Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 12:24, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена самим характером того времени, известного громкими начинаниями и достижениями поставленных целей. Следствием политического и экономического кризиса, сложившегося осенью 1917 года в России, явились события, коренным образом изменившие ход развития российской государственности. Власть перешла в руки политических сил левой ориентации, среди которых лидирующее положение занимала партия большевиков. На II Всероссийском съезде Советов в конце октября 1917 года было юридически оформлено свержение старой власти и утверждение нового политического режима.
Введение
Глава I. Предпосылки принятия Конституции РСФСР 1918 г
Глава II. Структурная характеристика Конституции РСФСР 1918 г
2.1 Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г
2..Структура органов власти и управления по Конституции РСФСР 1918 г
2.2.1 Высшие органы власти и управления
2.2.2 Местные органы власти и управления
Глава III. Правовое положение граждан по Конституции РСФСР 1918 г.
3.1 Сочетание прав граждан с их обязанностями
3.2 Избирательное право
Заключение
Список литературы
Съезд Советов и ВЦИК Советов
могли устанавливать
Совет Народных Комиссаров
(Совнарком, СНК) являлся высшим органом
исполнительной власти в РСФСР. СНК
РСФСР имел право издавать декреты,
распоряжения, инструкции. Конституция
ставила следующую цель деятельности
СНК: принимать все “необходимые
меры для правильного и быстрого
течения государственной жизни”
За СНК закреплялась оперативная функция управления, о чем говорит прим. к ст. 41 глава 8 разде: “Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены СНК непосредственно”. Члены СНК стояли во главе его отдельных комиссариатов, которых было образовано 18.При каждом народном комиссаре формируется коллегия, члены которой утверждаются решением СНК. Председатель - народный комиссар - вправе принимать единоличные решения в пределах вопросов ведения своего комиссариата. Коллегия, или ее отдельный член имели право обжаловать любое решение в СНК или в Президиуме ВЦИК Советов. За свою деятельность народный комиссар отвечал перед СНК и перед ВЦИК.
2.2.2 Местные органы власти и управления
Местные органы власти и управления по Конституции РСФСР 1918 года были представлены:
1. Съездами Советов;
2. Советами депутатов;
3. Исполнительными комитетами Советов.
В Конституции структура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделе третьем подразделе “Б” главах десятой, одиннадцатой и двенадцатой соответственно.
Ст. 53 Конституции выделяет следующие Съезды Советов:
1) Областные;
2) Губернские (окружные);
3) Уездные (районные);
4) Волостные.
Областные съезды Советов формировались из представителей городских и уездных Советов (1 депутат на 25000 избирателей, от городов - 1 депутат на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область). Губернские (окружные) Советы формировались из представителей городских и уездных Советов (по 1 депутату от 10000 жителей, от городов - на 2000, но не более 300 депутатов на губернию (округ)). Уездные (районные) - из представителей сельских Советов (1 депутат на 1000 жителей, но не более 300 на уезд (район)). Волостные - из представителей всех сельских Советов волости (1 депутат на каждые 10 членов Совета).
Предусматривались отклонения от нормы представительства: в уездных Советах участвуют депутаты от городов с численностью не более 10000 жителей, сельские Советы местностей, насчитывающие менее 1000 жителей, объединялись для избрания депутатов в уездный Совет; сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов на волостной съезд Советов, посылают одного представителя.
Съезд Советов созывается решением Исполнительного комитета по тому же принципу, что и ВЦИК созывает Всероссийский съезд Советов. Но, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губерниям и уездам и одного раза в месяц по волости. В рамках своих полномочий съезд Совет является высшим органом местной власти на определенной территории.
Низшее звено советской системы составляли Советы депутатов, образуемые в городах, население которых превышает 10000 человек, (1 депутат на 1000 человек, число депутатов от 50 до 1000), в селениях, население которых менее 10000 человек, (1 депутат на 100 человек, но не менее 3 и не более 50 на каждое селение). Срок полномочий депутатов, а следовательно, и Совета небольшой - три месяца. Примечание к ст. 57 предусматривало возможность решения вопросов общим собранием избирателей селения непосредственно, если это было возможно организовать.
Советы депутатов созывались исполнительным комитетом или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и двух раз в неделю в селениях. Совет депутатов (Общее собрание) являлся высшей властью в пределах компетенции Совета депутатов (Общего собрания) на соответствующей территории. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 158
Напрямую в Конституции Исполнительный комитет не оговорен, ссылки на существование данного органа местной власти имеются в главах о съезде Советов и о Совете депутатов (главы 10, 11 раздел 3). Исполкомы по Конституции - единственный исполнительно - распорядительный орган.
Съезд Советов (Совет депутатов) формирует Исполнительный комитет соответствующего уровня из расчета: по области и губернии число членов Исполкома не должно превышать 25, по уезду - 20, а по волости -10. Исполнительный комитет является высшим органом местной власти в пределах местности и компетенции съезда Совета (Совета депутатов), сформировавшего его, в период между съездами Совета. Исполком несет полную ответственность за свою деятельность перед избравшим его съездом Советом (Советом депутатов).
