Конституционный принцип светского государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, когда наблюдается несомненный рост общественного интереса к религии как важнейшему соци¬окультурному явлению, с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства, с другой же, - происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными объедине¬ниями. Религиозные объединения получили возможность свободно осуществлять свою деятельность в распространении вероучения, в социокультурной, милосердно-благотворительной, общественно-политической и хозяйственно-предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Характеристика принципа светского государства………………...5
1.1. Понятие принципа светского государства………………………..5
1.2. Проблемы России как светского государства……………………10
2. Особенности реализации принципа светскости в России………...21
2.1. Научные подходы к проблеме взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений……………………………......21
2.2. Проблема диалога между светской и религиозной властью……27
Заключение………………………………………………………………...31
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Конституционный принцип светского государства.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

В этой связи  встает вопрос о направлениях и формах сотрудничества государства и религии, как существующих сегодня, так и  возможных в будущем.

Наряду с  уже устоявшимися и оправдавшими себя формами диалога светской и  религиозной власти, можно указать  на вновь возникающие и имеющие  тенденцию к развитию. Это некоторые изменения в сфере образования, когда элементы религиозных знаний начинают преподаваться в школе, это рост числа религиозных изданий, усиление взаимодействия государства и церкви в процессах реализации молодежной политики, это выход отдельных инициатив страны в сфере выстраивания государственно-конфессиональных отношений на международный уровень и т. д.

На наш взгляд, основным в сфере развития форм диалога  светской и религиозной властей  следует признать соблюдение принципа светскости государства, что требует  невмешательства государства во внутренние дела религиозных объединений  и невмешательства религии в осуществление государством его функций. Но при этом следует заметить, что государство не может вовсе устраниться от проведения определенной политики в отношении религиозных общин, а религия сохраняет за собой право оценивать со стороны религиозно-нравственных позиций государственную политику.

Как отмечает А.Ф. Мещерякова, формирование светского  государства в России происходит в условиях постоянного расширения конфессионального пространства, поиска общенациональной идеологии, отсутствия чётко выраженной государственно-конфессиональной политики, в процессе чего на практике возникает ряд сложностей40. При этом в литературе отмечается экспансия религиозного сознания, показывается обеспокоенность неопределенностью принципа светскости и свободы совести, отсутствием четких юридических границ между церковью и государством41. С точки зрения государства результатом взаимодействия светской и религиозной власти должно стать более успешное продвижение страны по пути ее модернизации и всестороннего развития. Но при этом нельзя не подчеркнуть, что сила религии в ее приверженности традиции и догматам, лежащим в ее основании. Догматы религии способны на некоторое развитие, но суть догматов неизменна. Истины религии носят абсолютный характер, они сохраняют свое значение на все времена потому, что даны самим Богом или его пророками. Поэтому религии не развиваются в том смысле, в каком развивается все остальное. Религии догматичны не потому, что они не хотят изменяться, они просто не могут этого сделать, не изменив своей сути.

Нередко конституционный  принцип светскости государства  абсолютизируется. В массовом сознании имеют место представления о  неконституционности государственной  символики (герба и гимна), необходимости  придания православию статуса официальной религии, возможности узаконения многоженства, недопустимости использования и указания в документах, удостоверяющих личность гражданина и устанавливающих права и обязанности, некоего цифрового кода.

О. Давыденко  отмечает, что тот факт, что в  секулярном обществе светская и церковная политика могут пересекаться, а сотрудничество между государством и церковью может осуществляться в т. ч. и в общественно-политической сфере, в настоящее время уже не кажется странным. Очевидно, что существуют такие области общественно-политической жизни, где интересы государства и религии объективно совпадают, и если сотрудничество светских и религиозных властей может иметь своим результатом реальное решение тех или иных значимых проблем, ни одному ответственному политику, как светскому, так и церковному, не следует таким сотрудничеством пренебрегать42.

Однако положительные  примеры взаимодействия государства  и религии в области политики не исключают возможности такого вмешательства светских властей  в дела религии, которое может иметь негативные последствия. Исторический опыт показывает, что такие последствия обычно возникают в тех случаях, когда светские власти либо стремятся реформировать церковную жизнь в соответствии со своими представлениями о месте и роли религиозного в общественной жизни, либо стараются привлечь структуры религиозной власти для решения политических задач, не имея при этом необходимых представлений о реалиях духовной жизни. Есть государства, которые по названию являются светскими, но активно поражены клерикальными процессами. На наш взгляд, таковым является и Россия, хотя в Конституции Российская Федерация провозглашается светской страной, в России нет четкой демаркационной линии между государством и религией, где кончается государственная жизнь и начинается конфессиональная.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

К числу важнейших  гарантий реализации свободы совести  и защиты от дискриминации относятся  конституционные принципы светскости государства и равенства религиозных объединений, равенства прав и свобод гражданина независимо от отношения к религии, убеждений и др. Нарушение принципа светскости подвергает сомнению как отдельные виды гарантий, так и систему гарантий в целом.

