Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Политический режим обладает способностью эволюционировать вследствие распада или преобразования: демократия может трансформироваться в авторитаризм или тоталитаризм, поставторитаризм – в демократию. Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в четыре основные теоретические модели – демократического, авторитарного, либерального и тоталитарного политических режимов.

Содержание работы

ЗАДАНИЕ
Анализ такой характеристики государства, как политический режим. Примеры современных государств, имеющих различные виды политических режимов. Изменения политического режима в России. Каким образом, политический режим закреплен в современном российском законодательстве ……3
ЗАДАНИЕ
Научно-теоретическая характеристика системы российского права. Место публичного и частного права. Примеры публично-правовых и частноправовых правоотношений. Примеры институтов права, которые носят межотраслевой характер…………………………………………………………………………………12
ЗАДАНИЕ
Понятие, признаки, способы, виды толкования права. Роль и значение в российской системе права таких актов, как решения Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений и решений пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, актов конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации………………………………………………………………………………17
ЗАДАНИЕ
Примеры видов санкций правовых норм, используя 4–5 критериев их
классификации………………………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24

Файлы: 1 файл

ТГП к.р..doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

В целом, можно сказать, что структура системы права  в виде его деления на отрасли, институты и нормы, осталась прежней, однако в результате изменения системы  общественных отношений, изменились и  предметы правового регулирования, служащие основанием дифференциации на отрасли и институты. Изменения структуры системы права, повлекло, в свою очередь, соответствующие изменения в системе законодательства. В законодательной сфере развитие было направлено на реализацию новых принципов в конкретных правовых актах, связанных с оформлением институтов российской государственности и нового курса экономической, социальной, международной политики.²

¹Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция. - 2000. С.104-105.

²Власов В.И. Теория Государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.С.126-223.

14

 

В экономической сфере  первоначально принимались законы о предприятиях, о собственности, о приватизации, направленные на реализацию принципа собственности. Следом за ними появился поток законов о статусе хозяйствующих субъектов, об акционерных обществах, о банках, о финансово -промышленных группах, о сельскохозяйственной кооперации, о банкротстве и др.

Далее, Гражданский кодекс РФ заложил основу регуляции отношений  в сфере экономики. Стали приниматься  законы, устанавливающие режим формирования и использования имущества государства: о бюджетной и налоговой системах, о бюджетной классификации, о  бухгалтерском учете, о государственном заказе и др. Были приняты законы о культуре, здравоохранении, науке и других участках социального устройства общества, которые заложили основы законодательства в этой сфере. Одной из тенденций развития российского законодательства является также его тесное взаимодействие с принципами и нормами международного права. В этих целях издаются нормативные акты, направленные на ратификацию положений международных договоров и соглашений и включение их, тем самым, в российскую правовую систему.¹

Значительные изменения  правовой системы произошли и  во внешней структуре системы  законодательства. Особое значение в  ходе построения обновленной российской государственности приобретает  развитие законодательства в сфере  оформления государственно-политических институтов власти, так как именно в этой сфере происходит образование внешней структуры системы законодательства.

Значение государства в процессе формирования правовой системы - рассматривается  процесс непосредственного формирования российской правовой системы органами государственной власти. Реализация всей совокупностью органов государственной власти своей компетенции находит объективацию в праве, формирование которого по своим исходным началам носит объективно обусловленный, необходимый характер.²


¹Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция. - 2000. С.104-105.

² Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. Ред. Перевалов. - 3 изд. М.: Норма, 2005. С.225-236.

 

15

 

Таким образом, роль государства является определяющей на стадии правообразования. Именно оно осуществляет принятие соответствующих актов, и в силу этого соответствующие нормативные обобщения обретают свойство права, становятся общеобязательными нормативными положениями.

Федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации  взаимодействуют в рамках единой системы государственной власти при отсутствии единства системы  законодательных и судебных органов, а также ограниченном предметами исключительного ведения субъекта федерации единства системы органов исполнительной власти.

Юридическая коллизия возникает  между правовыми нормами, установленными различными органами государства. Юридические  коллизии порождают публично-правовые споры, которые, так или иначе, связаны с регламентацией деятельности органов государственной власти по регулированию отношений в обществе.

Суть федеративных отношений  по действующей Конституции РФ - создание модели конституционного федерализма. Закрепление в Конституции РФ договорной практики распределения полномочий обусловило заключение пакета договоров и соглашений, регулирующих отношения между федеральным центром и субъектами федерации. Однако в последнее время протекает процесс централизации государственно-правовых отношений между федеральным и региональным уровнями власти, вызванный необходимостью законодательного разграничения полномочий в сфере государственного управления.

Таким образом, правовая система Российской Федерации ориентирована не на полную урегулированность всех отношений в обществе, что становиться невозможным вследствие его непрерывного развития, а предусматривает наиболее подходящую для демократического правового государства процедуру устранения недостатков в праве, путем совершенствования законодательного регулирования в целом и делегирования органам судебной власти легитимных полномочий по разрешению юридических противоречий в системе законодательства.¹


¹Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция. - 2000. С.125.

 

16

 

3.ЗАДАНИЕ

 

Понятие, признаки, способы, виды толкования права. Роль и значение в российской системе права таких актов, как решения Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений и решений пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, актов конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации

 

 

      Толкование норм права – это деятельность органов  государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, специалистов-практиков или ученых, направленная на установление содержания норм права и раскрытие выраженной в них воли законодателя.¹      

 Объектом толкования  являются нормативные правовые  акты и их совокупность. Предметом  толкования выступает историческая воля законодателя (нормодателя), выраженная в законе (нормативном акте).      

