Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 07:24, контрольная работа
Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Правовые основания образования новых субъектов федерации в составе РФ.
Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Некоторые вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента Российской Федерации, в последнее время вызывают пристальное внимание. Прежде чем давать свои комментарии, напомним, что Президент РФ избирается на 4 года.
Согласно ч.1 ст. 92 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция), он приступает к исполнению соответствующих полномочий с момента принесения им присяги и по истечении срока его пребывания в должности прекращает их исполнение с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
В
соответствии со ст.91 Конституции Президент
Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
Это означает, что никто не может
применить в отношении
Конституция
регламентирует различные ситуации,
связанные с пребыванием
Итак, ст. 92 предполагает три законных способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ:
- отставка; - стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; - отрешение от должности.
2
Отставка
Это добровольный уход с поста с подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности. Устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку Президента РФ и принятие Председателем Правительства РФ на себя обязанностей Президента должны иметь бесповоротный характер: Президент не может после принятия указанного решения объявить, что он передумал, и отозвать свое заявление об отставке.
Правда, возникает практический вопрос: переходят ли в рассматриваемом случае обязанности Президента РФ к Председателю Правительства РФ автоматически, или же Председатель Правительства РФ должен официально объявить о начале их исполнения? Во избежание недоразумений на этот счет Конституционному Суду РФ следовало бы дать толкование ст.92 Конституции. Его суть могла бы быть выражена в следующих положениях: поскольку Конституция говорит лишь об отставке Президента РФ и не предусматривает, что кто-то должен эту отставку принять, принятие Председателем Правительства РФ полномочий Президента инициируется фактом официального объявления Президентом о своей отставке. Последний должен сделать это, полагаем, в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет об этом в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т.п. Причем отставка непременно должна последовать в день объявления о ней, т.е. следует исключить возможность такой ситуации, когда Президент объявляет заранее о том, что через неделю, месяц и т.п. он уходит со своего поста. Как раз в этом случае он может заявить, что передумал и отзывает свое заявление.
С
объявленного момента (дня и часа)
Председатель Правительства РФ считается
автоматически приступившим к исполнению
обязанностей Президента РФ. Председателю
Правительства РФ, в свою очередь,
надо незамедлительно сделать
В
последнее время отдельные
Президент отправил в отставку кабинеты В.С. Черномырдина и С.В. Кириенко). Поэтому, считают некоторые депутаты, нельзя исключать и отставки Президента по решению, например, Федерального Собрания.
Однако проводимые параллели не совсем убедительны. Дело в том, что Правительство РФ, согласно действующей Конституции, полностью зависит только от Президента РФ, его можно с полным основанием назвать Правительством Президента. Перед вновь избранным главой государства Правительство РФ тут же слагает свои полномочия (ст. 116 Конституции). И новый Президент формирует "свое" Правительство. Лишь относительно кандидатуры Председателя Правительства он должен получить согласие Государственной Думы, всех остальных членов Правительства Президент назначает единолично (хотя и по представлению Председателя Правительства). Правительство РФ действует на основе не только Конституции и федеральных законов, но и указов Президента РФ. Последний вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие не только Конституции и федеральным законам, но и своим указам.
Президент же - такова модель его конституционного статуса в России - ни перед кем не несет ответственности за свою текущую деятельность. Парламент ставит под сомнение поступки Президента лишь в случае совершения им особо тяжких преступлений (ст. 93 Конституции). Подробнее об этом см. далее. Конечно, палаты могут дать оценку любым решениям Президента, не поддержать их и даже осудить. Кстати, порой они это делают. Но с точки зрения влияния на пребывание Президента на своем посту такие выступления - это, право же, лишь "сотрясение воздуха".
Немаловажно
и то, что сторонники отставки Президента
по решению Федерального Собрания не
уточняют, какой в данном случае
нужно применить процессуальный
механизм. А эта сторона дела в
подобной ситуации исключительно важна.
Федеральное Собрание составляют две
палаты: Государственная Дума и Совет
Федерации. Совместно заседать они
не имеют права - это запрещает
ст. 100 Конституции. Поэтому законы принимаются
парламентом в два этапа: сначала
рассматриваются в
4
Но надо ли кому-то принимать отставку Президента? Вопрос этот возникает в связи с тем, что, например, согласно ч.1 ст. 117 Конституции, Правительство РФ может подать в отставку, "которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Не следует ли такое же правило записать в отношении Президента?
Прежде всего отметим, что Президенту Конституция дает выбор принять или отклонить просьбу Правительства об отставке, поскольку Правительство РФ, как было сказано, является Правительством Президента РФ. Президент же никому не подотчетен, поэтому говорить о том, что кто-то должен принимать или, тем более, отклонять отставку Президента, нет никаких оснований. В этом нет необходимости и с формальной точки зрения, т.е. даже для простой констатации окончания полномочий уходящего в отставку Президента. Как указывалось, самого заявления Президента РФ достаточно, если это детализировать юридически.
Не забудем и о процессуальной стороне: если допустить, что кто-то должен принять отставку Президента, то какому органу это поручить? Возложить миссию на две палаты парламента нельзя, поскольку заседать сообща они не вправе. Опасно поручать это одной Государственной Думе возможно, она по каким-либо причинам не сможет собраться на заседание или не будет кворума. Не исключено, что Государственная Дума будет распущена Президентом по основаниям, предусмотренным Конституцией, а он в это время решит подать в отставку. Уполномочивать Совет Федерации тем более не стоит, учитывая, что палата лишь периодически собирается в Москве. К тому же неясно, как оформлять принятие отставки Президента. Ведь для вынесения постановления требуется большинство от общего числа членов соответствующей палаты. А если такого большинства не будет, отставку считать не принятой?
Чтобы избежать перечисленных проблем, лучше вообще отказаться от принятия кем-либо отставки Президента и взять за основу предложенный в начале механизм: с момента объявления отставки самим Президентом его полномочия автоматически считать досрочно прекращенными. Либо возложить миссию принятия отставки Президента на Конституционный Суд РФ, да и то лишь для констатации: поскольку заявление об отставке подано, вступают в действие все юридические процессуальные механизмы, связанные с передачей исполнения обязанностей Президента Председателю Правительства РФ.
5
Состояние здоровья
Вопрос о возможности досрочного прекращения полномочий Президента по состоянию здоровья (в связи с операциями на сердце, болезнями и недомоганиями Б.Н. Ельцина) в последнее время обсуждается особенно активно. Желая хорошего здоровья Б.Н. Ельцину как человеку, приходится говорить о некоторых юридических аспектах проблемы, касающейся Президента государства.
Рассмотрим две возможные ситуации.
1. Президент в ясном уме, но он чувствует себя больным и поэтому сам
объявляет о том, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. Для этого случая подходит начальная формула ч. 2 ст. 92 - Президент "прекращает исполнение полномочий досрочно" в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Данный вариант это, по сути, та же отставка, лишь с указанием конкретного основания.
2.
Состояние здоровья Президента
таково, что требуется специальное
авторитетное медицинское
Возможно,
затронуть эти вопросы
Итак,
речь идет о ситуации, когда, в отличие
от отставки, личная воля Президента объективно
не может быть решающим фактором. В
этом случае на основании письменного
медицинского заключения Председатель
Правительства объявляет о
6
Первый вариант. Медицинская комиссия констатирует, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам. Тогда Председатель Правительства, сделав специальное объявление, приступает к исполнению обязанностей Президента - думается, с того момента, когда ему стало известно содержание заключения медицинской комиссии. И со дня этого объявления начинается отсчет 3 месяцев, отведенных Конституцией для подготовки новых выборов. Напомним, что федеральный закон о такой государственной медицинской комиссии давно подготовлен и даже рассматривался Государственной Думой, однако он застрял в законодательных дебрях.
Второй
вариант. Президент болен и не
может исполнять свои обязанности.
Но есть надежда на то, что это
временное состояние. Когда лечение
восстановит его силы, он опять
будет в состоянии вести
У Президента иное положение. Его замещение Председателем Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь на отдыхе, Президент продолжает оставаться "при исполнении". Поэтому формулировка ч. 3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. При их наступлении все зависит от сложившихся обстоятельств.
Когда Президенту Б.Н. Ельцину предстояла несложная операция по исправлению перегородки носа, заявления о переложении обязанностей на Председателя Правительства не последовало. Однако когда предстояло делать операцию на сердце, Президент издал несколько указов относительно порядка временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства.
Прежде всего, Президент определил общие условия временного исполнения обязанностей. 19 сентября 1996 г. был принят Указ "О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации". В нем говорится: в связи с предстоящей в 1996 г.
7
Президенту РФ хирургической операцией, в целях обеспечения условий непрерывного осуществления государственной власти и в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции РФ установить, что "временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации в период, определяемый в соответствии с отдельными указами Президента Российской Федерации в связи с проведением хирургической операции Президенту Российской Федерации, осуществляется Председателем Правительства Российской Федерации Черномырдиным В.С. в полном объеме, включая полномочия по контролю за стратегическими ядерными силами и таким ядерным оружием, для чего ему будут переданы соответствующие технические средства ("ядерная кнопка")". Далее устанавливается, что Председатель Правительства приступает к временному исполнению обязанностей Президента РФ "с момента, определяемого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о возложении на Председателя Правительства Российской Федерации временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации". Обеспечение деятельности временно исполняющего обязанности Президента РФ осуществляется в установленном порядке Администрацией Президента РФ. Наконец, обозначено, что данный Указ вступает в силу со дня его опубликования и действует "до момента подписания Президентом Российской Федерации указа о прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации".
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Конституционное право"