Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 15:32, курс лекций
Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран.
История государства и права зарубежных стран — это общественная, историко-правовая наука. Предмет науки - исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов. Цель — выявление исторических закономерностей развития государства и права.
История государства и права
С именем Солона связана цензовая реформа, согласно которой самые богатые относились к первому разряду, просто богатые — ко второму. Третий разряд — граждане среднего достатка. Все другие — феты, которые были отнесены к последнему — четвертому разряду.
Каждый разряд имел определенные политические права: только гражданин первого разряда мог стать архонтом, а значит, и членом ареопага; только граждане первых трех разрядов могли занимать общественные должности. В то же время был создан новый судебный орган - «гелиэи», в который мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Реформы Солона носили компромиссный характер. Афины пережили острый политический кризис, после которого установилась тирания.
Лишь через 90 лет после Солона, в 509 году до н. э. демократы во главе с Клисфеном нанесли решающий удар по родовому строю. Вместо родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Аттику разделили на 10 территориальных «племен» («фил»). Фила состояла из 3-х частей — триттий. Страна была поделена также на более мелкие единицы -- демы, которых было около 100. Территориальное разделение сокрушило господство родовой аристократии. Изгнание из страны, обычно сроком на 10 лет, — «остракизм», был также введен реформой Клисфена.
В 462 году до н. э. был принят закон о лишении ареопага всех политических функций. По закону Перикла всей совокупностью прав и привилегий пользовались только мужчины, родители которых были природными и полноправными гражданами Афин. С 18 лет приобреталось гражданство. В течение 2-х лет юноша проходил военную службу, но оставался военнообязанным до 60-ти лет.
В Афинском обществе существовало формальное равенство, которое сочеталось с имущественным неравенством. Физический труд для свободного гражданина, кроме земледелия, считался недостойным. Метэки - иностранцы занимались торговлей. Им запрещалось занимать должности и участвовать в народном собрании, но они служили в армии и платили налоги. Правовое положение вольноотпущенных было близко к положению иностранцев.
Раб был живой вещью, которую можно было купить, продать, отдать внаем, но закон запрещал его убивать. Но в случае убийства раба хозяин не наказывался. Раб не мог иметь никакого имущества. Женщина в Афинах не имела политических и гражданских прав.
По форме правления Афинское государство представляло собой демократическую республику. В государстве основными органами являлись: Совет пятисот, гелиэя.
Верховный орган власти Афин — народное собрание, которое обладало широкой компетенцией: принимало законы, постановления, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, обладало контрольными функциями и т. д. В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из 10-й фил. Совет решал вопросы управления.
Высшим судебным органом государства была гелиэя, которая состояла из 5000 судей и 1000 запасных. Члены суда избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. Гелиэя была разделена на 10 коллегий по 500 судей, которые призывались к исполнению обязанностей жеребьевкой в день суда, чтобы избежать возможных злоупотреблений.
Стратеги и архонты были главными должностными лицами государства. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием. Стратеги распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных налогов, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие и т. д. С ростом полномочий стратегов упало политическое значение архонтов.
В 336 г. до н. э. Афинское государство было завоевано войсками Филиппа Македонского и включено в состав Македонской монархии. Со II-го века до н. э. Афины превратились в одну из провинций Римской державы.
Древняя Спарта. В XII веке до н. э. на территории Лаконики началась миграция племен, которая сопровождалась военными столкновениями. В результате объединения дорийских и ахейских племен в долине Лакеонии возникла спартанская община, которая в VIII — VII вв. до н. э. расширила свои владения.
Общественный строй Спарты характеризуется сохранением пережитков первобытнообщинного строя и военной организацией общества.
Господствующую группу населения составляли спартиады, которые владели земельными наделами. Земля была поделена на 10 тыс. равных участков — по числу полноправных граждан. Эту землю обрабатывали илоты — представители побежденных племен, превращенные по существу в рабов. Но у илотов было свое хозяйство и орудия труда. При этом они платили своему хозяину примерно 50 % от полученного урожая. Господство спартиадов над илотами осуществлялось методами жесткого террора.
Жители периферийных горных районов Спарты - периэки, занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиадами и илотами. Периэки были лично свободны, занимались торговлей, ремеслом и в случае войны несли воинскую повинность.
По своему государственному строю Спарта являлась аристократической республикой. Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (геруссии), состоявшей из 28 членов — геронтов, избираемых пожизненно. В состав геруссии входило 2 царя, которые выполняли функции военных вождей, верховных жрецов и осуществляли судебную власть. Но фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания. В их ведении находились: внешняя политика, внутреннее управление страной, контроль за деятельностью всех должностных лиц, осуществляли правосудие по гражданским делам. Эфоры в своей деятельности отчитывались только перед своими преемниками.
Семья в Спарте в некоторых отношениях напоминала групповой брак.
К IV-му веку до н. э. спартанская община разрушается, ее военное могущество падает. В середине II-го века до н. э. Спарта была завоевана Римом.
Основные черты права Древней Греции. Афины имели наиболее развитую правовую систему в Древней Греции, Источниками права в Афинах были: обычное право, писаное право в виде Законов Драконта (621 г. до н. э,). По Законам Драконта отменялась кровная месть, закреплялись права собственности, вводились новые правила судопроизводства.