В отечественной науке, законодательстве, правоприменении  и деятельности государственных органов отсутствует единое понимание светскости государства. Нередко доминирует понимание светскости государства как секулярного (нерелигиозного).

Таким образом, в России нет ясной границы  в отношениях между государством и религиями, и поэтому мы сейчас наблюдаем вмешательство церкви практически во все сферы общественной жизни. В этой связи следует напомнить тот факт, что государственная поддержка традиционной религии (православия), так же, как и политика православной церкви по отношению к самодержавию, явились одной из существенных предпосылок революции 1917 г., что привело к краху как государства, так и тогдашней церкви. Поэтому справедливо утверждение, что церковь призвана не управлять светской властью, не соглашаться с ней во всем и просить разные привилегии: она должна громко осуждать ее нравственные ошибки, обнаруживать и исцелять духовные язвы народа. Именно этого от нее ждут люди - быть совестью России. В ином случае - церковь захлестнет новая волна отчуждения, потеря авторитета, рост светского и даже религиозного антиклерикализма.

Между тем государство  все более и более склоняется к тому, что религия окончательно перестает быть частным делом. Государство, в свою очередь, больше не возражает против частичной клерикализациии политики и заинтересовано в том, чтобы получить высшую (духовную) легитимацию своих действий.

В Российской Федерации  нарушение конституционного принципа светскости государства проявляет  себя в форме клерикальной идеологизации  органов власти и государственного управления, силовых структур, государственной (и муниципальной) системы образования.

Клерикальная  идеологизация государства –  нарушение мировоззренческого нейтралитета, выражающиеся в сращивании институтов государства с одной из конфессий, доктринальные установки которой используются в качестве государственной идеологии.

Светскость  государства подразумевает его  индифферентность в мировоззренческой  сфере, т.е. отказ от специального контроля (невмешательство при условии  соблюдения закона), неидентификацию (в  силу невозможности создания научных критериев), отказ от специальных привилегий, отделение и равноудаленность от мировоззренческих организаций.

Представляется  целесообразным развернутое толкование конституционного принципа светскости государства как мировоззренческого нейтралитета в федеральном законе.

 

 

 

Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты

 

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации. Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс» 

 

Российская Федерация. Законы. О свободе совести и о религиозных объединениях: [Федеральный закон №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г.: по состоянию на 31 марта 2012 г.]. Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс».

 

Российская Федерация. Законы. О статусе военнослужащих [Федеральный закон №76-ФЗ от 27 мая 1998 г.: по состоянию на 31 марта 2012 г.]. Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс»

 

Российская Федерация. Конституционный Суд РФ. По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами Общероссийской общественной политической организации Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина. [Постановление Конституционного Суда РФ № 18-П от 15 декабря 2004 г.]. Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс» 

 

Российская Федерация. Верховный Суд РФ. [Определение Верховного Суда РФ № 18-Г07-1от 6 февраля 2007 г.]. Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс»

 

Монографии / Книги

 

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. 2-е изд. М.:РЮИД «Сашко», 2000. 528 с.

 

Боберо Жан. Светскость: французская исключительность или универсальная ценность?: [пер. с франц.] / Жан Боберо; пер. с фран. Т. Голиченко // Ист.: www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/403/35532. 27 июля 2002 г.// URL: http://krotov.info/history/20/1950/bobero.html (дата обращения 19.03.2012)

 

Брольо Ф.М., Мирабели Ч., Онида Ф. Религии и юридические системы: Введение в сравнительное церковное право: [пер. с итал.] / Пер. с ит. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, (История церкви).2008. 438 с.

 

Бурьянов С.А. Конституционные гарантии, законодательство, законотворчество в сфере свободы совести // Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ.-аналит. докл. / сост. и общ. ред. Н.В. Костенко. М.: Московская Хельсинская группа, 2008. 84-138 с.