 « Под процессом  толкования правовых норм  следует понимать совершение определенным субъектом совокупности действий в строгом их наборе, последовательности и системе, соответствующим образом оформленных и доведенных до сведения адресатов правовых предписаний»²     

Толкование норм права  неизбежно при реализации правовых норм органами  общих и арбитражных судов, прокуратуры, других государственных органов, при заключении сделок и договоров хозяйствующими структурами, в деятельности партий, общественных объединений, при осуществлении гражданами юридически значимых действий и т.д.

Задача и цель толкования заключается  в правильном, точном и однозначном  понимании и применении закона. Толкования норм права не вносит и не может вносить поправок дополнений в действующие нормы.


¹Большой юридический словарь // под редакцией А. Я. Сухарева В. Е. Крутских  М 2000г. С.626

²Теория государства и права // под редакцией В. К. Бабаева  М 2001г. С.459

 

 

17

 

Толкование является обязательной стадией правоприменительного процесса. Прежде чем применить какую-либо правовую норму, ее необходимо подвергнуть  всестороннему толкованию и убедиться  в том, что выраженная в ней  воля законодателя понята правильно, а также выяснить действия нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц.      

 Толкование особенно  важно для работников правоприменительных  органов, основной обязанностью  которых является правоприменение,  в ней воплощается  их деятельность. Но оно имеет большое значение и для простых граждан. Незнание закона, если он обнародован в соответствующей общедоступной форме, не освобождает от ответственности. Нельзя ссылаться не только на неведение, но и на заблуждение по поводу содержания законов.      

 Зачастую только  тесное переплетение толкования  закона и исследования фактических  обстоятельств дела, подлежащею  решению, дает возможность до  конца понять смысл отдельных  правовых положений и терминов, их применимость к отдельной категории дел. Как специальный вид юридической деятельности толкование включает в себя два этапа:

1.   Уяснение смысла правового предписания (для себя);

2.   Разъяснения смыслового содержания нормы (для других).

При применении права лицо или орган, применяющие юридические нормы, должны уяснить их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами,  наукой права уяснения преследует цель установить ее смысл в полном объеме, в то же время разъяснение имеет,  как правило, более конкретное назначение - раскрыть смысл того или иного термина, объяснить на кого распространяет свое  действие толкуемая норма, каково ее соотношение с другими близкими по смыслу нормами и т.д. Уяснению подлежат все нормативные акты, разъяснению - лишь те, по поводу которых возникают сомнения  или разногласия на практике. Толкование – разъяснение может быть дано различными субъектами права: высшими  представительными органами власти;    правоприменительными органами; общественные объединения; должностные лица; научные учреждения; ученые; частными лицами.¹ 


¹ В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик  Теория государства и права в схемах и определениях.// М 1998г. С.164.

18

 

 Толкование – разъяснение  может быть классифицировано  по различным основаниям: По юридической силе  выделяют официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на нормативное и козуальное и судебное.        

 Нормативное толкование так же подразделяется на аутентическое (аутентичное) и легальное (делегированное) толкование.       

 Не официальное толкование подразделяется на доктринное (научное, компетентное, профессиональное) и обыденное.

По объему выделяют три вида толкования: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное. Так же толкование можно  подразделить на устное и письменное.     

В Российской Федерации  официальным толкованием права  занимаются: высшие представительные органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные  комитеты. Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия. В статье 125 п.5 Конституции РФ сказано, что: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации»¹ 

В статье 126 и 127 Конституции Российской Федерации сказано, сто Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснение по вопросам юридической практики в рамках своей юрисдикции. Толкование актов Правительства РФ осуществляется или самим в рамках его компетенции. Министерства и ведомства могут сами толковать свои акты. Генеральный прокурор РФ дает толкование юридических норм в своих приказах, инструкциях, письмах только для подчиненных ему прокуроров.


¹ Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием от 12.12.1993. // Российская газета.- №237. - 21 января.

 

19

 

Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права  Конституционным Судом Российской Федерации, которому представлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты. При этом Конституционный Суд в ходе толкования в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права.      

 Также к подобного  рода толкованию можно отнести  постановление Высшего Арбитражного  Суда РФ по определенной категории  дел.

 Способы толкования правовых норм -  это совокупность приемов и средств,  позволяющих уяснить смысл и содержание нормы  права и выраженной в  ней воли законодателя».¹

В юридической науке  и практике различают следующие  способы толкования: грамматический (философский, языковой, текстовой);  систематический;   логический; историко-политический;  специально-юридический;   телеологический (целевой);   функциональный.

1.   Грамматический способ толкования права.

Всякий правовой акт  представляет собой выраженную  словами мысль законодателя.  Слова, выражающие мысль,  имеют самостоятельное значение. 

2. Систематический способ толкования права вытекает из такого свойства правовых норм, как системность. Он представляет собой уяснение смысла правовой нормы, с учетом её места, значения в системе права,  отрасли права, правовом институте связи с другими нормами.

          3. Логический способ  толкования права – это толкование правового акта по его смыслу с  использованием законом логики. Структурные элементы  правовой нормы могут подразумеваться или находиться в других статьях нормативного акта,  либо в других нормативных актах. Например, большинство статей Уголовного кодекса построены таким образом, что имеется гипотеза и санкция, диспозиция, подразумевается и  должна быть выражена словами: «Запрещается совершать» Статьи, предусматривающие ответственность за нарушение Правил дорожного движения диспозицию содержат в другом нормативном акте.

Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»