Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Политический режим обладает способностью эволюционировать вследствие распада или преобразования: демократия может трансформироваться в авторитаризм или тоталитаризм, поставторитаризм – в демократию. Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в четыре основные теоретические модели – демократического, авторитарного, либерального и тоталитарного политических режимов.

Содержание работы

ЗАДАНИЕ
Анализ такой характеристики государства, как политический режим. Примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Изменения политического режима в России. Каким образом, политический режим закреплен в современном российском законодательстве ……3
ЗАДАНИЕ
Научно-теоретическая характеристика системы российского права. Место публичного и частного права. Примеры публично-правовых и частноправовых правоотношений. Примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер…………………………………………………………………………………12
ЗАДАНИЕ
Понятие, признаки, способы, виды толкования права. Роль и значение в российской системе права таких актов, как решения Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений и решений пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, актов конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации………………………………………………………………………………17
ЗАДАНИЕ
Примеры видов санкций правовых норм, используя 4–5 критериев их
классификации………………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24

Файлы: 1 файл

ТГП к.р..doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Большевики  всеми силами обеспечивали большинство  в Советах рабочим и членам партийной элиты как самой  пролетарской, в результате чего советская  власть начала приобретать черты  однопартийной диктатуры. Главным орудием строительства новой государственности был Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным.

Контуры советской государственности  определялись первой Конституцией РСФСР, принятой в июле 1918 года, которая  одновременно стала самой первой конституцией в России в целом. Основной закон отразил влияние недавней революции и начинавшейся гражданской войны.²


¹ Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2007, С. 35.

² Там же.

 

7

Бывшие эксплуататоры лишались гражданских прав, исключались из политической жизни нетрудовые элементы и предусматривались неравные права для избирателей города и села. Выборы были многостепенными, что обеспечивало нужный состав всех Советов. Хотя высшими органами власти считались ВЦИК, съезд Советов и СНК, на самом деле значительно больше полномочий имел СНК - правительство РСФСР. Однако фактически действительно высшими политическими органами власти в стране были ЦК РКП (б) и Политбюро.¹

 На смену  ленинско-большевистскому режиму пришел сталинско-большевистский. Началось утверждение режима личной власти И.В. Сталина, что привело к формированию в рамках советско-коммунистической системы новой вариации большевистского политического режима.

В период осуществления новой экономической политики, разрешившей развитие частнособственнических тенденций в экономике и узаконившей экономический плюрализм, режим диктатуры большевизма не носил законченного тоталитарного характера.

Традиционные  для крестьянской ментальности царистско-вождистские ориентации были в полной мере и абсолютно сознательно использованы И.В. Сталиным, сформировавшим с помощью пропаганды культ своей личности как непогрешимого вождя. Было официально объявлено, что в СССР построен в основном социализм, что не соответствовало действительности, так как социалистические идеалы народовластия были далеки от осуществления.

В годы Великой Отечественной  войны советская государственность  дополнилась новыми компонентами, прежде всего внедрением в коммунистическую идеологию национально-патриотических лозунгов. Сталин разочаровался в идее мировой революции и распустил Коминтерн, отказался от политики воинствующего атеизма и признал исторические духовно-культурные ценности России великим достоянием СССР. В итоге возник тот сплав приверженности трудящихся советскому социалистическому строю с многовековыми патриотическими традициями русских и других народов нашей родины, который и обеспечил победу. ²


¹ Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2007, С.37

² Бутенко А.П., Миронов А.В. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально-политический журнал. - 2004. - №2, С.20-21

8

Однако сталинский режим несет и свою долю ответственности  за неоправданно высокие потери. Хотя на фронтах погибло 8,5 миллионов военнослужащих, что сопоставимо с потерями интервентов, но, кроме того, фашистами было истреблено 20 миллионов мирных жителей и военнопленных, а в итоге было уничтожено целое послеоктябрьское поколение советских людей, что имело далеко идущие последствия.¹