 

Бурьянов С.А. Специализированный доклад  за 2010 год, подготовленный при содействии МХГ и интернет-издания «Портал- Credo.Ru» / С.А. Бурьянов // Газета «Протестант» // URL: http://www.gazetaprotestant.ru/2011/03/svoboda-sovesti-v-rossiyskoy-federacii/ (дата обращения 09.03.2012)

 

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный словарь современного русского языка. М.: Эксмо. 2007. 928 с.           

 

Луховицкий  В.В. Свобода убеждений, совести и религии в современной России / В.В. Луховицкий // Права человека в Российской Федерации. Сборник докладов о событиях 2008 года. М.: Московская Хельсинская группа, 2008. 272 с.

 

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. М.: Азъ. 1992. 995 с.

 

Понкин И.В. Светскость государства. / И.В. Понкин. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2004. 466 с.

 

Придворов Н.А. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России / Н.А. Придворов, Е.В. Тихонова // Права человека в Российской Федерации. Сборник докладов о событиях 2007 года. М.: Московская Хельсинская группа, 2007. 280 с.

 

Ю.И. Стецовский. Право на свободу и личную неприкосновенность: нормы и действительность [Текст] : монография / отв. ред. С. А. Пашин. Москва: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. М.: Дело, 2000. 719 с.

 

Учебники / учебные пособия 

 

Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учебник для вузов / А.Ш. Будагова, Б.А. Страшун, И.А. Андреева. М.: Норма, 2007. 896 с.

 

Конституционное право: Учебник для вузов / Под ред. А.Е. Козлова. М.: Норма , 2006. 464 с.

 

Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. 624 с.

 

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.Е. Чиркин.М.: Юристъ, 1997. 568 с.

Юридический энциклопедический словарь / Под. ред. М.Н. Марченко. М.: Велби, Издательство Проспект, 2006. С. 531

 

Статьи из журналов и продолжающихся изданий

 

Давыденко О. Светская и церковная политика: возможные точки пересечения (общественно-политический аспект диалога между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами) / О. Давыденко // Власть. 2008. №7. С. 63-66.

 

Дозорцев П.Н. Конституционно-правовые основы свободы совести в России / П.Н. Дозорцев // «Российская юстиция», 1999. №2. С. 19-22.

 

Иванова Л.О. Религия и права человека / Л.О. Иванова // Социологические исследования. 1998. № 6. С.102-106.

 

Коваленко В.И., Голошумов Е.В. Национальная идея как научная проблема современной российской политологии // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1998. №4. С. 3-21.

 

Лупарев Т.П. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях / Т.П. Лупарев // Религия и право. 2004. № 4. С. 7-9.

 

Мозговой С.А. Анализ религиозной ситуации в Вооруженных силах Российской Федерации / С.А. Мозговой // Ракурс. 2004. № 3. С. 49 - 59.

 

Мчедлов М.П. Приоритет традиции или права / М.П. Мчедлов // Религия и право. 2003. № 2. С. 4-6.

 

Рыбаков О.Ю. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки / О.Ю. Рыбаков // Журнал российского права. 2000. №3. С. 33-36.

 

Уткин Ю.Г. Красные, белые и... русские / Ю.Г. Уткин // URL: http://www.rusbeseda.ru/index.php? (дата обращения 09.03.2012).

 

Шевченко М. Пространство и мифы религиозной политики // Религия в светском обществе. Публикации // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. 2004. Февраль // URL: http://www.sova-center.ru

 

1СЗ РФ 26.01.2009, №4, ст. 445

 

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. М.: Азъ. 1992. С. 702.

3См.: Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный словарь современного русского языка. М.: Эксмо. 2007. С. 614.

4 Боберо Жан Светскость: французская исключительность или универсальная ценность?: [пер. с франц.] / Жан Боберо; пер. с фран. Т. Голиченко // Ист.: www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/403/35532. 27 июля 2002 г.// URL: http://krotov.info/history/20/1950/bobero.html (дата обращения 19.03.2012)

5 Понкин И.В. Светскость государства. / И.В. Понкин. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2004. С. 360.

6 Брольо Ф.М., Мирабели Ч., Онида Ф. Религии и юридические системы: Введение в сравнительное церковное право: [пер. с итал.] / Пер. с ит. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2008. С. 209. (История церкви).

7 Государство, религия, светское общество и права человека [Электронный ресурс]: рекомендация ПАСЕ 1804 (2007). URL: http://www.coe.int/t/r/Parliamentary_Assembly.

8 Иванова Л.О. Религия и права человека / Л.О. Иванова // Социологические исследования. 1998. № 6. С.102-106.

Информация о работе Конституционный принцип светского государства в Российской Федерации