Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:07, курс лекций
Государственная служба: история, тенденции развития. Правовое регулирование государственной гражданской службы.
Государственная служба была и есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов её построения и функционирования, лежащих в её основе теоретических представлений, истории её возникновения и развития в нашей стране, динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен, наконец, особенностей государственной службы в различных странах – необходимы широкому кругу образованных людей – не только специалистов в области государственного управления.
В условиях, когда в России определяются и уже во многом определились пути выхода из кризиса, когда появились первые ростки устойчивого развития, одной из главных стратегических задач становится эффективное использование имеющихся в стране человеческих ресурсов, повышения профессионализма кадров. В связи с этим разработка научно обоснованной государственной кадровой политики стала насущной потребностью российского общества, предпосылкой укрепления государства, преодоления унитаристского мышления и введения вместо командных правовых методов управления.
Сегодня от уровня профессионализма, деловитости, прогрессивных ориентаций и нравственности кадров , их созидательной активности в решающей степени зависит динамизм рыночно-демократических преобразований, формирование новой российской государственности и современного гражданского общества.
Государственная кадровая политика – это выражающая волю народа стратегия формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов страны; это система официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений. Они, в свою очередь, определяют критерии отбора, оценки и ротации кадров, пути совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, формирования свободного рынка труда, рационального использования кадрового потенциала.
Каковы же необходимые предпосылки и источники разработки новой кадровой политики?
1.Наличие научных принципов познания социальных явлений (системность, историзм, социальная направленность и др.), критичное осмысление и творческое применение накопленных знаний в области управления и кадровой деятельности. Научный подход требует реалистической оценки состояния кадрового корпуса, признания сложности, взаимообусловленности и противоречивости всех кадровых процессов. Кадровые вопросы надо решать в комплексе и в системе, а не односторонне, в угоду какой-либо политической конъюнктуре, амбициям отдельных лидеров.
2.Способность к критическому анализу отечественного и зарубежного опыта работы с кадрами, реальному осмыслению его позитивных и негативных сторон, возможной адаптации этого опыта к нашим условиям, т.е. с учетом культуры, традиций, особенностей менталитета россиян.
Разве можно, например, не учитывать, что в России всегда были сильны позиции государства в формировании и использовании кадров, особенно чиновничества?
Семь десятилетий кадровая политика была партийно-государственной. Она носила узкоклассовый и идеологизированный характер, соответствуя той политической системе, тому государственному которому служила. Без нее не могла бы функционировать партийно-советская административно-командная система управления. Она в значительной степени аппаратной, жесткоцентрализованной, активно обслуживала текущие социально-экономические компании, плохо решала прогностические задачи.
Подбор и расстановка руководящих кадров осуществлялись через формально-бюрократический институт номенклатуры партийных комитетов при слабой её открытости и демократичности. Разработка кадровой политики, как и важнейшие рычаги её реализации, была монополией одной партии, которая использовала кадровую политику для сохранения и упрочения своего политического господства.
Недостатки партийно-советской модели кадровой политики особенно негативно проявились в период застоя. «Закостенение» кадрового корпуса, отсутствие систематического притока новых сил, перерождение руководящего состава (политическое, нравственное и др.), уравниловка в оплате, отчуждение человека от результатов его труда стали одной из причин кризиса общества. Даже Компартия РФ в одном из своих программных заявлений признала, что «самый большой урон российскому обществу принесла «порочная кадровая политика».
Конечно, следует учитывать, что при всех ошибках и недостатках прежняя кадровая политика была достаточно активной. Именно тогда сложилась довольно стройная система с управленческим кадрами (их подбор и расстановка, партийно-гражданский контроль и привлечение к ответственности, воспитание в духе социалистических ценностей, политическая подготовка и повышение профессиональной квалификации руководящих кадров всех уровней и т.д.), что сыграло немаловажную роль в формировании высокого научно-производственного и кадрового потенциала Советского Союза. Поэтому важно найти в кадрах и кадровых процессах то, что сцепляет прошлое, настоящее и будущее, обеспечить преемственность позитивного опыта.
Много полезного, поучительного имеется в работе с кадрами в зарубежных странах, особенно в сфере государственной службы, в крупных финансово-промышленных корпорациях, частнопредпринимательских структурах.
В то же время необходимо подчеркнуть, что высокоэффективные кадровые технологии кадровых процессов реализуются в условиях высокой социальной обеспеченности кадров, развитой демократии и правового регулирования кадровых процессов, устоявшихся традиций, учета общественного мнения, поэтому не всегда могут быть перенесены на российскую почву.
К тому же, поскольку Россия – евро-азиатская страна, на нее велико влияние и организационно-управленческого опыта Востока. Это нужно учитывать.
