Конституционный принцип светского государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, когда наблюдается несомненный рост общественного интереса к религии как важнейшему соци¬окультурному явлению, с одной стороны, декларируется отделение религиозных объединений от государства, с другой же, - происходит активное сотрудничество государственных институтов с религиозными объедине¬ниями. Религиозные объединения получили возможность свободно осуществлять свою деятельность в распространении вероучения, в социокультурной, милосердно-благотворительной, общественно-политической и хозяйственно-предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Характеристика принципа светского государства………………...5
1.1. Понятие принципа светского государства………………………..5
1.2. Проблемы России как светского государства……………………10
2. Особенности реализации принципа светскости в России………...21
2.1. Научные подходы к проблеме взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений……………………………......21
2.2. Проблема диалога между светской и религиозной властью……27
Заключение………………………………………………………………...31
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Конституционный принцип светского государства.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

- не возлагать на  религиозные объединения выполнение  функций органов государственной  власти, других государственных  органов, государственных учреждений  и органов местного самоуправления;

- не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит данному Федеральному закону;

- обеспечивать светский  характер образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях.

Свобода религии защищается судом, в чем находит гарантию обеспечения данный принцип. В частности, в 2006 году решением Краснодарского краевого суда была запрещена деятельность Краснодарской Православной славянской общины "ВЕК РА" (Ведической культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, что было оставлено в силе Верховным Судом РФ16. Используемая данной религиозной организацией символика походила на фашистскую, а доктрина была неким изложением идей о превосходстве одной нации - арийцев.

Следует отметить, что  в некоторых государствах определенные церковные организации пользуются преимуществами или поддержкой со стороны  власти, в частности, католицизм в  Испании, иудаизм в Израиле, восточная  православная церковь в Болгарии и Греции. Кое-где определенная религия или церковь признаются государственными, что не исключает свободного исповедания других религий, но влечет за собой поддержку такой церкви из государственного бюджета, оплату священников в войсках из государственных средств17. В Великобритании в палате лордов «по должности» заседают высшие церковные иерархи государственной церкви (Акт о палате лордов 1999 г.). В США нет государственной религии, однако клятва при вступлении в должность государственных лиц произносится на Библии, в Парламенте сессия начинается с молитвы; в Финляндии - с общего похода Президента и депутатов в кафедральный собор. В мусульманских странах, особенно в странах мусульманского фундаментализма (Иран, Катар, Оман, Саудовская Аравия и др.), ислам является частью государственной религии. В законодательство вкраплены канонические нормы, предусматривающие наказание за несоблюдение обрядов. Действуют шариатские суды.18

Центральной проблемой  построения гражданского общества в  России являются взаимоотношения государства и общества. Неразрешенность некоторых вопросов в этой области является предпосылкой возникновения всех остальных проблем, которые являются следствием разрыва между властью и обществом. Многие могут заметить в ответ на это, что народ сам является властью в соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации. Однако реалии современного положения дел доказывают обратное. Преодоление данного разрыва невозможно без полной реализации конституционных принципов в области свобод человека, в частности свободы совести. Данный принцип призван быть средством защиты человека и общества от идеологического господства доктрин, являющихся непременным условием правовой демократии19.

Анализируя демократические  реформы, специалисты пришли к неутешительным выводам о том, что бюрократы, распоряжающиеся ресурсами, стали их собственниками, реальной демократической смены власти не произошло. Как отмечает один из экспертов в области свободы совести С.А. Бурьянов, свободы совести в современной России нет, так как она подменяется религиозной политикой и поглощается системной коррупцией государственных структур, которые взаимодействуют с религиозными организациями. Думается, автор гипертрофированно видит проблему взаимодействия религии и власти, говоря, что «фактор отношений государства и религиозных объединений - важнейший продукт коррупции». Но стоит признать справедливость его утверждения о том, что под предлогом утверждения системы «традиционных» для России ценностей и «возрождения духовности» современные правители продолжают средневековые традиции использования религии для удержания власти. Такого рода тенденции неизбежно ведут к ограничению и контролю над мировоззренческой сферой, а значит, к нарушениям в области прав человека.

