Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 04:39, курсовая работа
В связи с недлительными по времени, в сравнении с многими другими странами, традициями существования данного института общества, муниципально-территориальное регулирования в законодательстве Российской Федерации окончательно не стабилизировалось и не принят окончательный вариант территориальной модели местного самоуправления, поэтому данная работая без сомнений является актуальной.
Задачами моей курсовой работы являются : выработка единого понимания термина территориальных основ местного самоуправления, его видов, а также территориально-правового статуса мунициципально-территориальных образований существующих в Российской Федерации, опираясь на законодательство нашей страны.
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие территориальной основы местного самоуправления.4
Глава 2. Понятие и виды муниципальных образований в зависимости от их территориальной основы.
2.1. Понятие муниципальных образований……………………………..15
2.2. Виды муниципальных образований и особенности их правового регулирования……………………………………………………………………18
2.3. Установление и изменение границ муниципального образования.25
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы ……………………………………………………....31
Таким образом, Закон отдает предпочтение более крупным по численности населения сельским муниципальным образованиям. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения (т.е. такой населенный пункт лучше не делать самостоятельным муниципальным образованием).
Однако при малой плотности населения и больших размерах территории сделано исключение. Федеральный закон предусматривает: в соответствии с законами субъекта РФ статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта РФ и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек.
До каких пределов может
уменьшаться эта численность
населения, Федеральный закон прямо
не говорит. Но он разрешает и такую
крайность: на территориях с низкой
плотностью населения и в труднодоступных
местностях сельский населенный пункт
с численностью населения менее
100 человек может не наделяться статусом
поселения и не входить в состав
поселения, если такое решение принято
на сходе граждан, проживающих в
соответствующем населенном пункте.
В этом случае данный населенный пункт
входит в состав муниципального района
на положении межселенной
Городское поселение
По общему определению Федерального закона (ст. 2) городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Вместе с тем из п. 5 ст. 11 Закона следует: в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также - в соответствии с генеральным планом городского поселения - территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
В принципе, городскими поселениями
являются территориальные единицы,
которые ранее назывались городами
районного подчинения, или районного
значения, т.е. входили в состав районов
(теперь - муниципальных районов), но
имели самостоятельное
В Федеральном законе установлено
несколько правил относительно территории,
которые (правила) являются общими для
сельских и городских поселений.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 территорию поселения
составляют исторически сложившиеся
земли населенных пунктов, прилегающие
к ним земли общего пользования,
территории традиционного
Муниципальный район
В соответствии со ст. 2 Федерального
закона "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" муниципальный район
- это несколько поселений или
поселений и межселенных
Таким образом, муниципальный район можно представить как образование, состоящее:
из сельских поселений (чаще всего так бывает преимущественно в сельской местности, в аграрных районах);
из сельских и городских поселений (это характерно для местностей с развитой промышленной инфраструктурой, особенно прилегающих к большим городам);
из сельских и городских
поселений и межселенных
Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ;
Для определения границ таких
муниципальных образований, как
сельские поселения и муниципальные
районы, Федеральный закон 2003 г. предлагает
руководствоваться
Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов РФ могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.
Городской округ
Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003 г. (ст. 2) городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Определение в Законе городского округа не совсем удачно в том плане, что городской округ называется городским поселением, тем самым дается повод считать их похожими друг на друга. На самом деле сходство между городским округом и городским поселением возможно лишь в том, что и поселение, и округ могут быть представлены одним и тем же населенным пунктом - городом (Закон позволяет получить статус городского поселения даже поселку, однако вряд ли поселок получит возможность стать городским округом). Отличия состоят в том, что: а) город, претендующий на статус городского округа, выходит из состава муниципального района, перестает состоять в районе; б) городской округ как новое муниципальное образование приобретает право получить отдельные государственные полномочия.
Обычно статус городского округа получают большие города, которым становится "тесно" в рамках района. В Федеральном законе 2003 г. (ч. 2 ст. 11) говорится: наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных данным Законом вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
Если строго исходить из данной формы (ч. 2 ст. 11), выход города не должен стать катастрофой для соответствующего района. В Законе прямо сказано, что должна быть в наличии сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных данным Законом вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
Более того, Федеральный закон не исключает и того, что населенный пункт, приобретая статус городского округа, останется центром района: п. 10 ч. 1 ст. 11 гласит, что административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района.
Практика реализации Федерального закона выявила такую, несколько необычную, особенность, как стремление больших городов уйти "на вольные хлеба" из районов, "прихватив" с собой немалое число поселков и сельских населенных пунктов, а соответственно и прилегающих к ним земель. Стремление это понятно: развитие городского округа может потребовать территорий для промышленного и гражданского строительства. В ряде случаев в состав городских округов включаются населенные пункты и земли, расположенные на расстоянии 20-30 км от главного города соответствующего городского округа. По существу, такой городской округ мало чем отличается от муниципального района, с той разницей, что включенные в городской округ населенные пункты не являются муниципальными образованиями и именуются территориальными единицами, микрорайонами. Население далеко не всегда заинтересовано в переходе из "сельского" статуса в "городской", поскольку по ряду направлений (тарифы на коммунальные услуги и пр.) сельские жители имеют льготы, которых нет у городских жителей.
Внутригородская территория города федерального значения
Это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Как известно, в Российской
Федерации есть два города федерального
значения - Москва и Санкт-Петербург,
являющиеся одновременно и субъектами
РФ. Конечно, наряду с ними есть много
крупных городов, преимущественно
административных центров - субъектов
РФ, имеющих большую численность
населения (многие - более миллиона
жителей) и деление на внутригородские
районы. По Закону 1995 г. допускалось
создание местного самоуправления в
таких районах, т.е. они были муниципальными
образованиями. Теперь же это запрещено,
муниципальным образованием является
город в целом. Районы городов
становятся административно-
Отказ от превращения городских
районов в муниципальные
2.3.Установление и изменение границ муниципального образования.
Границы муниципального образования должны устанавливаться или изменяться на основе следующих принципов: эффективность местного самоуправления;
Границы территорий муниципальных
образований устанавливаются и
изменяются законами субъектов РФ,
но эти законы должны приниматься
на основе требований Федерального закона
2003 г. "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации". Наиболее важным является
принцип осуществления местного
самоуправления на всей территории Российской
Федерации в городских, сельских
поселениях, муниципальных районах,
городских округах и на внутригородских
территориях городов
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ. Инициатива такого изменения может принадлежать:
Инициатива населения
об изменении границ муниципального
образования реализуется в
Инициатива органов местного
самоуправления или органов государственной
власти об изменении границ муниципального
образования оформляется
Информация о работе Конституционные основы органов местного самоуправления