Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:07, курс лекций
Государственная служба: история, тенденции развития. Правовое регулирование государственной гражданской службы.
Государственная служба была и есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому знания различных аспектов её построения и функционирования, лежащих в её основе теоретических представлений, истории её возникновения и развития в нашей стране, динамики происходящих и грядущих в ближайшем будущем перемен, наконец, особенностей государственной службы в различных странах – необходимы широкому кругу образованных людей – не только специалистов в области государственного управления.
Слово «статус» происходит от латинского слова status, что означает состояние. В настоящее время чаще всего это понятие означает «совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лиц, государственного органа или международной организации».
Несколько более строгое юридическое определение дает А.В.Мицкевич: «Правовой статус – это признанная конституцией и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц».
Исходным для характеристики правового статуса государственного служащего Российской Федерации является правовой статус гражданина России, который складывается из конституционного статуса человека и гражданина, гражданско-правового статуса гражданина, трудового статуса работника, а также административно-правового статуса гражданина.
Таким образом, правовой статус государственного служащего образуется общим правовым статусом человека и гражданина РФ, установленным Конституцией Российской Федерации, а также российским гражданским, трудовым и административным законодательством и собственно правовым положением государственных служащих, регулируемым законодательством по государственной службе.
Правовой статус государственных служащих – комплексный институт, объединяющий их правовое состояние как граждан, т.е. как частных лиц, с правовым положением их как лиц, осуществляющих или обеспечивающих осуществление публичной власти государства в обществе и в этом смысле являющихся лицами публично-правового статуса.
В связи с этим необходимо обратить внимание на имеющееся в Законодательстве РФ (статья 21) нормоустановление, согласно которому гражданин приобретает статус государственного служащего вследствие поступления на государственную службу в какой-либо государственный орган на государственную должность государственной службы посредством заключения контракта с руководителем государственного органа. Закон предусматривает, что посредством соглашения между руководителем государственного органа и гражданином, поступающим на государственную службу, совершается индивидуальная правовая регуляция правового статуса государственного служащего.
В теоретических исследованиях ученых по вопросам государственной службы рассматривается также проблема уровня правового статуса государственного служащего, соотношения его со статусом государственной должности. Вводится понятия первичный и вторичный правовые статусы. Что это такое?
К первичным правовым статусам следует относить те, которые устанавливаются непосредственно законом и независимо от статусов иных объектов правового регулирования в рамках данного института. Например, правовой статус государственных служащих хотя и установлен непосредственно соответствующими закона РФ, однако не является первичным, поскольку обусловлен правовым статусом должности, занимаемой конкретным лицом.
Лишь замещение должности, обладающей, во-первых, статусом государственной должности, во-вторых, статусом государственной должности государственной службы, позволяет приобрести статус государственного служащего, если процедуры назначения и замещения государственной должности государственной службы были совершены без нарушения закона. Таким образом, статус государственного служащего является вторичным по сравнению со статусом государственной должности государственной службы.
Так же вторичен статус государственного служащего по отношению к его статусу гражданина Российской Федерации.
Взаимодействие этих статусов выражается, с одной стороны, в правоограничениях по службе, налагаемых на гражданина в случае его поступления на государственную службу, с другой стороны, в дополнительных по сравнению с трудовым законодательством гарантиях, установленных законодательством для лиц, поступивших на государственную службу. Общим статусом государственных служащих устанавливаются также к гражданским права и обязанности, среди которых следует отметить возможность получения квалификационных разрядов как правовой формы выражения индивидуального юридического квалификационного статуса государственного служащего, производного от статуса исполняемой им государственной должности государственной службы.
Статус государственных должностей государственной службы нельзя также признать первичным, ибо установление полномочий по каждой конкретной должности является производным от компетенции государственного органа, в котором эта должность учреждена. В свою очередь правовой статус государственного органа является вторичным по отношению к правовому статусу Российской Федерации, установленному её Конституцией, а также международно-правовыми договорами .
В зависимости от того, о каком государственном органе – федеральном или субъекта Федерации – идет речь, будут различны формы образования особенного государственно-правового статуса такого органа. Но общий государственно-правовой статус в каждом из этих случаев является производным от Конституции Российской Федерации.
Основы правового статуса государственного служащего определены и закреплены в статье 13 Федерального закона о госслужбе, которые сводятся к следующему:
-а)государственный
служащий –гражданин
б)государственный служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы;
в)государственный служащий осуществляет служебную деятельность в соответствии с актом о назначении на должность и должностным контрактом;
г)государственный служащий получает денежное содержание за счет средств бюджета.
Из всех указанных элементов, составляющих основы правового статуса государственного служащего, отличительным, т.е. характерным только для государственного служащего, являются два: государственная должность государственной службы и источник финансирования – государственные средства, притом бюджетные. Два других не менее существенных элемента в статусе государственного служащего дополняют первые два и лишь в совокупности с ними составляют основу правового статуса государственного служащего. Но они характерны для служащих и других видов службы, помимо государственной, хотя и закрепляются в других нормативных актах.
Понятие статуса государственных служащих включает в себя основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных служащих. Это:
-права;
-обязанности;
-правоограничения и запреты;
-поощрения;
-ответственность;
-гарантии;
-материальное содержание и компенсации.
Все эти характеристики приведены в соответствующих статьях Федерального закона (статьи 13-17, 50, 52, 53, 55 ).
В соответствующих статьях законов (РФ – 14-я) предусматриваются права, общие для всех государственных служащих. Они могут быть поделены на две группы.
Первая относится к существу служебной деятельности. Это права на:
-обеспечение надлежащих
организационно-технических
-ознакомление с должностным регламентом и документами, определяющие его права и обязанности;
-получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
-посещение предприятий, учреждений и организаций;
-принятие решений и участие в их подготовке;
-участие по своей
инициативе в конкурсе на
-продвижение по службе,
увеличение денежного
-переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.
Вторую группу составляют служебные права ,сопутствующие статусу государственных служащих. Это права:
-на пенсионное обеспечение
с учетом стажа
-требовать служебного
расследования для
-на членство в профсоюзе;
-защиту своих прав
и законных интересов на
Теперь поговорим об обязанностях государственных служащих.
Как мы говорили ранее, в соответствии с Законом о госслужбе государственные служащие подпадают под специальный правовой режим.
Вместе с тем они как граждане Российской Федерации не могут освобождаться и от общегражданских обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ. Как и все граждане, они обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, нести военную службу и т.д.
Закон перечисляет 12 общих для всех государственных служащих служебных обязанностей, возводя эти требования в разряд законодательных предписаний. В действительности законодательство возлагает на них большее число обязанностей. Конкретные обязанности по соответствующим государственным должностям определяются положениями о государственных органах и их структурных подразделениях, а также должностными регламентами, инструкциями и положениями.
В Законе предусматривается 8 обязанностей, относящихся к существу служебной деятельности, и 4 – сопутствующие статусу государственных служащих.
При этом некоторые из них настолько очевидны, что не требуют никаких разъяснений. Это, например:
-исполнять
должностные обязанности в
-
соблюдать служебный
Ограничения, связанные с государственной службой
В Федеральном законе ограничения и запреты указаны в статьях 16 и 17.
Их назначение:
-обеспечить
эффективную профессиональную
-установить
препятствия возможному
-создать
условия для независимой
-и
вместе с тем гарантировать
осуществление
Запреты имею абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением государственных служащим официальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность государственного служащего.
Установленные правоограничения и запреты можно рассматривать в двух основных аспектах:
-несовместимости
должности государственного
-обеспечение
дисциплинарного режима на
Обращаю ваше внимание на то, что закон ( ст.33 ФЗ) за несоблюдение правоограничений и запретов предусматривает лишь одно последствие – прекращение государственно-служебных отношений, что, видимо, не совсем правильно. А где воспитательные меры?
Что касается правоограничений, установленных статьей 16 ФЗ, то в ней указаны обстоятельства, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а государственный служащий не может находиться на государственной гражданской службе. Указанные обстоятельства имеют абсолютный характер. Их соблюдение обязательно.
Поощрения государственного служащего
Поощрение и награждение государственного служащего является формой общественного признания его заслуг, оказания ему почета, имеющего большое моральное значение и влекущего определенные правовые, т.е. материальные преимущества.
Основаниями для поощрения являются:
-безупречная и эффективная служба;
-продолжительная безупречная служба.
Безупречная служба предполагает неукоснительное исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей и должностного регламента.
Эффективность государственной службы оценивается по специально разработанным показателям.
Выделяют два поощрения государственных служащих:
-собственно поощрения;
-награждения.
К поощрениями относят, как правило, денежные выплаты, а награждения скорее носят моральный характер. Но такое разграничение не всегда четко видно, к тому же они часто предусматриваются одновременно (что, на мой взгляд, не совсем следует логике поощрений).
Назовем поощрения и награждения:
3)иные виды поощрения
и награждения
Руководитель государственного органа свободен в выборе мер поощрения и награждения госслужащих. В служебном распорядке могут предусмотрены такие из них:
-присвоение почетного звания;
-награждение нагрудным знаком;
-помещение фотографии на
- занесение в Книгу почета и др.
4)выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет (15 лет стажа госслужбы – 5-ти кратный размер денежного содержания по должности на день увольнения, далее – дополнительно по 0,5 денежного содержания за каждый последующий полный год госслужбы, но не более 10 размеров денежного содержания);