Конституционные основы органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

В связи с недлительными по времени, в сравнении с многими другими странами, традициями существования данного института общества, муниципально-территориальное регулирования в законодательстве Российской Федерации окончательно не стабилизировалось и не принят окончательный вариант территориальной модели местного самоуправления, поэтому данная работая без сомнений является актуальной.
Задачами моей курсовой работы являются : выработка единого понимания термина территориальных основ местного самоуправления, его видов, а также территориально-правового статуса мунициципально-территориальных образований существующих в Российской Федерации, опираясь на законодательство нашей страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие территориальной основы местного самоуправления.4
Глава 2. Понятие и виды муниципальных образований в зависимости от их территориальной основы.
2.1. Понятие муниципальных образований……………………………..15
2.2. Виды муниципальных образований и особенности их правового регулирования……………………………………………………………………18
2.3. Установление и изменение границ муниципального образования.25
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы ……………………………………………………....31

Файлы: 1 файл

курсовая андрей.docx

— 52.85 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………….2

Глава 1. Понятие территориальной  основы местного самоуправления.4

Глава 2. Понятие и виды муниципальных образований в  зависимости от их территориальной  основы.

2.1. Понятие муниципальных  образований……………………………..15

2.2. Виды муниципальных образований и особенности их правового регулирования……………………………………………………………………18

          2.3. Установление и изменение границ муниципального образования.25

Заключение………………………………………………………………..30

Список литературы ……………………………………………………....31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Конституция 1993 в ст. 2 закрепляет за Российский Федерацией статус демократического государства, одним из обязательных признаков демократического характера организации публичной власти в обществе является институт местного самоуправления.

Необходимо отметить, что  длительной традиции органов местного самоуправления в России нет: земская  и городская реформа (1864 и 1870 гг.) дали некоторый опыт самоуправления населения, однако после контрреформ  Александра III его полномочия были сильно сужены. После октябрьской социалистической революции , в целях усиления власти большевиков, была выбрана концепция государственного управления на местах, при которой советы народных депутатов всех уровней были включены в систему государственной власти. Данный период в истории продолжался вплоть до развала СССР. Переход к власти на местах начался только в начала 1990-х годов (6 июля был принят закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», были внесены изменения в Конституцию РСФСР 1978 года, в соответствии с которыми органы местного самоуправления были выведены из государственного аппарата, затем последовал ряд указов Президента РФ: от 26 октября 1993 года №1760 «о гарантиях местного самоуправления в Российской федерации» и от 22 декабря 1993 №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и др.)

Статья 12 Конституции РФ признает и закрепляет местное самоуправление. Основополагающим актом регулирующим отношения в сфере местного самоуправления в РФ является ФЗ от 6.10.2003 №131-ФЗ« Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Необходимо отметить, что  на современном этапе развития государства, эффектное развитие функционирования системы местного самоуправления немыслимо  без грамотного территориально-правового статуса.

В связи  с недлительными по времени, в сравнении с многими другими странами, традициями существования данного института общества, муниципально-территориальное регулирования в законодательстве Российской Федерации окончательно не стабилизировалось и не принят окончательный вариант территориальной модели местного самоуправления, поэтому данная работая без сомнений является актуальной.

Задачами моей курсовой работы являются : выработка единого понимания термина территориальных основ местного самоуправления, его видов, а также территориально-правового статуса мунициципально-территориальных образований существующих в Российской Федерации, опираясь на законодательство нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  территориальной основы местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны  с его территориальным устройством, ибо функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые  делится территория государства. Такое  подразделение территории государства  именуется административно-территориальным  делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства.

В соответствии с административно-территориальным  делением организуется государственная  власть.

Административно-территориальное  деление имеет несколько уровней, что предопределяет иерархичность  в построении единой централизованной системы государственных органов, соподчиненность государственных  органов, действующих на разных территориальных  уровнях государственного управления.

В советский период административно-территориальными единицами являлись: края, области1, районы, города, городские районы, поселки, территории сельских Советов (они включали одно село или несколько сел). В границах данных административно-территориальных единиц создавались и функционировали соответствующие местные органы государственной власти и государственного управления (начиная с краевых, областных Советов и их исполнительных комитетов до поселковых, сельских Советов и их исполнительных комитетов включительно). Вопросы административно-территориального устройства Российской Федерации относились к компетенции федеральных органов государственной власти и регулировались Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 г. Сегодня решение этих вопросов отнесено к ведению субъектов Федерации, которые самостоятельно определяют свое административно-территориальное деление.

Местное самоуправление — это специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления. В связи с этим возникают вопросы о том, связана ли организация местного самоуправления с административно-территориальным делением государства и возможно ли несколько территориальных уровней организации местного самоуправления, а также соподчинение органов местного самоуправления разного территориального уровня.

Вопросы территориальных  основ местного самоуправления по-разному  решались на разных этапах становления  и развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Первоначально органы местного самоуправления в нашей стране создавались  и функционировали в границах административно-территориальных единиц.