Затем последовал период десталинизации и номенклатурно- коммунистического режима. Смерть Сталина подвела черту в таком развитии режима. Давно назревшие преобразования стали сразу же намечаться в решениях Г.В. Маленкова и других руководителей партии и государства. Десталинизация была начата задолго до XX съезда КПСС. Победа во внутриэлитной борьбе группы Н.С. Хрущева привела к более радикальному варианту разоблачения сталинского режима власти и формированию нового политического режима.²

В исторической литературе распространено мнение, что  руководство Н.С. Хрущева и его  преемника Л.И. Брежнева представляют отдельные этапы развития советского общества и самостоятельные политические режимы. Действительно, деятельность Н.С. Хрущева носила в целом реформаторский характер. Он резко ограничил поле действий карательных органов, поставив их под контроль партии, начал демократизацию политической системы, децентрализацию управления, сокращение государственного аппарата и армии. Хрущев на XX съезде КПСС положил начало осуждению нарушений законности, просчетов первого периода войны, властного произвола и личного сталинского диктата.

Новым ставленником элиты стал ее достаточно типичный представитель Л.И. Брежнев. Он сначала  продолжил реформаторскую политику, заложенную предшественником, но, начиная с 1970-х гг. прекратил ее. Экономическая реформа стала затухать и на место провозглашенных в 1965 году принципов материальной заинтересованности и хозяйственного расчета вернулись привычные административно-командные методы руководства.³

¹ Бутенко А.П., Миронов А.В. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально-политический журнал. - 2004. - №2, С.24


² Панченко А. Конституционная и тоталитарная тенденции в России: противоборство продолжается // Вестник Моск. ун-та. Сер.12. Политические науки. - 2007. - №4, С.27

³ Саква Р. Режимная система и гражданское общество в России // Полис. - 2007. - №1, С.31

 
9

 

Конституция 1977 года закрепила руководящую роль КПСС в политической системе, в которой Советы официально считались государственным стержнем, а фактически играли второстепенную роль. В целом, несмотря на личностные различия и характер деятельности Хрущева и Брежнева как лидеров государства и партии, следует признать наличие общего номенклатурно-коммунистического режима власти в 1960-х - первой половине 1980-х гг.¹

Последующий политический режим в России можно охарактеризовать как авторитарно-либеральный. Период 1985-1991 гг. ознаменовался реформаторскими преобразованиями под началом нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Главное содержание реформ составляла модернизация российского общества, означающая его перевод в новое качественное состояние, которое позволило бы России ликвидировать отставание от экономически развитых стран.

Таким образом, начиная с распада монархии и  заканчивая нынешним временем, наша страна сменила несколько политических режимов: от тоталитарного до авторитарно-либерального. Наряду с демократической формой политической системы, закрепленной в Конституции РФ 1993 года, осуществление власти в современной России в течение последнего десятилетия было связано с рядом особенностей, входящих в противоречие с конституционными положениями.

Рост благосостояния россиян  при Путине объективно способствовал  как более высокой оценке существующего положения, так и росту ожиданий. Однако на фоне разочарования прошлым (в особенности ельцинским периодом) россияне благосклонно смотрели даже на скромные результаты деятельности властей и положительно оценивали их не за реальные достижения, а руководствуясь уверенностью, что в будущем режим сможет добиться большего. Это не то чтобы увеличивало, а скорее сокращало разрыв с субъективно воспринимаемой реальностью. Население начинает думать, что новые люди смогут справиться с проблемами страны лучше. Ошибки и неудачи, от которых никто не застрахован, способствуют росту недовольства.


