вопрос о целесообразности дифференциации размеров пособий с учетом материальных и социальных условий семьи.
В силу указанного следует, что стимулирование действительного исполнения семьей присущих ей функций в обществе возможно только при эффективном функционировании систем социальной защиты семей с детьми со стороны государства.7
ГЛАВА 3 Роль государственной политики в сфере социальной защиты.
§ 1 Государственная политика – поиск путей и механизмов в социальной защите.
Основными формами и инструментами государственного регулирования развития социальной сферы являются:
— программы развития образования и здравоохранения, имеющие стратегическое значение для страны, и их всесторонняя финансовая поддержка в бюджетах всех уровней;
— нормативы и стандарты обеспечения населения благами невещественного достояния;
— регулирование межбюджетных отношений между центром и регионами, позволяющее выравнивать минимальную обеспеченность этими благами по регионам;
— государственные программы (федеральные и региональные), направленные на решение критических социальных ситуаций долговременного характера (проблемы Севера, Нечерноземья, Урала, радиоактивного загрязнения регионов и др.), а также целевых проблем развития отраслей (создание полноценной материальной базы социальной сферы);
— система мер экстренного характера (прежде всего за счет резервных фондов), позволяющая ослаблять социальную напряженность, периодически возникающую из-за негативных процессов в сферах образования, охраны здоровья, экологии.
Помимо перечисленных инструментов государственного
регулирования следует особо выделить
систему ограничений на коммерциализацию
образования и здравоохранения. Степень
их коммерциализации требует тесной увязки
с политикой доходов, с
координацией государственных и негосударственных
форм и структур социальной защиты населения.
Должны получить надлежащее развитие
экономические механизмы реализации социальной
политики, а точнее административно-экономические,
в частности: стимулирование развития
отраслей с помощью льгот, налоговой и
кредитной политики; системы страхования
всех видов; штрафные санкции за нарушение
Центром и регионами обязательств по реализации
социальных гарантий.
Процесс совершенствования социальной политики государства и становления прогрессивной системы государственного регулирования должен идти по ряду направлений.
Первое
направление — определение основных приоритетов
развития социальной сферы на ближайшее
время с учетом снижения социальной напряженности.
В образовании к ним относятся: развитие
дошкольных учреждений, средней школы,
системы переподготовки кадров.
Необходимо выделить основные зоны социального
риска, связанного с отсутствием доступа
к школьному образованию, невыплатой зарплаты
учителям. В здравоохранении это скорая
и неотложная помощь, охрана здоровья
матери и ребенка, контроль над инфекционными
и социально опасными болезнями, защита
населения, лишенного доступа к
медицинским услугам.
К приоритетам средне- и долгосрочного характера следует отнести производство техники для образования и здравоохранения, массовое внедрение в эти отрасли информационных систем, применение наукоемких вариантов развития фармацевтической промышленности. К государственным приоритетам относится также активизация инвестиционной деятельности и массовое переобучение кадров.
Второе направление государственной политики — разграничение основных функций, прав и ответственности между Федерацией и регионами в восстановлении и развитии социальной инфраструктуры. Федеральный центр должен четко обозначить свои функции и обеспечивать их неуклонное выполнение.
Сюда относятся:
— создание основных гарантий, разработка и обеспечение единых социальных стандартов в охране здоровья и образования (с учетом мировых стандартов)
— создание правовой базы, обеспечивающей доступность социальных благ для всего населения страны;
— разработка целевых федеральных программ.
Государству необходима эффективная система
контроля и социального мониторинга. При
этом контролироваться должны не только
учебные и медицинские учреждения, но
и состояние потенциала здоровья, образовательного
потенциала, потери общества от их несоответствия
потребностям, факторы риска.
Третье направление государственной политики — поиск путей и механизмов сочетания социальной защиты с повышением экономической эффективности образования и здравоохранения. Столкнувшись с неэффективным функционированием этих отраслей, учреждения сами поставили вопрос об их разгосударствлении. Но без участия государства данный процесс может принять опасные, даже уродливые формы. Сейчас, как отмечалось выше, коммерциализация услуг возрастает, правовые ее обоснования полностью отсутствуют, а социальные гарантии превращаются в декларацию.
Информация о работе Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации