Конституция РСФСР 1918

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена самим характером того времени, известного громкими начинаниями и достижениями поставленных целей. Следствием политического и экономического кризиса, сложившегося осенью 1917 года в России, явились события, коренным образом изменившие ход развития российской государственности. Власть перешла в руки политических сил левой ориентации, среди которых лидирующее положение занимала партия большевиков. На II Всероссийском съезде Советов в конце октября 1917 года было юридически оформлено свержение старой власти и утверждение нового политического режима.

Содержание работы

Введение
Глава I. Предпосылки принятия Конституции РСФСР 1918 г
Глава II. Структурная характеристика Конституции РСФСР 1918 г
2.1 Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г
2..Структура органов власти и управления по Конституции РСФСР 1918 г
2.2.1 Высшие органы власти и управления
2.2.2 Местные органы власти и управления
Глава III. Правовое положение граждан по Конституции РСФСР 1918 г.
3.1 Сочетание прав граждан с их обязанностями
3.2 Избирательное право
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по ИГУ тема Конституция РСФРС 1918 первая советская Конституция.docx

— 52.41 Кб (Скачать файл)

Съезд Советов и ВЦИК Советов  могли устанавливать дополнительный круг вопросов для собственного ведения  через принятие соответствующих  нормативных актов. К исключительному  ведению съезда Советов относились вопросы установления, дополнения и  изменения основных начал Конституции и ратификация мирных договорах.

Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) являлся высшим органом  исполнительной власти в РСФСР. СНК  РСФСР имел право издавать декреты, распоряжения, инструкции. Конституция  ставила следующую цель деятельности СНК: принимать все “необходимые меры для правильного и быстрого течения государственной жизни”. История государства и права  России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. М.: “Проспект”, 1999. С. 123 СНК полностью отвечал за свою деятельность перед съездом Советов, а также ВЦИК Советов. ВЦИК имел право приостановить (отменить) любое решение СНК. Причем Конституция не обязывала ВЦИК обосновывать свое решение о приостановлении (отмене) нормативного акта СНК, что ставило СНК в полную зависимость перед ВЦИК Советов. Фактически СНК было запрещено единолично принимать решения общеполитического масштаба, решения такого рода должны были утверждаться ВЦИК. Круг таких вопросов Конституция не конкретизировала. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 г.г. М.: Зерцало, 1997. С. 59

За СНК закреплялась оперативная  функция управления, о чем говорит  прим. к ст. 41 глава 8 разде: “Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены СНК непосредственно”. Члены СНК стояли во главе его отдельных комиссариатов, которых было образовано 18.При каждом народном комиссаре формируется коллегия, члены которой утверждаются решением СНК. Председатель - народный комиссар - вправе принимать единоличные решения в пределах вопросов ведения своего комиссариата. Коллегия, или ее отдельный член имели право обжаловать любое решение в СНК или в Президиуме ВЦИК Советов. За свою деятельность народный комиссар отвечал перед СНК и перед ВЦИК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2 Местные органы  власти и управления

Местные органы власти и  управления по Конституции РСФСР 1918 года были представлены:

1. Съездами Советов;

2. Советами депутатов; 

3. Исполнительными комитетами  Советов.

В Конституции структура, порядок формирования и компетенция  данных органов описана в разделе  третьем подразделе “Б” главах десятой, одиннадцатой и двенадцатой  соответственно.

Ст. 53 Конституции выделяет следующие Съезды Советов:

1) Областные; 

2) Губернские (окружные);

3) Уездные (районные);

4) Волостные. 

Областные съезды Советов  формировались из представителей городских  и уездных Советов (1 депутат на 25000 избирателей, от городов - 1 депутат  на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов  на всю область). Губернские (окружные) Советы формировались из представителей городских и уездных Советов (по 1 депутату от 10000 жителей, от городов - на 2000, но не более 300 депутатов на губернию (округ)). Уездные (районные) - из представителей сельских Советов (1 депутат на 1000 жителей, но не более 300 на уезд (район)). Волостные - из представителей всех сельских Советов волости (1 депутат на каждые 10 членов Совета).

Предусматривались отклонения от нормы представительства: в уездных  Советах участвуют депутаты от городов  с численностью не более 10000 жителей, сельские Советы местностей, насчитывающие  менее 1000 жителей, объединялись для  избрания депутатов в уездный  Совет; сельские Советы, насчитывающие  менее 10 членов на волостной съезд  Советов, посылают одного представителя.

