Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 07:24, контрольная работа
Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Правовые основания образования новых субъектов федерации в составе РФ.
Следовательно,
у Совета Федерации обязательно
должно быть заключение Верховного Суда.
И не случайно в Регламенте указано,
что постановление
Теперь
с новыми правилами Регламента Государственной
Думы надо согласовать дальнейшие шаги
соответствующих органов и
Во-первых, если Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения, доводит его до сведения Верховного Суда и предлагает ему дать заключение, возникает вопрос: будет ли Верховный Суд давать заключение по просьбе одного органа и направлять его в другой орган? Вопрос этот не риторический: согласно ст. 172 Регламента Совета Федерации, данная палата начинает рассмотрение обвинения против Президента по получении из Государственной Думы постановления о выдвижении обвинения и заключения Верховного Суда РФ. Конечно, норма исходит из прежнего Регламента Государственной Думы, согласно которому именно Государственная Дума запрашивала заключение Верховного Суда и препровождала его вместе со своим постановлением в Совет Федерации. Сейчас было бы логично установить, что Верховный Суд наряду с постановлением Государственной Думы получает и запрос от Совета Федерации, которому и представляет свое заключение. Это следует отразить в Регламенте Совета Федерации.
Во-вторых,
согласно своему Регламенту, Совет
Федерации направляет в Конституционный
Суд РФ запрос о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения. Есть
ли в этом необходимость, если Государственная
Дума направляет Конституционному Суду
свое постановление о возбуждении
обвинения "для дачи заключения"?
Полагаем, что данная норма Регламента
Совета Федерации нужна, и направление
постановления Государственной
Думы в Конституционный Суд не
исключает направления ему
Вопрос о сроках, отводимых на подготовку заключений обоих судов, определяется ст. 109 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.).
14
Запрос относительно
Согласно
Регламенту Совета Федерации, на его
заседании рассмотрение вопроса
начинается с сообщения Председателя
Государственной Думы об основаниях
выдвижения обвинения против Президента,
затем слово предоставляется
Председателю Конституционного Суда и
Председателю Верховного Суда для оглашения
заключения этих органов, затем заслушивается
заключение Комитета Совета Федерации
по конституционному законодательству
и судебно-правовым вопросам. На заседание
Совета Федерации приглашается Президент.
Ему или его представителю
может быть предоставлено слово
по их желанию. Решение Совета Федерации
об отрешении Президента от должности
принимается двумя третями
С
момента объявления решения Совета
Федерации об отрешении от должности
Президента исполнение обязанностей Президента
переходит к Председателю Правительства
РФ. Думается, при этом не будет лишним
заявление Председателя Правительства
о том, что он приступил к исполнению
обязанностей для общественного
спокойствия и нормального хода
государственных дел.
Завершая рассмотрение проблемы, обратим внимание на некоторые обстоятельства, которые требуют точного толкования. Так, в ч. 2 ст. 92 Конституции говорится не о досрочном прекращении полномочий, а о досрочном прекращении исполнения полномочий. Тождественны ли по смыслу данные формулировки? Думается, это не столь принципиально, если Президент окончательно расстается с должностью. Но все же надо уточнить: в этом случае с прекращением исполнения полномочий лицо утрачивает статус Президента. Следовательно, оно более не имеет президентской неприкосновенности, гарантируемой ст. 91 Конституции, не вправе также претендовать на особое положение до вступления в должность нового Президента. Иное дело в случае временного исполнения обязанностей Президента Председателем Правительства согласно ч. 3 ст. 92 Конституции, когда речь идет не о досрочном прекращении исполнения полномочий, а только о краткосрочном замещении Президента.
Также не совсем понятна формулировка ч. 2 ст. 92: "Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий (выделено мной. - С.А) досрочно...". Эта фраза явно двусмысленна. Выходит, что во всех трех случаях (отставка, болезнь, отрешение) Президент сам прекращает свои полномочия. Между тем, очевидно, что это решение принимается только им самим лишь в случае отставки. В случае болезни - как показано ранее - инициатива может исходить как от Президента, так и со стороны (с учетом состояния здоровья). А при отрешении от должности, как инициатива постановки вопроса, так и его решение, исходят со стороны. Таким образом, это достаточно существенный фактор, и при его различной трактовке возможны неожиданные повороты. Например, в ст.167 Регламента Совета Федерации (именно эта палата, согласно Конституции, назначает выборы нового Президента) сказано, что основанием для рассмотрения палатой вопроса о назначении выборов могут быть истечение срока пребывания Президента в должности, а также досрочное прекращение Президентом (выделено мной. - С.А.) исполнения своих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. Не будет ли Совет Федерации при любом варианте требовать и какого-то письменного подтверждения от Президента?
