Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:40, курсовая работа
Сегодня, когда наблюдается несомненный рост общественного интереса к религии как важнейшему соци¬окультурному явлению, с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства, с другой же, - происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными объедине¬ниями. Религиозные объединения получили возможность свободно осуществлять свою деятельность в распространении вероучения, в социокультурной, милосердно-благотворительной, общественно-политической и хозяйственно-предпринимательской деятельности.
Введение……………………………………………………………………3
1. Характеристика принципа светского государства………………...5
1.1. Понятие принципа светского государства………………………..5
1.2. Проблемы России как светского государства……………………10
2. Особенности реализации принципа светскости в России………...21
2.1. Научные подходы к проблеме взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений……………………………......21
2.2. Проблема диалога между светской и религиозной властью……27
Заключение………………………………………………………………...31
Библиографический список
В этой связи встает вопрос о направлениях и формах сотрудничества государства и религии, как существующих сегодня, так и возможных в будущем.
Наряду с
уже устоявшимися и оправдавшими
себя формами диалога светской и
религиозной власти, можно указать
на вновь возникающие и имеющие
тенденцию к развитию. Это некоторые
изменения в сфере образования, когда
элементы религиозных знаний начинают
преподаваться в школе, это рост
числа религиозных изданий, усиление взаимодействия
государства и церкви в процессах реализации
молодежной политики, это выход отдельных
инициатив страны в сфере выстраивания
государственно-
На наш взгляд, основным в сфере развития форм диалога светской и религиозной властей следует признать соблюдение принципа светскости государства, что требует невмешательства государства во внутренние дела религиозных объединений и невмешательства религии в осуществление государством его функций. Но при этом следует заметить, что государство не может вовсе устраниться от проведения определенной политики в отношении религиозных общин, а религия сохраняет за собой право оценивать со стороны религиозно-нравственных позиций государственную политику.
Как отмечает А.Ф.
Мещерякова, формирование светского
государства в России происходит
в условиях постоянного расширения
конфессионального
Нередко конституционный
принцип светскости государства
абсолютизируется. В массовом сознании
имеют место представления о
неконституционности
О. Давыденко отмечает, что тот факт, что в секулярном обществе светская и церковная политика могут пересекаться, а сотрудничество между государством и церковью может осуществляться в т. ч. и в общественно-политической сфере, в настоящее время уже не кажется странным. Очевидно, что существуют такие области общественно-политической жизни, где интересы государства и религии объективно совпадают, и если сотрудничество светских и религиозных властей может иметь своим результатом реальное решение тех или иных значимых проблем, ни одному ответственному политику, как светскому, так и церковному, не следует таким сотрудничеством пренебрегать42.
Однако положительные примеры взаимодействия государства и религии в области политики не исключают возможности такого вмешательства светских властей в дела религии, которое может иметь негативные последствия. Исторический опыт показывает, что такие последствия обычно возникают в тех случаях, когда светские власти либо стремятся реформировать церковную жизнь в соответствии со своими представлениями о месте и роли религиозного в общественной жизни, либо стараются привлечь структуры религиозной власти для решения политических задач, не имея при этом необходимых представлений о реалиях духовной жизни. Есть государства, которые по названию являются светскими, но активно поражены клерикальными процессами. На наш взгляд, таковым является и Россия, хотя в Конституции Российская Федерация провозглашается светской страной, в России нет четкой демаркационной линии между государством и религией, где кончается государственная жизнь и начинается конфессиональная.
Заключение
К числу важнейших гарантий реализации свободы совести и защиты от дискриминации относятся конституционные принципы светскости государства и равенства религиозных объединений, равенства прав и свобод гражданина независимо от отношения к религии, убеждений и др. Нарушение принципа светскости подвергает сомнению как отдельные виды гарантий, так и систему гарантий в целом.
