Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 07:24, контрольная работа
Основания досрочного прекращения полномочий Президента РФ.
Правовые основания образования новых субъектов федерации в составе РФ.
Как
следует из содержания Указа от 19
сентября 1997 г., Президент исходит
из того, что он сам решает, наступил
ли момент временного исполнения обязанностей
согласно ч. 3 ст. 92. Ведь Председатель Правительства
осуществляет временное исполнение
президентских обязанностей "в
период, определяемый в соответствии
с отдельными указами Президента",
который заканчивается с
Все так и произошло. Указом от 5 ноября 1996 г. "О возложении на Председателя Правительства Российской Федерации Черномырдина В.С. временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации" в соответствии с Указом от 19 сентября 1996 г. Председателю Правительства было поручено временное исполнение обязанностей Президента с 7 часов 00 минут 5 ноября 1996 г. Придя в себя после операции, т.е. будучи в сознании, хотя и оставаясь физически весьма ослабленным, Президент тем не менее тут же принял на себя президентские функции. 6 ноября 1996 г. им был издан Указ "О прекращении временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации".
В нем говорилось, что указанное исполнение прекращается с 6 часов 00 минут 6 ноября 1996 г. 7
Показательно, что в соответствии с последним Указом были признаны утратившими силу Указы и от 5 ноября, и даже от 19 сентября 1996 г. Тем самым было подчеркнуто: речь шла о разовых документах, никакой общей нормативной базы для решения данного вопроса не создается, а если в будущем что-то подобное повторится, потребуются новые указы Президента.
Итак, логика действий Президента в период проведения ему операции на сердце в ноябре 1996 г. подтверждает, что, по его мнению, лишь ему принадлежит право определять, в состоянии ли он заниматься государственными делами.
Безусловно, было бы трудно отрицать такое право Президента. Замещая его, Председатель Правительства опирается на Конституцию и на соответствующий указ Президента. Отсчета трехмесячного срока, предусмотренного ч. 2 ст. 92 Конституции, в данном случае не производится.
Однако следует предвидеть и третий вариант: ситуация со здоровьем изменится к худшему, и Президент будет не в состоянии подписать указ о прекращении временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства. Тогда потребуется заключение специальной медицинской комиссии, о котором говорилось ранее, т.е. будет рассматриваться вариант досрочного прекращения исполнения полномочий Президента в силу стойкой неспособности их осуществлять по состоянию здоровья (ч. 2 ст. 92 Конституции).
Таким образом, когда речь идет о состоянии здоровья, все зависит от фактических обстоятельств.
Отрешение от должности
При
введении поста Президента РСФСР
в 1991 г. в Конституции
Действующая
Конституция РФ устанавливает такие
основания для постановки вопроса
об отрешении, при которых оно
практически невозможно. Президент
РФ, согласно ст. 93 Конституции, может
быть отрешен от должности Советом
Федерации только на основании выдвинутого
Государственной Думой
Хотя
такие нормы навеяны опытом конституционного
регулирования некоторых
Кроме того, формулировка ст. 93, толкуемая
буквально, вызывает удивление
- получается, что лицо, занимающее
пост Президента РФ и
Процедура отрешения такова. Предложение о выдвижении обвинения, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции, может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы (а их, как известно, 450). В соответствии со ст. 176 Регламента Государственной Думы 1998 г., такое предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного ст. 93 Конституции, которое вменяется в вину Президенту. Прежний Регламент (1994 г.) требовал также представить обоснование его причастности к этому преступлению, действующий акт этого условия не содержит.
В
настоящее время обвинение
Специальная
комиссия избирается Государственной
Думой в составе председателя,
заместителя председателя и 13 членов
комиссии (прежний Регламент требовал
10-12 депутатов). Председателя комиссии
Государственная Дума избирает путем
открытого голосования
9
Действующий
Регламент говорит о
Постановлением от 19 июня 1998 г. Государственная Дума утвердила также Положение о Специальной комиссии. Расшифровывая задачи комиссии, первоначально определенные в Конституции и Регламенте палаты, Положение называет следующие:
а) проверка соблюдения кворума, необходимого для выдвижения обвинения, правильности подсчета голосов, а также соблюдения других процедурных правил, установленных Регламентом, до принятия Думой решения о выдвижении обвинения;
б) заслушивание на своих заседаниях лиц, которые могут сообщить о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения;
в) ознакомление с документами, свидетельствующими о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения;
г) заслушивание представителя Президента РФ;
д) представление Государственной Думе заключения о соблюдении процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, выдвинутого против Президента РФ.
10
Комиссия, согласно Положению, имеет право:
а)
запрашивать по вопросам своего ведения
документы и материалы у
б) создавать для подготовки отдельных вопросов рабочие группы из числа членов комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей органов государственной власти РФ, субъектов РФ, иных организаций;
в) приглашать на свои заседания лиц, занимающих государственные должности в РФ и субъектах РФ, других должностных и иных лиц;
г) проводить свои заседания совместно с представителями комитетов и комиссий Думы;
д) направлять материалы о своей работе в органы государственной власти РФ и субъектов РФ, иные организации, публиковать указанные материалы в СМИ;
е) привлекать к работе комиссии экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других структурных подразделений Аппарата Государственной Думы;
ж) принимать решения о проведении независимой экспертизы имеющихся в распоряжении комиссии фактов и документов.
Основной формой работы комиссии являются ее заседания. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов от числа членов комиссии, участвующих в голосовании.
Комиссия проверяет выдвинутые против Президента РФ обвинения по следующим пяти позициям:
1.
Подписание им Беловежского
11
2.
Принятие Президентом Указа от
21 сентября 1993 г. о досрочном прекращении
деятельности Съезда народных
депутатов РФ и Верховного
Совета РФ прямо противоречило
действовавшей тогда
3.
Президент ответствен за
4.
Как Верховный
5.
Президент обвиняется в
Комиссия готовит заключение о наличии фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, и о соблюдении процедуры выдвижения такого обвинения. Заключение принимается большинством голосов членов комиссии.
Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение Специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. По решению палаты то заседание может быть объявлено закрытым (ст. 179 Регламента).
С докладом о предложении выдвинуть обвинение выступает депутат Государственной Думы, уполномоченный депутатами палаты, внесшими это предложение; содоклад делает председатель Специальной комиссии.
В обсуждении предложения о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности принимают участие депутаты Государственной Думы, а также приглашенные для этого эксперты и другие лица. Преимущественное право выступить имеют представители фракций и депутатских групп.
12
Полномочному представителю Президента РФ в Государственной Думе и полномочному представителю Правительства РФ в Государственной Думе слово предоставляется вне очереди.
После
прекращения обсуждения представителям
фракций и депутатских групп
предоставляется слово для
По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении против Президента РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ для дачи заключений.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в Регламенте 1998 г. существенно изменена процедура выдвижения обвинения против Президента. Согласно прежней редакции Регламента, предложение о выдвижении обвинения Государственная Дума направляет на заключение не только в Специальную комиссию - для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения, но и в Верховный Суд РФ - для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков состава преступления. Соответственно, после заслушивания доклада уполномоченного от группы, выдвинувшей обвинение, и содоклада Специальной комиссии предусматривалось заслушивание заключения Верховного Суда РФ. Теперь же Государственная Дума обсуждает рассматриваемый вопрос, не обращаясь в Верховный Суд. Юридическое основание такого изменения Регламента в ч. 2 ст.93 Конституции, где говорится о том, что решение Государственной Думы о выдвижения обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения Специальной комиссии, образованной Государственной Думой. О том, что Государственная Дума перед принятием своего решения должна получить заключение Верховного Суда РФ, не сказано. Правда, иметь заключение этого органа требует ч. 1 ст. 93 Конституции: Совет Федерации отрешает Президента от должности только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка обвинения. 13
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Конституционное право"