Еще один существенный вопрос: как на деле выполнить решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности? Представим, например, что Президент считает решение Совета Федерации принятым с нарушением правовых процедур. Он откажется его признать и оспорит постановление Совета Федерации (как ненормативный акт) в Верховный Суд РФ. Ждать ли решения Верховного Суда или же постановление Совета Федерации надлежит немедленно исполнять? Думается, следует определить срок для обращения Президента в Верховный Суд РФ. При обращении в Верховный Суд Президент сохраняет свои полномочия до вынесения решения этим органом. 16
Следует
определить срок, в течение которого
Верховный Суд РФ обязан рассмотреть
данный вопрос. Необходимо предотвратить
ситуацию, когда постановление Совета
Федерации об отрешении выполнено,
президентские обязанности
Кроме того, на практике возникнут некоторые вопросы даже при нормальном ходе выполнения постановления Совета Федерации: как реально передать исполняющему обязанности Президента "ядерную кнопку", резиденцию, дела и т.д. Все они также требуют нормативно-правовой регламентации.
Не
будем исключать такой вариант
развития событий, при котором Президент
может проигнорировать решение
Совета Федерации об отрешении его
должности и отказаться добровольно
передать власть Председателю Правительства.
На этот случай следует четко обозначить
правовой нормой, что с момента
истечения срока подачи заявления
в Верховный Суд
Наконец,
нуждается в разъяснения
Но вот развернутого ответа на вопрос, чего нельзя делать временно исполняющему обязанности Президента, ч.3 ст. 92 не дает. Согласно указанной норме, Председатель Правительства во время исполнения обязанностей не имеет лишь права распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Но это лишь небольшая часть возможностей Президента.
Значит ли это, что Председатель Правительства может воспользоваться всеми остальными? Не внес ясности в данный вопрос, а лишь усложнил его упоминавшийся Указ от 19 сентября 1996 г. "О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации", в котором сказано, что временное исполнение обязанностей осуществляется Председателем Правительства "в полном объеме".
17
Или
он действительно вправе, например,
утвердить новую военную
Думается, что в случае замещения Президента на время его болезни Председатель Правительства должен лишь заниматься текущими делами, решать самые неотложные вопросы, а все остальные, особенно требующие принятия нормативных актов, оставить до выздоровления Президента. Не случайно, передав В.С. Черномырдину исполнение президентских полномочий фактически на 23 часа, Президент РФ Б.Н. Ельцин в Указе от 6 ноября 1996 г. о прекращении временного исполнения обязанностей предписал Председателю Правительства (п. 2) "в трехдневный срок доложить о решениях, принятых им в период временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации". Трудно представить, как развивалась бы ситуация в случае более длительного исполнения обязанностей и принятия нормативных актов исполняющим обязанности Президента. Но ясно, что Президент вправе после выздоровления принять принципиальное решение по каждому документу, появившемуся в данный период.
В
случае прекращения полномочий Президента
на период до избрания нового Президента
также целесообразно
18
Правовые основания образования новых субъектов федерации в составе РФ
РФ
Проблемы федеративного устройства
Российского государства
Новая
конституционная материя дает все
необходимые предпосылки для
правового разрешения вопросов, связанных
с национально-территориальными формами
построения российской государственности.
В Конституции РФ заложены основные принципы,
гарантирующие суверенитет государства
и незыблемость его границ, единство основ
конституционного строя в каждом регионе,
открытый режим внутренних границ в Российской
Федерации как разграничительных административных,
а не государственных или экономических
линий между территориями, верховенство
федерального законодательства, неправомерность
односторонних действий по изменению
статуса субъектов федерации и т.д.. [7]
Реализация названных принципов осуществляется
в процессе обеспечения действия важнейших
конституционных институтов, получивших
новое воплощение и отразивших содержание
основных начал национально и административно-
Первый
из названных институтов характеризует
процесс высшего правового
Правда,
конституционное закрепление
19
Прежде всего при всем значении принципа федерализма как основы конституционного строя Российской федерации (ст. 5 Конституции) вызывает сомнение неадекватность правового содержания данной нормы самому характеру основ конституционного строя и помещение ее в официальном (окончательном) варианте в гл. 1 Конституции. Так, в содержание ст. 5 включены: полный перечень видов субъектов Российской Федерации с указанием важнейших критериев их правосубъектности; конкретизация основ государственного устройства Российской Федерации (практически целостное закрепление се федеративного статуса) ; характер взаимоотношений федеральной власти со всеми субъектами федеративной России. Помимо констатации несоответствия столь подробного отражения в данной норме проблем федерализма самому понятию основ конституционного строя следует указать и на дублирование ее содержания в гл. III Конституции о федеративном устройстве России.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Конституционное право"