Конституционный принцип светского государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, когда наблюдается несомненный рост общественного интереса к религии как важнейшему соци¬окультурному явлению, с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства, с другой же, - происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными объедине¬ниями. Религиозные объединения получили возможность свободно осуществлять свою деятельность в распространении вероучения, в социокультурной, милосердно-благотворительной, общественно-политической и хозяйственно-предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Характеристика принципа светского государства………………...5
1.1. Понятие принципа светского государства………………………..5
1.2. Проблемы России как светского государства……………………10
2. Особенности реализации принципа светскости в России………...21
2.1. Научные подходы к проблеме взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений……………………………......21
2.2. Проблема диалога между светской и религиозной властью……27
Заключение………………………………………………………………...31
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Конституционный принцип светского государства.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая

Конституционный принцип светского государства  в Российской Федерации

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Характеристика принципа светского государства………………...5

1.1. Понятие  принципа светского государства………………………..5

1.2. Проблемы России как светского государства……………………10

2. Особенности реализации принципа  светскости в России………...21

2.1. Научные  подходы к проблеме взаимоотношений  государственных институтов и  религиозных объединений……………………………......21

2.2. Проблема  диалога между светской и религиозной властью……27

Заключение………………………………………………………………...31

Библиографический список……………………………………………...33

 

 

Введение

 

Сегодня, когда наблюдается  несомненный рост общественного  интереса к религии как важнейшему социокультурному явлению, с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства, с другой же, - происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными объединениями. Религиозные объединения получили возможность свободно осуществлять свою деятельность в распространении вероучения, в социокультурной, милосердно-благотворительной, общественно-политической и хозяйственно-предпринимательской деятельности.

Особую активность религиозные  объединения стали проявлять  в сфере культурных, образовательных учреждений и Вооруженных Силах РФ, причем нередко в этих случаях возникают противоречия между законодательством и практикой, нарушаются принципы светского государства. Последнее, впрочем, понятно: сегодня в российском обществе возникают определенные иллюзии в отношении способности религиозных объединений и религии содействовать преодолению кризиса нравственности российского общества.

Конституция Российской Федерации1 провозглашает Россию светским государством. Никакая религия в РФ не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Основами конституционного строя также являются идеологическое многообразие и равенство общественных объединений перед законом.

Однако, хотя принципиальная схожесть позиций церкви и государства налицо, российская правоприменительная практика говорит о другом. Концепция политики государства в сфере отношений с религиозными объединениями до сих пор не обрела устойчивость и непротиворечивость, что обуславливают актуальность изучения выбранной темы исследования. В этой связи разработка вопросов взаимоотношений государства и религиозных объединений в современной России приобретает особую политическую, научную и практическую значимость.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей реализации принципа светскости в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи: определить понятие принципа светского государства; раскрыть проблемы России как светского государства; рассмотреть научные подходы к проблеме взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений; проанализировать проблемы диалога между светской и религиозной властью.

Следует отметить довольно высокую степень разработанности  исследуемой проблемы в научной литературе: имеется широкий круг статей и монографий, посвященных вопросам светскости России (С.А. Бурьянов, И.В. Понкин. Н.А. Придворов, Е.В. Тихонова, В.В. Луховицкий и др.).

При исследовании были использованы сравнительный метод, а так же общенаучные методы анализа и синтеза.

 

1. Характеристика принципа светского государства

 

    1. Понятие принципа светского государства

 

В действующей  Конституции РФ впервые за всю  историю развития российского законодательства получило нормативное закрепление положение о светском характере государства. Это заложило фундамент и базовые принципы, определяющие сущность отношений государства и конфессий. Именно на основе данных принципов государству предписывается устанавливать ориентиры во взаимодействии с религиозными объединениями, которые хотя и юридически равны перед законом, но различаются по численности, распространенности, значимости в становлении и развитии российской государственности. Согласно ст. 14 Конституции РФ «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Вопрос о степени учета  интересов, социального и политического  веса тех или иных религий при реализации государством политики в области свободы совести остается дискуссионным. В связи с этим весьма актуально изучение вопросов светскости государства и происходящей эволюции в понимании данного явления.