3.Непредубежденный учет современных реалий и потребностей государства. Это, пожалуй, главная предпосылка. Именно практика, анализ количественного и качественного состава кадров позволяют судить об эффективности тех или иных идей, новаций, дают материал для выявления новых тенденций и потребностей.
Основные принципы формирования государственной кадровой политики. Она должна быть:
*научно-обоснованной, реалистичной, созидательной, учитывающей потребности общества в кадрах в переходный период, последовательность и этапность решения стратегических задач. Государственная кадровая политика должна быть ориентирована на возрождение и устойчивое развитие государства, на привлечение на ключевые посты и должности людей профессионально подготовленных, предприимчивых, с новаторскими созидательными устремлениями и мотивами;
*комплексной, базирующейся на единстве целей, принципов, форм и методов работы с кадрами, учитывающей различные аспекты решения кадровых вопросов (экономические, социальные, правовые, политические, нравственные, социально-психологические и др.);
*единой для всей России, но в то же время многоуровневой (федеральной, региональной, местной), охватывающей весь кадровый корпус, все кадровые процессы при различии механизма и степени государственного воздействия на них;
*перспективной, носящей упреждающий и опережающий характер, рассчитанной на формирование кадров XXI века с учетом социального прогресса, изменения характера труда и управленческих процессов;
*демократичной по целям, социальной базе и механизму решения кадровых проблем;
*духовно-нравственной и гуманной, воспитывающей в каждом работнике, особенно в государственном служащем, человеколюбие, честность, патриотизм, убежденность в правоте своего дела и гражданскую ответственность за него и личное поведение;
*правовой, осуществляемой в рамках закона и создающей правовые гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов.
Главные цели формирования государственной кадровой политики:
-создать благоприятные
и равные социальные условия
и правовые гарантии для
-обеспечить высокий
профессионализм
-поставить надежные
преграды на пути
Приоритетные стратегические направления реализации ГКП на общегосударственном уровне:
-обеспечение
-формирование совместно
с предпринимательскими
-реформа средней и
высшей школы, создание единой
гибкой системы специального
профессионального, особенно послевузовского,
образования с учетом
-формирование свободного рынка труда, обеспечение максимально возможной трудовой занятости населения, предотвращение массовой (официальной и скрытой) безработицы, особенно среди молодежи и женщин, уволенных в запас военнослужащих и др.;
-создание новой нормативно-
В адекватности целей, принципов и методов кадровой политики суть проблемы. В противном случае невозможно создать демократичное, правовое, социальное государство, а, следовательно, и целостную, научно обоснованную систему управления кадровыми отношениями, трудовыми ресурсами в целом.
Одной из концептуальных основ государственной кадровой политики выступает положение о том, что ГКП должна быть единой для всей Российской Федерации, её субъектов, всей системы государственной власти.
Конечно, кадровая политика на уровне Федерации, на уровне субъекта РФ, на местном уровне имеет свои особенности, свои задачи и приоритеты.
Нужно решать проблему соотношения федеральной и региональной кадровой политики, выявления в них общего и особенного, разграничения компетенции и определения предмета совместного ведения государственных органов разного уровня.
Приоритетными направлениями государственной кадровой политики в сфере государственной службы следует считать:
*разработку и внедрение
системы поиска и отбора в
аппарат государственных
*создание системы устойчивого
профессионального развития
*принятие Кодекса
*формирование кадрового
резерва из внутренних и
*создание системы надежной
правовой и социальной защиты
государственных служащих, стимулирование
роста профессионализма и
*принятие Кодекса чести (Этического кодекса) государственного служащего РФ: всякое нарушение государственным служащим нравственных норм должно служить достаточным основанием для административного разбирательства и даже отстранения от должности;
*формирование относительно
централизованной системы
Наука видит определенное различие между кадровой политикой и кадровой работой.
Кадровая политика – это определение стратегии и тактики работы с кадрами каждого субъекта управленческой деятельности, своего рода программа деятельности.
Кадровая работа – это деятельность многих субъектов кадровых отношений по реализации кадровой политики; органическая система технологий, способов, методов реализации ГКП; это организация работы с персоналом учреждений, предприятий, организаций, органов управления и власти.
Надо признать, что определяющее влияние на кадровые процессы, как во всем государственном аппарате, так и в отдельных государственных органах, продолжает оказывать личность руководителя, управомоченного на решение кадровых вопросов. Каковы его ориентации, таковы и те сотрудники, которые его окружают и проводят в жизнь его волю. Поэтому вряд ли можно в современных условиях утверждать, что в отношении кадров государственного аппарата имеется какая-либо государственная кадровая политика и созданы какие-либо правовые и организационные предпосылки её осуществления.