В отечественной науке, законодательстве, правоприменении и деятельности государственных органов отсутствует единое понимание светскости государства. Нередко доминирует понимание светскости государства как секулярного (нерелигиозного).
Таким образом, в России нет ясной границы в отношениях между государством и религиями, и поэтому мы сейчас наблюдаем вмешательство церкви практически во все сферы общественной жизни. В этой связи следует напомнить тот факт, что государственная поддержка традиционной религии (православия), так же, как и политика православной церкви по отношению к самодержавию, явились одной из существенных предпосылок революции 1917 г., что привело к краху как государства, так и тогдашней церкви. Поэтому справедливо утверждение, что церковь призвана не управлять светской властью, не соглашаться с ней во всем и просить разные привилегии: она должна громко осуждать ее нравственные ошибки, обнаруживать и исцелять духовные язвы народа. Именно этого от нее ждут люди - быть совестью России. В ином случае - церковь захлестнет новая волна отчуждения, потеря авторитета, рост светского и даже религиозного антиклерикализма.
Между тем государство все более и более склоняется к тому, что религия окончательно перестает быть частным делом. Государство, в свою очередь, больше не возражает против частичной клерикализациии политики и заинтересовано в том, чтобы получить высшую (духовную) легитимацию своих действий.
В Российской Федерации нарушение конституционного принципа светскости государства проявляет себя в форме клерикальной идеологизации органов власти и государственного управления, силовых структур, государственной (и муниципальной) системы образования.
Клерикальная
идеологизация государства –
нарушение мировоззренческого нейтралитета,
выражающиеся в сращивании институтов
государства с одной из конфессий,
доктринальные установки
Светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, т.е. отказ от специального контроля (невмешательство при условии соблюдения закона), неидентификацию (в силу невозможности создания научных критериев), отказ от специальных привилегий, отделение и равноудаленность от мировоззренческих организаций.
Представляется
целесообразным развернутое толкование
конституционного принципа светскости
государства как
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации. Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс»
Российская Федерация. Законы. О свободе совести и о религиозных объединениях: [Федеральный закон №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г.: по состоянию на 31 марта 2012 г.]. Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс».
Российская Федерация. Законы. О статусе военнослужащих [Федеральный закон №76-ФЗ от 27 мая 1998 г.: по состоянию на 31 марта 2012 г.]. Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс»
Российская Федерация. Конституционный Суд РФ. По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами Общероссийской общественной политической организации Православная партия России» и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина. [Постановление Конституционного Суда РФ № 18-П от 15 декабря 2004 г.]. Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс»
Российская Федерация. Верховный Суд РФ. [Определение Верховного Суда РФ № 18-Г07-1от 6 февраля 2007 г.]. Доступ из справочной системы «КонсультантПлюс»
Монографии / Книги
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. 2-е изд. М.:РЮИД «Сашко», 2000. 528 с.
Боберо Жан. Светскость: французская
исключительность или универсальная ценность?:
[пер. с франц.] / Жан Боберо; пер. с фран.
Т. Голиченко // Ист.: www.zerkalo-nedeli.com/nn/
Брольо Ф.М., Мирабели Ч., Онида Ф. Религии и юридические системы: Введение в сравнительное церковное право: [пер. с итал.] / Пер. с ит. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, (История церкви).2008. 438 с.
Бурьянов С.А. Конституционные гарантии, законодательство, законотворчество в сфере свободы совести // Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ.-аналит. докл. / сост. и общ. ред. Н.В. Костенко. М.: Московская Хельсинская группа, 2008. 84-138 с.
Бурьянов С.А. Специализированный доклад за 2010
год, подготовленный при содействии МХГ
и интернет-издания «Портал- Credo.Ru» / С.А. Бурьянов // Газета «Протестант» // URL: http://www.gazetaprotestant.
Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный словарь современного русского языка. М.: Эксмо. 2007. 928 с.