Проблемы светскости государства в России теснейшим  образом взаимосвязаны с политическими, правовыми и нравственными процессами, происходящими в обществе. Это объясняется тем, что новой государственности должно соответствовать новое право, обеспечивающее юридический механизм действия государственных и общественных институтов на основе норм национального права и общепризнанных норм международного. В настоящее время в России заметен перекос в отношениях между государством и церковью. Данный вопрос требует всестороннего решения, учитывающего чувства верующих и отношение к религии неверующих. Религиозную свободу в конкретном обществе можно оценить по степени взаимозависимости государственных и религиозных учреждений.

Если в одних случаях  отношений государства и религиозных  объединений в публичной сфере  все более или менее ясно, в других этого утверждать нельзя. Например, при вступлении в должность Президента России присутствовали главы наиболее распространенных конфессий, и от имени их всех Патриарх Московский и всея Руси выступал с поздравлениями Президенту и пожеланиями ему успешной работы. Очевидно, что в этом случае о религиозной церемонии или обряде говорить не приходится. Соответствующие лица просто представляли большие группы граждан России, а их участие в инаугурации Президента России свидетельствует о конструктивных отношениях между церковными иерархами и руководством государства.

Дать же правовую оценку совершению службы Алексием II при открытии памятника первому Президенту Российской Федерации Борису Ельцину достаточно сложно. Требует взвешенной оценки и присутствие государственных деятелей на религиозных церемониях во время религиозных праздников. Как частное лицо Президент РФ, конечно, может посетить церковь во время богослужения. Однако он присутствует во время больших праздников и в главном кафедральном соборе, где службу ведет Патриарх. Появление на такой церемонии Президента выглядит как бы политическим шагом, выражением косвенной государственной благосклонности к отдельной религии. У многих людей невольно появляются мысли о государственном предпочтении определенных религий. Не будем забывать преамбулу Федерального закона «О свободе совести», которая говорит об особой роли православия в истории России. Государственные лидеры, во-первых, могут присутствовать в храмах на богослужениях как частные лица, во-вторых, их присутствие может быть расценено в качестве знака уважения одной из традиционных религий в нашей стране. Тем не менее, о предпочтении говорить не стоит.

В сфере образования  одним из наиболее часто встречающихся  вопросов является преподавание религиозных дисциплин в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Согласно ст. 5 Федерального закона «О свободе совести» обучение религии в государственных или муниципальных образовательных учреждениях возможно по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Если конкретизировать положения закона применительно к проблеме реализации свободы совести в государственной и муниципальной школе, то можно сделать несколько выводов:

- органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права разрабатывать или рекомендовать для изучения учебные курсы, программы, в которых поддерживаются или осуждаются религиозные или иные убеждения;

- учитель, преподаватель  не имеет права использовать  свой предмет для пропаганды какой-либо религии или идеологии;

- родители вправе выбирать  образование, соответствующее их  религиозным и философским убеждениям, для своих детей. Закон говорит  о согласии детей на это.  Следует заметить, что воля ребенка,  который первый раз идет в школу, еще не сформирована, и возникает проблема уяснения действительной воли, желания ребенка на получение соответствующих знаний.

Главной задачей в  связи с этим является надзор за соблюдением прав и свобод учащихся при организации религиозных курсов в школе. Наиболее распространенные нарушения свободы совести и вероисповедания в школе сводятся к следующим:

1. Введение курса основ  одной из религий как обязательного  для всех учащихся, независимо  от их убеждений. В частности,  в рамках так называемого регионального компонента может существовать курс одной религии. Например, в Башкирии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечне все школьники в обязательном порядке изучают основы ислама20.

2. Навязывание Министерством  образования или органами управления образованием учебных пособий, некорректных с точки зрения принципа светскости образования. Принцип светскости государства не позволяет возводить отдельно взятые религии, да и вообще религию, в ранг основополагающей идеологии. Если на учебниках и пособиях стоит гриф Министерства образования, применительно к рассматриваемой сфере это является нарушением принципа светскости государства.

3. Использование учителем  своего урока для религиозной  пропаганды. Например, преподаватель литературы трактует творчество всех русских писателей с православной точки зрения. Или биолог рассказывает детям о креационизме как о научной теории21.

Следует отметить, что  в современном демократическом  государстве религиозные вероучения выполняют функции регулятора нравственных ценностей в обществе, носителя моральных традиций и устоев. С помощью религии происходит обогащение духовного мира каждого человека. Распространение религии путем введения в школе соответствующего предмета противоречит ст. 14 Конституции РФ. Думается, целесообразнее ввести преподавание основ религии, которое будет включать в себя изучение основ каждой из традиционных религий в нашей стране. Это позволит ребенку уже самому непосредственно сделать выбор в пользу одной из религий или же стать атеистом.

