Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:59, контрольная работа
Политический режим обладает способностью эволюционировать вследствие распада или преобразования: демократия может трансформироваться в авторитаризм или тоталитаризм, поставторитаризм – в демократию. Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в четыре основные теоретические модели – демократического, авторитарного, либерального и тоталитарного политических режимов.
ЗАДАНИЕ
Анализ такой характеристики государства, как политический режим. Примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Изменения политического режима в России. Каким образом, политический режим закреплен в современном российском законодательстве ……3
ЗАДАНИЕ
Научно-теоретическая характеристика системы российского права. Место публичного и частного права. Примеры публично-правовых и частноправовых правоотношений. Примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер…………………………………………………………………………………12
ЗАДАНИЕ
Понятие, признаки, способы, виды толкования права. Роль и значение в российской системе права таких актов, как решения Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений и решений пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, актов конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации………………………………………………………………………………17
ЗАДАНИЕ
Примеры видов санкций правовых норм, используя 4–5 критериев их
классификации………………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Уральская государственная юридическая академия»
Заочный факультет
Кафедра государства и права
Контрольная работа
По дисциплине: «Теория государства и права».
Вариант № 3
Екатеринбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Анализ такой характеристики государства, как политический режим. Примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Изменения политического режима в России. Каким образом, политический режим закреплен в современном российском законодательстве ……3
Научно-теоретическая характеристика
системы российского права. Место публичного
и частного права. Примеры публично-правовых
и частноправовых правоотношений. Примеры
институтов права, которые носят межотраслевой
характер…………………………………………………………
Понятие, признаки, способы, виды толкования
права. Роль и значение в российской системе
права таких актов, как решения Европейского
Суда по правам человека, Конституционного
Суда Российской Федерации, постановлений
и решений пленумов Верховного и Высшего
Арбитражного судов Российской Федерации,
актов конституционных и уставных судов
субъектов Российской Федерации………………………………………………………
Примеры видов санкций правовых норм, используя 4–5 критериев их
классификации……………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24
1.ЗАДАНИЕ
Анализ такой характеристики государства, как политический режим. Примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Изменения политического режима в России. Каким образом, политический режим закреплен в современном российском законодательстве
Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны в определённый период.¹
Существует множество критериев, на основании которых строится типология политических режимов. Одной из наиболее широко распространенных, простых, но в то же время достаточно глубоких классификаций является деление политических режимов на тоталитарные, авторитарные, демократические и либеральные, построенное на анализе характера и способов взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Данная классификация отражает идеальные, т.е. теоретически выделенные типы политических режимов. В реальности ни один из них не существует. И все же тоталитаризм, авторитаризм, демократия и анархия в той или иной форме и в различной степени приближения к нормативу широко представлены в истории человечества и в современном мире.
Политический режим обладает способностью эволюционировать вследствие распада или преобразования: демократия может трансформироваться в авторитаризм или тоталитаризм, поставторитаризм – в демократию.
Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в четыре основные теоретические модели – демократического, авторитарного, либерального и тоталитарного политических режимов.
¹ Каменская Е. Н. Политология: Учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – С. 89
3
Демократический политический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, «народовластие». Историческим примером осуществления такой формы можно назвать античные полисные демократии. В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей.
В демократическом обществе широко практикуются и прямая и плебисцитная формы. Особенно это касается уровня местного самоуправления, а также решения вопросов ценностного характера (например: референдум в Италии в 1973 году по вопросу о праве на развод, дискуссии в ряде стран об абортах и т.п.).
Современную демократию
обычно характеризуют как
Тоталитарные
политические режимы возникли в ХХ
веке, хотя тоталитарные идеи содержались
в большинстве утопических
Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того, как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.²
¹ Политология:
Учебное пособие для вузов/
² Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М. : 2005, С. 134
4
В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.
Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.¹
Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.²
Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).
¹ Буренко В. И. Шпаргалка по политологии: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2006, С. 33
² Бутенко А.П., Миронов А.В. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально-политический журнал. - 2004. - №2, С. 10
5
Авторитарный политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.
В последние
десятилетия интерес к
Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим.
Новые тенденции в развитии
цивилизации, стремление человека уйти
от экологических, ядерных и иных
катастроф порождают новые
¹ Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М. : 2005, С. 145
² Каменская Е. Н. Политология: Учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006, С. 177
6
Далее мы рассмотрим перечисленные виды политических режимов применительно к развитию Российского государства. Проанализируем согласно этим признаком, каким образом развивались и изменялись политические режимы в России. До 1917 г. в нашей стране господствовала монархия, здесь же мы будем рассматривать трансформацию политических режимов постмонархической России.
Временное правительство, где доминировали либералы, а позднее вошли меньшевики и эсеры, не решалось взять на себя ответственность ни за наделение крестьян землей, ни за окончание войны, ни за созыв Учредительного собрания. Ни Государственное совещание, ни Демократическое совещание, ни Предпарламент, которые созывал А.Ф. Керенский, не могли заменить Учредительное собрание. Несмотря на то, что Временное правительство в качестве истока имело комитет Государственной думы, оно не обладало настоящей легитимностью. Кроме того, длительная зависимость от советов рабочих депутатов изначально заложила в массах недоверие к нему как псевдолегитимному непостоянному органу власти.
Февральское низвержение Николая II означало конец всей системы самодержавия,которая была на протяжении всей тысячелетней истории Руси-России стержневой цивилизационной основой нации. Существовала достаточно реальная опасность установления всеобщей анархии и бунта всех против всех. В этих условиях было совершенно недостаточно наличия каких-то радикальных партий и решительных лидеров, чтобы спасти страну от хаоса и беспредела. ¹
Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»