В Толковом словаре  русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой термин «светский» отождествляется с понятиями «нецерковный», «мирской», «гражданский»2. В других словарях дается приблизительно аналогичная трактовка3. Идеи светскости государства сравнительно давно стали волновать как отечественных, так и зарубежных мыслителей. Быть светским человеком означало в XVII и XVIII вв. «... противостоять Церкви и духовенству»4. Впоследствии, однако, подход к определению светскости стал претерпевать изменения. В частности И.В. Понкин отмечает, что «…в период с 1917 по 1950-е годы светскость государства отождествлялась с воинствующим атеизмом и политической идеологией коммунистического типа. С середины 50-х годов XX в. светскость стала толковаться как изоляция религиозных объединений от государства и общества»5.

Дальнейшая эволюция в понимании термина «светское  государство» связана с особенностями развития конфессионально-публичного права Западной Европы (Франции, Германии, Бельгии, Италии и других). Светскость государства в этих странах получает необоснованно широкую и емкую трактовку как качество конструктивное, примиряющее или культурное, которое предполагает не безразличие государства к религии, но государственные гарантии защиты религиозных свобод в рамках режима конфессионального и культурного плюрализма. Итальянский ученый Ф.М. Брольо, исследовав традиции конституционализма стран - членов Европейского союза в области прав человека, приходит к выводу, что по вопросу светскости государства «...нельзя вывести общие принципы европейского права. В странах Евросоюза, даже если в них нет «государственной религии», обращение с религиозными конфессиями, стремящимися к равноправию, обнаруживает, в форме или содержании, наличие различных уровней равноправия. Закон в итоге «более равен» для некоторых вероисповеданий, даже если во всех случаях следует говорить о принципиальной независимости друг от друга церкви и государства»6.

Все это свидетельствует  о том, что принцип отделения  церкви и государства, провозглашаемый  Советом Европы в качестве одной  из общеевропейских ценностей, признаваемой невзирая на национальные различия, остается лишь лозунгом, не соответствуя реалиям действительности7.

Объективные трудности, с которыми столкнулись страны Евросоюза в ходе реализации политики отделения церкви от государства, создают впечатление о принципиальной невозможности обеспечения в светском государстве идеологического многообразия и юридического равенства вероисповеданий. По этой причине среди российских ученых сегодня не наблюдается единства в понимании термина «светское государство».

Л.О. Иванова  полагает, что: «…государство, выступая как светская нерелигиозная институция, не нарушает принципа свободы совести, когда проявляет неодинаковое отношение к разным вероисповедным сообществам, исходя из понятия «общего блага»»8. По мнению М.П. Мчедлова, существование различий между религиозными объединениями естественно в силу признания исторической социально-культурной значимости тех или иных религий, которое не должно приводить к ущемлению прав других конфессий и религий: «И тут нет предпосылок ни для обиды, ни для дискриминации. Такова историческая реальность»9.

По мнению С. А. Бурьянова, трактовка светскости государства  как мировоззренческого нейтралитета, подразумевающего индифферентное отношение государства к религии, является сегодня юридически корректной10.

Г.П. Лупарев  высказывает аналогичное мнение: «Атеизм и религия должны быть равно удалены от государства, считающего себя светским. Демократическое государство обязано одинаково относиться к различным религиозным организациям; оно не может делить конфессии на большие и малые, на традиционные и нетрадиционные, ибо подлинная демократия заключается не только в учете запросов, мнений и настроений большинства, но также в защите прав, законных интересов любого меньшинства»11. Подобных взглядов придерживаются Н.А. Придворов и Е.В. Тихонова, которые считают, что государство должно исходить из интересов всего общества, а не какой-либо его части, отличающейся по мировоззренческому признаку12.