Съезд Советов созывается решением Исполнительного комитета по тому же принципу, что и ВЦИК созывает Всероссийский съезд Советов. Но, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губерниям  и уездам и одного раза в месяц  по волости. В рамках своих полномочий съезд Совет является высшим органом  местной власти на определенной территории.

Низшее звено советской  системы составляли Советы депутатов, образуемые в городах, население  которых превышает 10000 человек, (1 депутат  на 1000 человек, число депутатов от 50 до 1000), в селениях, население которых  менее 10000 человек, (1 депутат на 100 человек, но не менее 3 и не более 50 на каждое селение). Срок полномочий депутатов, а следовательно, и Совета небольшой - три месяца. Примечание к ст. 57 предусматривало возможность решения вопросов общим собранием избирателей селения непосредственно, если это было возможно организовать.

Советы депутатов созывались исполнительным комитетом или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в  городах и двух раз в неделю в селениях. Совет депутатов (Общее  собрание) являлся высшей властью  в пределах компетенции Совета депутатов (Общего собрания) на соответствующей  территории. Чистяков О.И. Конституция  РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 158

Напрямую в Конституции  Исполнительный комитет не оговорен, ссылки на существование данного  органа местной власти имеются в  главах о съезде Советов и о Совете депутатов (главы 10, 11 раздел 3). Исполкомы по Конституции - единственный исполнительно - распорядительный орган.

Съезд Советов (Совет депутатов) формирует Исполнительный комитет  соответствующего уровня из расчета: по области и губернии число членов Исполкома не должно превышать 25, по уезду - 20, а по волости -10. Исполнительный комитет является высшим органом  местной власти в пределах местности  и компетенции съезда Совета (Совета депутатов), сформировавшего его, в  период между съездами Совета. Исполком несет полную ответственность за свою деятельность перед избравшим  его съездом Советом (Советом  депутатов).

Принципы организации  органов власти и управления, зафиксированные  в первой Советской Конституции, сохранились в течение всего  переходного от капитализма к  социализму периода, а в наиболее общей форме и на всю советскую  эпоху. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 161

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Правовое положение  граждан по Конституции РСФСР  1918 года

3.1 Сочетание прав  граждан с их обязанностями

Конституция РСФСР предоставляла  гражданам достаточно широкий круг важнейших политических прав и свобод. Конституционные права и обязанности  советских граждан являлись юридической  формой выражения свободы и ответственности  личности в социалистическом государстве  и в своей совокупности составляли содержание советской демократии.

В Конституции есть «право на жизнь» и «обязанность подчинения», вместе с тем, нет общепринятых свободы  слова, печати, собраний, воинской повинности. Здесь закреплен принцип уравнительного распределения материальных и духовных благ, специально подчеркивая, что труд квалифицированный не дает никаких  преимуществ в распределении  благ перед трудом неквалифицированным. Гурвич Г.С. История Советской Конституции. Приложение VI. М., 1923. С. 67

Статья 13 этого раздела  предусматривает свободу совести, т.е. право иметь любые религиозные  убеждения или не иметь никаких, быть атеистом.

Важнейшим актом, направленным на обеспечение свободы совести, явился декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства  и школы от церкви". Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 49

Действительно, отделение  церкви от государства означало раскрепощение  граждан, веками зависевших от церкви, с момента рождения до самой смерти, освобождение детей от непременного религиозного воспитания. Правда, и  сама норма, и особенно негибкая политика властей, сразу привели к конфликту  между церковью и государством. Мирного  сосуществования между ними не получилось, откровенная воинственная оппозиция  церкви новой власти скоро вызвала  репрессии против церковников.

Конституция РСФСР обеспечивает для трудящихся свободу слова, свободу  печати или, по формулировке ст. 14, "свободу  выражения своих мнений". Статья 14 Конституции закрепила эту практику. Она говорит не об абстрактной  свободе слова и печати, а о  действительной свободе выражения  своих мнений именно трудящимися. Таким  образом, и в этом частном вопросе  закон стоит на открыто классовых  позициях. Законодателя интересует мнение трудящихся, а не буржуазии, контрреволюционные позиции которой известны.

Статья 15 Конституции РСФСР  закрепляет за трудящимися свободу  собраний. Эта свобода трактуется весьма широко. Она включает в себя право устраивать не только собрания, но и митинги, и шествия. Больше того, статья не дает вообще исчерпывающего списка мероприятий, которые могут  трактоваться как собрания, употребляя формулу "и т.п.". Чистяков О.И. Конституция  РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 56

Закон конкретизирует здесь  общий принцип предоставления демократических  свобод только трудящимся. Он говорит  об обеспечении "за трудящимися действительной свободы собраний". Это значит, что эксплуататорам такого права  не предоставляется. Буржуазия неоднократно пыталась использовать свободу собраний в контрреволюционных целях.