¹Бутенко А.П., Миронов А.В. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально-политический журнал. - 2004. - №2, С.16

10

Растущее благосостояние россиян, привычка к владению собственностью, интенсификация зарубежных контактов, благодаря которым все больше людей узнают, как делаются дела в демократических государствах и что отношение там к России значительно отличается от телевизионной пропаганды на родине, - все эти факторы будут подталкивать быстрый рост ожиданий. В то же время оценка реальности будет постепенно снижаться. Возникающий разрыв между ожиданиями и субъективно воспринимаемой реальностью будет вести к усилению недовольства и требованиям перемен. Рост частной собственности, более глубокое знакомство с зарубежным опытом, недовольство собственным бесправным положением будут приводить к пониманию гражданами полезности реально независимого суда, разделения властей, верховенства закона, что, в свою очередь, вызовет потребность в расширении политических свобод. Ухудшение экономического положения, которое время от времени происходит везде, может подхлестнуть требования перемен. Если в момент обострения недовольства существующая избирательная система не допустит мягкой смены руководства по результатам выборов, недовольство может выплеснуться на улицы. Однако о конкретных сроках и формах подобного развития событий говорить трудно. Это могут быть и несколько лет, и одно-два десятилетия. Для общественного развития было бы весьма желательно, чтобы к тому времени в России был создан механизм мягкой и законной передачи власти оппозиционным силам. В противном случае стране будет грозить новая волна политической нестабильности, крайне нежелательной по двум причинам: во-первых, нестабильность деструктивна сама по себе, во-вторых, она бесполезна в смысле фундаментального изменения режима.

 

 

 

 

 

 

 

11

 

2.ЗАДАНИЕ

 

Научно-теоретическая  характеристика системы российского права. Место публичного и частного права. Примеры публично-правовых и частноправовых правоотношений. Примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер

Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в  единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты. Термин «система права» не тождественен термину «правовая система». Последняя категория шире, поскольку включает совокупность всех правовых явлении в обществе, а не только правовые нормы.

Система права характеризуется  следующими чертами:

1) единством, согласованностью  и непротиворечивостью составляющих  его норм. Все нормы права, из  которых складывается его система,  тесно связаны между собой  и представляют части единого  целого, взаимодействующие друг  с другом;

2) объективностью. Объективность означает, что система права не сконструирована юристами произвольно, а обусловлена закономерностями общественной жизни и теми реально существующими отношениями, которые она регулирует;

3) иерархичностью построения  составляющих ее правовых норм. В системе права есть нормы высшей юридической силы и подчиненные им нормы, обладающие меньшей юридической силой. Иерархия норм системы права строится в соответствии с иерархией государственных органов - субъектов правотворчества.

В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты, третий (высший) - отрасли права. Первичным, исходным элементом системы права являются нормы права. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права.¹


¹ Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция. - 2000. С.104-105.

 

12

 

В основе деления системы  права на отрасли лежат два  критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Под предметом правового  регулирования понимается сфера  качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Под методом правового регулирования понимаются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли. В юридической науке все отрасли права принято подразделять:

1) на профилирующие,  базовые отрасли. К этому виду  отраслей относятся отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право;

2) специальные отрасли,  в рамках которых правовые режимы изменены и приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое право, земельное право, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право;

3) комплексные отрасли,  отличительным признаком которых  является соединение разнородных  правовых институтов из профилирующих  и специальных отраслей: торговое  право, морское право.¹

Современная система  российского права включает в  себя в качестве подсистем следующие отрасли права: Конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право, семейное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, земельное право.

Современный период развития российской системы права характеризуется тем, что наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права наблюдается бурное формирование и развитие новых отраслей, таких как экологическое право, торговое право, право социального обеспечения, банковское право, предпринимательское право и др. Все указанные выше отрасли относятся к отраслям материального права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.²


¹ Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. Ред. Перевалов. - 3 изд. М.: Норма, 2005. С.225-236.

² Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция. - 2000. С.104-105.

 

13

 

Отраслями процессуального  права, содержащими правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права, являются: гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.

Особой отраслью права  является международное право, которое  не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Институтом права называется обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и др.

В современной российской юридической  литературе к отраслям публичного права  относят государственное, административное, финансовое, уголовное и отрасли  процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное. В идеале считается, что частное и публичное право должны совпадать, так как право, охраняя интересы всего общества, учитывает и интересы отдельных людей. Однако существующие на данный момент различия в государственных и частных интересах объективно определяют известное обособление публичного права от частного, основной смысл разделения права на частное и публичное скорее заключается в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидуумов.¹

Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»