Закон РСФСР о местном  самоуправлении, как и Закон СССР об общих началах местного самоуправления, определяя территориальные основы местного самоуправления, исходил из существовавшего административно-территориального деления. При этом союзный закон выделял первичный территориальный уровень местного самоуправления: сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Закон допускал также возможность с учетом местных условий и национальных особенностей определение и других уровней местного самоуправления. Понятие первичного, базового территориального уровня местного самоуправления в российском Законе о местном самоуправлении отсутствовало.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона местное самоуправление осуществлялось в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.

Закон содержал исчерпывающий  перечень административно-территориальных  единиц, в границах которых должны были действовать органы местного самоуправления. Он не допускал возможность осуществления  местного самоуправления на каких-либо иных территориях.

Таким образом, принципы административно-территориального устройства, предполагающие отношения соподчинения органов власти разного территориального уровня, были, по существу, перенесены на систему местного самоуправления.

Район, бывший в советский  период развития российской государственности  узловым звеном системы управления на местах, сохранил свою ключевую роль и в структуре местного самоуправления. В соответствии со ст. 55 Закона РСФСР о местном самоуправлении районный Совет вправе был “отменять противоречащие законодательству решения нижестоящих местных Советов”, т.е. Советов районных городов, поселков, сельских населенных пунктов, которые по-прежнему находились в определенной финансово-экономической и организационной зависимости от районных органов власти.

На следующем этапе  развития местного самоуправления в  Российской Федерации, который начался  в октябре 1993 г., предпринимаются попытки по-новому подойти к решению вопроса о территориальных основах местного самоуправления.

В Положении об основах  организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденном Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., нашел отражение так называемый поселенческий принцип территориальной организации местного самоуправления, согласно которому территориальной основой местного самоуправления прежде всего выступают отдельные населенные пункты: городские и сельские поселения.

Организация местного самоуправления на других территориях возможна на основе объединения отдельных городских  и сельских поселений. “Поселенческий”  принцип организации местного самоуправления ставит, таким образом, под сомнение существование района в качестве самостоятельной территориальной  единицы местного самоуправления. Так, в соответствии с Положением об основах  организации местного самоуправления органы местного самоуправления должны были образовываться в “городах, сельских поселениях, других населенных пунктах” (п. 1). Что же касается района, сельского округа (территории сельсовета), то согласно указанному Положению на территориях, включающих несколько городских или сельских поселений (под это определение попадают и территория района, и территория сельского округа), совместным решением органов местного самоуправления мог быть создан единый орган местного самоуправления соответствующих территорий.

Конституция РФ не дает однозначного ответа на вопрос о территориальных  основах местного самоуправления. Согласно ее ст. 131 “местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций”. Таким образом, Конституция РФ не связывает напрямую территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальным устройством. Вместе с тем она не исключает возможности такого решения вопроса территориальной основы местного самоуправления.

Закон об общих принципах  организации местного самоуправления вслед за ГК РФ (часть первая) использует новое понятие: “муниципальное образование”, имеющее важное значение для решения вопроса о территориальной организации местного самоуправления. Осуществление местного самоуправления, его территориальную организацию указанный Закон в отличие от прежнего связывает не с административно-территориальными единицами (это, как уже отмечалось, не исключает, что в их границах и будет осуществляться местное самоуправление), а с муниципальными образованиями, на территории которых и осуществляется местное самоуправление.

Закон не содержит исчерпывающего (в отличие от ранее действовавшего закона о местном самоуправлении) перечня территориальных единиц, в пределах которых реализуется  местное самоуправление. Он называет основные территориальные единицы, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Это прежде всего отдельные поселения: города, поселки, станицы. Далее в нем перечисляются территориальные образования, в границах которых могут находиться несколько отдельных поселений, другие муниципальные образования: это район (уезд), сельский округ (волость, сельсовет).

Закон, давая определение  муниципального образования (ст. 1), относит к муниципальным образованиям часть поселения. Речь идет прежде всего о внутригородских муниципальных образованиях, которые упоминаются в п. 3 ст. 12. Он допускает возможность реализации местного самоуправления на территории других муниципальных образований, которые могут образовываться в соответствии с законами субъектов Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (помимо тех, что назывались выше).

При этом за субъектами Федерации  остается право устанавливать наименования территориальных единиц, в границах которых осуществляется местное  самоуправление. Таким образом, Закон, по существу, закрепляет те же территориальные единицы, которые назывались и прежним законом в качестве территориальной основы местного самоуправления. Однако он оставляет этот перечень открытым и не связывает его жестко с административно-территориальным делением. Субъекты Федерации могут самостоятельно определять территориальные единицы, в которых может осуществляться местное самоуправление.

“Определение уровня, на котором создаются муниципальные  образования, — констатировал Конституционный Суд РФ в указанном выше постановлении от 24 января 1997 г., — с тем, чтобы это способствовало, насколько возможно, приближению органов местного самоуправления к населению и позволяло решать весь комплекс вопросов местного значения, подлежащих передаче в ведение местного самоуправления, и вместе с тем не препятствовало решению вопросов, которые выходят за эти рамки и как таковые по своему существу относятся к полномочия органов государственной власти, — может быть различным и зависит от особенностей тех или иных субъектов Российской Федерации”.2

Однако, самостоятельно решая  вопросы территориальной организации  местного самоуправления, субъекты РФ должны основываться на следующих принципах:

а) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и иных поселениях.

Информация о работе Конституционные основы органов местного самоуправления