Луховицкий В.В. Свобода убеждений, совести и религии в современной России / В.В. Луховицкий // Права человека в Российской Федерации. Сборник докладов о событиях 2008 года. М.: Московская Хельсинская группа, 2008. 272 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. М.: Азъ. 1992. 995 с.
Понкин И.В. Светскость государства. / И.В. Понкин. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2004. 466 с.
Придворов Н.А. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России / Н.А. Придворов, Е.В. Тихонова // Права человека в Российской Федерации. Сборник докладов о событиях 2007 года. М.: Московская Хельсинская группа, 2007. 280 с.
Ю.И. Стецовский. Право на свободу и личную неприкосновенность: нормы и действительность [Текст] : монография / отв. ред. С. А. Пашин. Москва: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. М.: Дело, 2000. 719 с.
Учебники / учебные пособия
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учебник для вузов / А.Ш. Будагова, Б.А. Страшун, И.А. Андреева. М.: Норма, 2007. 896 с.
Конституционное право: Учебник для вузов / Под ред. А.Е. Козлова. М.: Норма , 2006. 464 с.
Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. 624 с.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / В.Е. Чиркин.М.: Юристъ, 1997. 568 с.
Юридический энциклопедический словарь / Под. ред. М.Н. Марченко. М.: Велби, Издательство Проспект, 2006. С. 531
Статьи из журналов и продолжающихся изданий
Давыденко О. Светская и церковная политика: возможные точки пересечения (общественно-политический аспект диалога между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами) / О. Давыденко // Власть. 2008. №7. С. 63-66.
Дозорцев П.Н. Конституционно-правовые основы свободы совести в России / П.Н. Дозорцев // «Российская юстиция», 1999. №2. С. 19-22.
Иванова Л.О. Религия и права человека / Л.О. Иванова // Социологические исследования. 1998. № 6. С.102-106.
Коваленко В.И., Голошумов Е.В. Национальная идея как научная проблема современной российской политологии // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1998. №4. С. 3-21.
Лупарев Т.П. Конституционные проблемы законодательства о религии и религиозных организациях / Т.П. Лупарев // Религия и право. 2004. № 4. С. 7-9.
Мозговой С.А. Анализ религиозной ситуации в Вооруженных силах Российской Федерации / С.А. Мозговой // Ракурс. 2004. № 3. С. 49 - 59.
Мчедлов М.П. Приоритет традиции или права / М.П. Мчедлов // Религия и право. 2003. № 2. С. 4-6.
Рыбаков О.Ю. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки / О.Ю. Рыбаков // Журнал российского права. 2000. №3. С. 33-36.
Уткин Ю.Г. Красные, белые и... русские / Ю.Г. Уткин
// URL: http://www.rusbeseda.ru/index.
Шевченко М. Пространство и мифы религиозной политики
// Религия в светском обществе. Публикации
// Преодолевая государственно-
1СЗ РФ 26.01.2009, №4, ст. 445
2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос. фонд культуры. М.: Азъ. 1992. С. 702.
3См.: Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный словарь современного русского языка. М.: Эксмо. 2007. С. 614.
4 Боберо Жан Светскость: французская
исключительность или универсальная ценность?:
[пер. с франц.] / Жан Боберо; пер. с фран.
Т. Голиченко // Ист.: www.zerkalo-nedeli.com/nn/
5 Понкин И.В. Светскость государства. / И.В. Понкин. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2004. С. 360.
6 Брольо Ф.М., Мирабели Ч., Онида Ф. Религии и юридические системы: Введение в сравнительное церковное право: [пер. с итал.] / Пер. с ит. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2008. С. 209. (История церкви).
7
Государство, религия, светское общество
и права человека [Электронный ресурс]:
рекомендация ПАСЕ 1804 (2007). URL: http://www.coe.int/t/r/
8 Иванова Л.О. Религия и права человека / Л.О. Иванова // Социологические исследования. 1998. № 6. С.102-106.
Информация о работе Конституционный принцип светского государства в Российской Федерации