Содержательная характеристика светского государства, предлагаемая С.А. Бурьяновым, Г.П. Лупаревым, Н.А. Придворовым, Е.В. Тихоновой, наиболее верно отражает правовую сущность светского государства.

Данное понимание  светскости государства соответствует и судебному толкованию указанного принципа, даваемому в частности в Постановлении Конституционного Суда РФ № 18-П от 15 декабря 2004 г. «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами Общероссийской общественной политической организации Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина»13: «…конституционный принцип светского государства и отделения религиозных объединений от государства означает, что государство, его органы и должностные лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления. не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать на них выполнение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; религиозные объединения, в свою очередь, не вправе вмешиваться в дела государства, участвовать в формировании и выполнять функции органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в деятельности политических партий и политических движений, оказывать им материальную и иную помощь, а также участвовать в выборах».

Трудно не согласиться  с мнением С.А. Бурьянова о том, что: «Светское государство - конфессионально нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакую из религий в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора»14. Действующее законодательство России к сожалению не содержит подобного рода дефиниций.

Одним из главных достоинств данного определения, является понимание светского государства как конфессионально нейтрального. Особо значимым в такой интерпретации светскости является обязанность государства обеспечивать условия, при которых никакая из религий не может претендовать на роль официальной или обязательной идеологии. Признак конфессиональной нейтральности государства, как никакой другой, удачнее всего характеризует светское государство, которое не является тождественным государству антирелигиозному или атеистическому. Именно в данном контексте сегодня в России на федеральном уровне и должна выстраиваться политика в религиозной сфере.

Все изложенное необходимо учитывать и при толковании текущего законодательства в сфере свободы совести и вероисповедания, отдельные нормы которого нуждаются в существенных изменениях. Это касается, в частности, преамбулы к Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»15, которая не просто предваряет закон, но в связи с особым предметом законодательного регулирования приобретает «важное политическое и конституционно-правовое звучание» и определяет основы конфессиональной политики России.

Сегодняшнее содержание преамбулы двусмысленно и далеко не однозначно, когда представляет православие как самостоятельную религию, отличную от христианства и играющую «особую роль в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры». Россия на протяжении всей своей истории оставалась и продолжает оставаться многонациональной страной. Ведущая роль в становлении и развитии ее государственности, духовности и культуры отведена не только православию, но христианству в целом и другим религиозным вероучениям в отдельности. Достаточно вспомнить, что когда в 988 г. Русь принимала христианство, оно считалось единым и не разделялось на православие и католицизм. Во время монголо-татарского завоевания, а также в период после покорения Казани, Крыма, присоединения Кавказа в конфессиональное поле России был включен ислам, с которым неразрывно связана национально-культурная и религиозная идентичность народов, проживающих на отдельных и достаточно значительных территориях страны. Возникший вследствие реформ патриарха Никона церковный раскол привел к появлению старообрядчества и «никонианства» как вариантов православия. С петровскими реформами явно обнаружилось влияние протестантизма на формирование российской государственности. На территориях современных российских Тувы и Калмыкии существенную социально-политическую роль играет буддизм.

 

1.2. Проблемы России как светского государства

 

Свобода совести и  вероисповедания закреплена в ст. 28 Конституции Российской Федерации.

Основополагающей гарантией  данного принципа является светский характер нынешнего государства, закрепляемый в ч. 1 ст. 14 Конституции РФ в качестве основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционная норма о светском государстве практически дословно воспроизведена в ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести» с дополнением, касающимся того, что не должно и вправе делать государство в лице своих органов:

- не вмешиваться в  определение гражданином своего  отношения к религии и религиозной  принадлежности, в воспитание детей  родителями или лицами, их заменяющими,  в соответствии со своими убеждениями  и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

Информация о работе Конституционный принцип светского государства в Российской Федерации