Свобода совести в  вооруженных силах, других воинских формированиях должна осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О свободе совести» и Федеральным законом от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»22, Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами Министерства обороны РФ.

Для более полного  уяснения проблемы, связанной с реализацией  права на свободу совести в  вооруженных формированиях, следует  уяснить обстановку, в которой  данная нерешенная задача зарождалась. Проблема непосредственно связана с вопросами взаимодействия институтов военно-силового блока государства с религиозными объединениями, которое началось в начале 1990-х годов. Смена общественно-политического строя и образовавшийся идеологический вакуум отразились непосредственно на армии. Ущемленность военнослужащих и их нищенское существование вызвали стремление к самоидентификации и привели к поиску национальной идеи. В этой ситуации возврат к традициям (в первую очередь к государственно-патриотической идеологии) военные руководители и некоторые ученые стали связывать с православием, а именно с Русской православной церковью. В этот период стала заметна заинтересованность различных конфессий к проблемам вооруженных сил. Это проявилось в участившихся контактах религиозных деятелей с командованием частей, оказании гуманитарной помощи военнослужащим, восстановлении совместными усилиями исторических памятников.

Свобода совести ошибочно понималась и понимается не как свобода  мировоззренческого выбора, а как свобода вероисповедания. Она реализуется посредством организации взаимодействия с религиозными организациями. Кроме того, свободу совести военное руководство понимает и трактует не только как удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих, но прежде всего как осуществление духовно-нравственного, патриотического воспитания военных, которое осуществляется с помощью одной из религий.

Нелишним будет указать  на то, что названные законодательные акты, регулирующие свободу совести и вероисповедания в вооруженных силах, поддерживают курс на недопущение религиозной идеологии в воинских частях. В частности, Федеральный закон «О свободе совести» в ст. 6 прямо запрещает создание религиозных объединений в воинских частях. Статья 8 Закона «О статусе военнослужащих» запрещает в пропаганду того или иного отношения к религии. Отправление богослужения происходит на личные средства военнослужащих по их просьбе с согласия командира. В настоящее время в силовых институтах государства можно наблюдать особого рода партнерство, которое было присуще армии Российской империи. Такого рода сотрудничество выражается в соглашениях между русской православной церковью и силовыми ведомствами23. В годы Великой Отечественной войны были открыты церкви для укрепления единства населения. Массовое осознание русским народом в тот момент того факта, что война против него ведется не только с целью захвата территории, но и с целью полного уничтожения нации, привело к тому, что каждый встал на защиту своего государства. Чтобы сплотить весь русский народ в самоотверженном усилии дать отпор врагу, должен был существовать «Дух Единый»24. С другой стороны, такое сотрудничество религиозных объединений с вооруженными силами в наши дни приводит не только к нарушению конституционного принципа светскости государства, но и к христианско-мусульманскому конфликту.

Борьба с конкретными  бандформированиями зачастую окрашивается в борьбу с так называемым исламским  фундаментализмом, что уже вызвало  в России волну исламофобии. Складывается очень отрицательная ситуация для многонациональной России. Факты благословения священнослужителями военных частей, направляемых в южные «горячие точки», объявления «боевиков» в средствах массовой информации «исламским фундаментализмом», с одной стороны, объявления священной войны русским со стороны мусульман - с другой, приводят к конфликту, который имеет ярко выраженную религиозную окраску.

Вопрос о религии  несколько неожиданно приобрел своеобразный ракурс в связи с поиском так  называемой новой государственной  идеологии. Необходимость единой идеи для всего государства всегда была одной из самых главных. Возникла мысль о том, что в качестве таковой может выступать государственно-патриотическая идеология и она больше всего связана с такими сферами, как культура и религия. Увы, не очень получилось, образовался своеобразный идеологический вакуум, прежде всего это коснулось духовной жизни общества. Получается, что государство более не занимается непосредственно морально-этическим воспитанием гражданина. Каждый волен сам выбирать ту идеологию, которой он будет следовать в течение своей жизни.

Информация о работе Конституционный принцип светского государства в Российской Федерации