Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 07:24, контрольная работа
Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Правовые основания образования новых субъектов федерации в составе РФ.
Необходимо
отметить также, что при согласовании
окончательного варианта проекта Конституции
выдвигались обоснованные предложения
о приведении ст. 5 в соответствие
с характером основ конституционного
строя. На заседаниях Комиссии по доработке
проекта и общественной палаты Конституционного
совещания предлагалось ограничить
текст данной статьи указанием на
равноправие субъектов
Второе
принципиальное положение, воплощенное
в новой Конституции, касается закрепления
самого понятия субъекта федерации.
Если ранее раскрытие этого понятия
ограничивалось доктринальным истолкованием[9]
В Конституции не только закрепляется система всех видов субъектов федерации (ст. 5) , но и приводится конкретный перечень субъектов (в количестве 89) , находящихся в составе России (ст. 65) . Несмотря на единство основания вхождения в Российскую федерацию (все они «находятся» в ее составе, а не «образуют» саму федерацию) , Конституция предусматривает 6 видов субъектов, закрепляя их с помощью отдельных абзацев (частей) ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ.
20
Анализируя их юридическую
Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов. Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные — государственного образования) , с другой — на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.
Совмещение
указанных оснований позволяет
к национально-государственному типу
отнести республики в составе
РФ (государства в собственном
смысле) и оба вида автономных единиц
— автономную область и автономный
округ (национально-государственные
образования) , к территориально-
Именно придание государственного характера всем указанным типам позволяет сделать шаг к унификации статуса субъекта федерации, что, в свою очередь, служит преодолению несимметричности самой федерации.
Разумеется, асимметрия в построении и статусе субъектов не служит каким-то показателем «некачественности» или ущербности Российской Федерации ввиду весьма серьезной специфики ее государственного устройства.
21
Однако
при прочих равных условиях конституционные
возможности выравнивания государственного
уровня субъектов (при сохранении всех
иных особенностей) не должны быть упущены
в ходе эволюционного процесса развития.
Квалификация всех субъектов в качестве
государственных образований
Вместе
с тем официальное признание
равноправия не сопровождается пока
еще достаточными теоретическими проработками
статуса субъектов Российской Федерации
в их новом конституционном
Правда,
как уже отмечалось, новая Конституция
не провозглашает, так сказать, «плоской»
федерации с одномерными
Данное положение, высказанное еще на основе проекта Конституции, не только внутренне противоречиво, но не учитывает того обстоятельства, что новая Конституция «снизила» статус республик в составе РФ, не закрепив за ними качеств суверенного государства.
Отказ от конституционного закрепления суверенитета республик составляет одну из важных гарантий государственной целостности России, потому что он совершенно естественно сопряжено тем, что не предусматривает и права выхода республик (как и иных субъектов) из состава Российской Федерации. Подобная юридическая нерасторжимость есть главная черта федерации в ее классическом виде, предполагающая конституционную, а не договорную основу ее образования. Но, в свою очередь, правосубъектность членов такой федерации не может претендовать на всю совокупность институтов классического государства. Отсюда вытекает несуверенность субъектов федерации, что соответствует теории Г. Еллинека и отвечает мировой практике федерализма.
Иногда
применительно к отечественному
опыту (Союза ССР и Российской
Федерации) считается возможным
воссоздание указанных
Подобный
подход с большей или меньшей
степенью достоверности мог быть
применен для объяснения реализации
суверенитета союзных республик
в составе СССР, 110 не соответствует
новой формуле устройства России
как конституционной федерации.
Договор в ней может
Именно
отрицательный характер таких показателей,
свидетельствующих о
Нельзя не отметить, что из порядка осуществления данного принципа явно «выпадают» действия некоторых субъектов Российской Федерации (Чеченской Республики, Татарстана) , стремящихся к утверждению своего суверенного статуса как на договорной, так и на фактической, внедоговорной (отказ от подписания Федеративного договора) основах. Отсутствие концепции государственной политики России по урегулированию конституционных межнациональных конфликтов побудило, например, федеральные власти пойти на заключение двустороннего договора Российской Федерации со своим субъектом — Республикой Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. Сам по себе правомерный акт по своему содержанию создал отчетливо видимый прецедент нарушения компромисса России со всеми субъектами федерации, достигнутого в силу федеративного договора, и восстановления суверенной атрибутики одного из таких субъектов. При этом ряд положений договора: об участии республики в международных отношениях, самостоятельности внешнеэкономической деятельности, создании своего Национального банка, решении вопросов республиканского гражданства, права опротестования законов Российской Федерации и др., — прямо нарушает российскую Конституцию, либо не соответствует ее положениям. Уже при подписании такого договора проявился его коллизионный характер в отношении федеральной Конституции и стала очевидной необходимость применения именно ее (а не этого договора) нормативных установок в силу действия ч. IV п. 1 разд. II о заключительных и переходных положениях Конституции РФ. Это соответствовало бы принципу ее прямого действия и верховенства на всей территории России (ст. 4,15) . Подобный договор заключен и с Башкортостаном.
С вопросом о государственном характере субъектов связана важная конституционная проблема соотношения в федеративном устройстве России национального и территориального моментов. Учитывая опыт существования и распада общесоюзной федерации, построенной по национальному принципу, следует признать несостоятельность столь ограниченного понимания ее учреждения, приведшего к огосударствлению национальной (этнической) структуры населения, т.е. разделению людей на национальные общности с «присвоением» некоторым из них статуса соответствующих государственно-правовых форм организации.
24
Как уже отмечалось, в условиях Российской Федерации право на самоопределение должно быть «отделено» от национального его носителя и переориентировано на равноправие и самоопределение народов в составе России, что равносильно отказу от национальной (этнической) государственности как единственной основы федеративного устройства. Ввиду закрепления в Конституции приоритета прав человека перед правами любой общности такой основой становится именно принцип безусловного соблюдения прав человека безотносительно к его национальной принадлежности, но в связи с проживанием на соответствующей территории, что и выдвигает право каждого народа (как территориальной общности всех граждан) на самоопределение по главу угла построения федеративного государства[17].
Известно,
что практически все устойчивые
федерации в мире базируются на территориальном
принципе, чем обеспечивается их стабильность,
проистекающая из признания, так
сказать, «территориального корня»
[18] в качестве важнейшего момента
федеративной организации государства.
Справедливости ради надо отметить, что
это обстоятельство неоднократно признавалось
марксизмом, и только догматический
подход к его изучению не позволял
выйти за рамки традиционного
представления, согласно которому именно
национальный вопрос рассматривался в
качестве особых, исключительных условий
федеративной организации. Между тем
признание федерации «
Восстановление
значения территориальных форм государственности
и свете действующей
Представление
о том, что последняя и является специальной
формой национальной государственности
для русских[21], в силу чего они не нуждаются
в организации для них какой-либо особой
(например, автономной) единицы — всего
лишь миф. Русский народ, имеющий интеграционный
статус в составе многонационального
государства, играющий роль объединительного
фактора для государственности множества
народов сам был лишен хотя бы минимальной
степени институционализации на уровне
федерального представительства. На местах
же государственно-правовыми формами
его организации были даже не автономные,
а административно-
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Конституционное право"