Статья 16 Конституции провозглашает  свободу объединения трудящихся во всякого рода союзы. Законодательство устанавливало общий принцип, согласно которому деятельность обществ и  союзов должна согласовываться с  целями Советской Конституции и  задачами социалистического строительства. В связи с этим предусматривались  определенные меры административного  надзора за обществами и союзами.

По-особому решает Конституция  вопрос о праве на образование. В  середине 1918 г. страна, разоренная войной, режимом царского и Временного правительств, не имела материальных средств для развертывания широкой работы по просвещению. Еще труднее было найти необходимое количество преподавательских кадров. В стране вообще был невысок процент интеллигенции, к тому же отнюдь не все старые преподаватели хотели сотрудничать с Советской властью.

Советская власть провела  полную перестройку школьного образования. Все учебные заведения были переданы в ведение государства, школа  отделена от церкви. Вводилось совместное обучение мальчиков и девочек. 23 декабря 1917 г. страна перешла на новое  русское правописание, облегчившее  усвоение грамоты. Большая работа стала  проводиться по ликвидации неграмотности  и политическому просвещению  взрослого населения. По всей стране возникли кружки ликвидации неграмотности, курсы, вечерние школы. Открывались  новые библиотеки, читальни.

Статья 19 Конституции РСФСР  предоставляла трудящимся право  защищать революцию с оружием  в руках. Закон подчеркивает, что  это не обычное, а почетное право. Подчеркивается и другой момент - право  носить оружие имеют только трудящиеся, нетрудовые элементы его лишены. Больше того, Конституция провозглашает "полное разоружение имущих классов" (пункт "ж" статья 3 глава 2 раздел 1).

Характерно, что ст. 19 говорит  не о мужчинах, а о трудящихся вообще. Она не лишает, следовательно, этого почетного права и женщин. На практике так и было. Многие женщины  наряду с мужчинами служили в  Красной Армии, некоторые отличились на фронтах гражданской войны.

Право носить оружие, как  и все другие права советских  граждан, не ограничивалось национальной принадлежностью. Трудящиеся всех народов  и наций в равной мере могли  участвовать в защите завоеваний революции. Красная Армия с самого начала была интернациональной.

Неотъемлемым правом трудящихся Конституция признавала право формировать  органы власти и управления и работать в этих органах, т.е. активное и пассивное  избирательное право. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 64

Конституция исходила также  из принципа равноправия полов, равноправия  женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно  проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины  с мужчиной подчеркивается в избирательном  праве, где оно имеет особое значение.

Конституция РСФСР не только закрепляет за трудящимися определенные права, но и возлагает на граждан  республики основные обязанности. Права  и обязанности граждан неразрывно связаны между собой.

Конституция фиксирует лишь важнейшие обязанности советских  граждан. Среди них надо, прежде всего, отметить всеобщую обязанность трудиться. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М: Зеркало, 2003. С. 70 Статья 18 Основного  Закона гласит: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан  Республики и провозглашает лозунг: "Не трудящийся да не ест!".

Другой важнейшей обязанностью советских граждан Конституция  признает защиту социалистического  отечества в целях всемерной  охраны завоеваний Великой Октябрьской  революции.

Закон подчеркивает, что  эта обязанность, как и обязанность  трудиться, возлагается на всех граждан  РСФСР, в том числе на нетрудовые элементы. Однако она должна выполняться  по-разному, в зависимости от классовой  принадлежности. Поскольку почетное право защищать революцию с оружием  в руках предоставляется только трудящимся, то нетрудовые элементы должны защищать родину путем отправления  иных военных обязанностей. Они использовались для формирования всякого рода нестроевых, военно-строительных и хозяйственных подразделений. Таким образом, ст. 19 Конституции вводила принцип всеобщей воинской повинности.

Основные обязанности  советских граждан не были лишь каким-то бременем для них. Эти обязанности  возлагались и осуществлялись в  интересах укрепления социалистического  общественного и государственного строя, в чем кровно был заинтересован  и каждый гражданин в отдельности. Они соответствовали тем самым  не только общественным, но и личным интересам граждан Советской  страны. Это одно из важнейших проявлений единства прав и обязанностей советских  граждан. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т. 1. М., 1961. С. 532-533

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Избирательное  право

Информация о работе Конституция РСФСР 1918