Принципы организации органов власти и управления, зафиксированные в первой Советской Конституции, сохранились в течение всего переходного от капитализма к социализму периода, а в наиболее общей форме и на всю советскую эпоху. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 161
III. Правовое положение граждан по Конституции РСФСР 1918 года
3.1 Сочетание прав граждан с их обязанностями
Конституция РСФСР предоставляла
гражданам достаточно широкий круг
важнейших политических прав и свобод.
Конституционные права и
В Конституции есть «право
на жизнь» и «обязанность подчинения»,
вместе с тем, нет общепринятых свободы
слова, печати, собраний, воинской повинности.
Здесь закреплен принцип
Статья 13 этого раздела
предусматривает свободу
Важнейшим актом, направленным на обеспечение свободы совести, явился декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 49
Действительно, отделение церкви от государства означало раскрепощение граждан, веками зависевших от церкви, с момента рождения до самой смерти, освобождение детей от непременного религиозного воспитания. Правда, и сама норма, и особенно негибкая политика властей, сразу привели к конфликту между церковью и государством. Мирного сосуществования между ними не получилось, откровенная воинственная оппозиция церкви новой власти скоро вызвала репрессии против церковников.
Конституция РСФСР обеспечивает
для трудящихся свободу слова, свободу
печати или, по формулировке ст. 14, "свободу
выражения своих мнений". Статья
14 Конституции закрепила эту
Статья 15 Конституции РСФСР закрепляет за трудящимися свободу собраний. Эта свобода трактуется весьма широко. Она включает в себя право устраивать не только собрания, но и митинги, и шествия. Больше того, статья не дает вообще исчерпывающего списка мероприятий, которые могут трактоваться как собрания, употребляя формулу "и т.п.". Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 56
Закон конкретизирует здесь общий принцип предоставления демократических свобод только трудящимся. Он говорит об обеспечении "за трудящимися действительной свободы собраний". Это значит, что эксплуататорам такого права не предоставляется. Буржуазия неоднократно пыталась использовать свободу собраний в контрреволюционных целях.
Статья 16 Конституции провозглашает
свободу объединения трудящихся
во всякого рода союзы. Законодательство
устанавливало общий принцип, согласно
которому деятельность обществ и
союзов должна согласовываться с
целями Советской Конституции и
задачами социалистического
По-особому решает Конституция вопрос о праве на образование. В середине 1918 г. страна, разоренная войной, режимом царского и Временного правительств, не имела материальных средств для развертывания широкой работы по просвещению. Еще труднее было найти необходимое количество преподавательских кадров. В стране вообще был невысок процент интеллигенции, к тому же отнюдь не все старые преподаватели хотели сотрудничать с Советской властью.
Советская власть провела
полную перестройку школьного
Статья 19 Конституции РСФСР предоставляла трудящимся право защищать революцию с оружием в руках. Закон подчеркивает, что это не обычное, а почетное право. Подчеркивается и другой момент - право носить оружие имеют только трудящиеся, нетрудовые элементы его лишены. Больше того, Конституция провозглашает "полное разоружение имущих классов" (пункт "ж" статья 3 глава 2 раздел 1).
Характерно, что ст. 19 говорит
не о мужчинах, а о трудящихся
вообще. Она не лишает, следовательно,
этого почетного права и
Право носить оружие, как и все другие права советских граждан, не ограничивалось национальной принадлежностью. Трудящиеся всех народов и наций в равной мере могли участвовать в защите завоеваний революции. Красная Армия с самого начала была интернациональной.
Неотъемлемым правом трудящихся Конституция признавала право формировать органы власти и управления и работать в этих органах, т.е. активное и пассивное избирательное право. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 64
Конституция исходила также
из принципа равноправия полов, равноправия
женщины с мужчиной. Несмотря на
то, что особой статьи об этом в тексте
нет, принцип равноправия
Конституция РСФСР не только
закрепляет за трудящимися определенные
права, но и возлагает на граждан
республики основные обязанности. Права
и обязанности граждан
Конституция фиксирует лишь
важнейшие обязанности
Другой важнейшей обязанностью советских граждан Конституция признает защиту социалистического отечества в целях всемерной охраны завоеваний Великой Октябрьской революции.
Закон подчеркивает, что эта обязанность, как и обязанность трудиться, возлагается на всех граждан РСФСР, в том числе на нетрудовые элементы. Однако она должна выполняться по-разному, в зависимости от классовой принадлежности. Поскольку почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся, то нетрудовые элементы должны защищать родину путем отправления иных военных обязанностей. Они использовались для формирования всякого рода нестроевых, военно-строительных и хозяйственных подразделений. Таким образом, ст. 19 Конституции вводила принцип всеобщей воинской повинности.
Основные обязанности
советских граждан не были лишь каким-то
бременем для них. Эти обязанности
возлагались и осуществлялись в
интересах укрепления социалистического
общественного и
3.2 Избирательное право