Регулирование имущественных отношений. Афинское право знало деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности). Частная собственность считалась производной от государства. В Афинском праве выделялись следующие сделки: купля-продажа, найм, ссуда, подряд, займ, товарищества, комиссионный договор, хранение вещей. Обязательной формы заключения сделки не существовало, но чаще всего она заключалась в письменной форме. Обязательственные отношения возникали не только из договора, но из деликта.
Семейное и наследственное право. В Афинах считалось обязательным вступление в брак, но безбрачие не влекло за собой наказания. Брак оформлялся договором, который заключал глава семьи. Наследование имело место по закону и по завещанию. Прежде всего, наследниками первой очереди являлись сыновья, рожденные в законном браке. Дочери могли получить наследство в случае отсутствия сыновей умершего. Наследование по завещанию было введено реформой Солона. Женщины не имели права на завещание.
Преступление и наказание. В Афинском праве можно выделить следующие преступления: государственные, против семьи, личности, против собственности. При этом различались умышленные и неосторожные преступления и было сформулировано понятие самообороны.
Из наказаний необходимо отметить: смертную казнь, продажу в рабство, конфискацию, штраф, бесчестье. По Законам Драконта наказания отличались особой жестокостью. Цель наказания — причинение страданий преступнику.
Суд и процесс. Судебные дела мог начинать только полноправный афинский гражданин. За раба действовал господин, за женщину и детей — глава семьи. Перед судебным процессом производилось предварительное расследование. Стороны имели право представлять письменные возражения против слушания дела по существу. Они же представляли все необходимые доказательства по делу. Решение принималось тайно. Оно могло быть обжаловано в гелиэи, решение которой являлось окончательным.
Тема 4. Государство и право Древнего Рима.
Начало истории Древнего Рима относится к VIII в, до н. э. Она делится на следующие периоды: царский (VIII век до н. э. - - 509 г. до н. э.); республиканский (509 г. до и. э. — 27 г. до н. э.); период империи (27г. до н. э. -- 476г. н.э.), который разделяется на период принципата (27 г. до н. э. — 193 г. н. э.) и домината (193—476).
Царский период называют военной демократией. Принято считать, что всего родов было 300. Десять родов образовывали курию. Курии образовывали трибу, а последние соединялись в племя. Для этого периода характерно совпадение общего собрания и войскового собрания. Царь (реке) был главой Римской общины. Он выбирался народом и был подотчетен ему. В Древнем Риме имелись и не граждане — клиенты и плебеи. Плебеи -- это обедневшие сородичи. Клиенты - иностранцы, находившиеся под покровительством патрициев.
Шестой реке Сервий Туллий (578—534 г. до н. э.) провел реформы, согласно которым было положено господство богатых и знатных независимо от того, являлись ли они патрициями или плебеями, и ввел вместо родоплеменного принцип территориального деления населения.
В республиканский период плебеи добились: учреждения особой плебейской магистратуры (народного трибуната); доступа к общественной земле наравне с патрициями; защиты от произвола патрицианских судей (принятием кодекса законов 12 таблиц); разрешения браков между патрициями и плебеями; права занимать все выборные должности.
Законы 12 таблиц. Они приняты в середине V-гo века до н. э. Характерной чертой Законов был формализм. Малейшее упущение по форме влекло за собой проигрыш дела. Законы 12 таблиц регулировали сферу семейных, наследственных отношений, содержали нормы уголовного права.
Римское право подразделяло право собственности на два типа: к 1-му типу относились земля в Италии, рабочий скот, рабы, здания и сооружения; ко 2-му типу — все другие вещи. При отчуждении вещи первого типа требовалась «манципация», т.е. соблюдение необходимых формальностей в торжественной обстановке при свидетелях. Право собственности на другие веши переходили посредством простой традиции.
С III-го века до н. э. Законы 12 таблиц стали дополняться преторскими эдиктами, поскольку возникали более сложные правоотношения, которые необходимо было урегулировать.
Семейное право. Согласно Законам 12 таблиц, семья была строго патриархальной. Неограниченной властью пользовался дед или отец Брак заключался в трех формах: первая — в религиозной форме в торжественной обстановке, вторая — в форме выкупа невесты, третья -бесформальная форма. Характерной особенностью третьей формы брака было то, что он возобновлялся ежегодно.
Судебный процесс. По Законам 12 таблиц судебный процесс назывался легисакционным и состоял из двух стадий: первая — формальная (ин юре), вторая — свободная процедура (ин идицио). Истец являлся к претору, произносил клятву, а затем претор назначал дату суда (вторая стадия процесса), устанавливал сумму залога правоты и судью. В случае проигрыша дела залог не возвращался. На второй стадии процесса судья заслушивал показания свидетелей, сторон, рассматривал доказательства и выносил решения. Решение было окончательным и обжалованию не подлежало.
Со временем Легисакционный процесс уступает место простому (бесформальному) формулярному процессу, где главную роль и играл претор.
Римская республика. К середине III-го века до н. э. Рим подчинил себе значительную часть Италии, но по форме оставался аристократической республикой. Во главе Рима стояли центуриатные комиции, плебейские сходки и сенат. Консулы, преторы и народные трибуны избирались, как правило, на год народным собранием. По истечению срока полномочий они отчитывались перед ним. Магистраты (начальники) действовали на принципах невмешательства в дела яруг друга и коллегиальности.
В ведении консулов были все самые важные дела по гражданской и военной части. Во время войны один консул оставался в Риме, а второй управлял войсками.
Преторы занимались судебными спорами и, начиная с III-го века до н. э., они стали толкователями и творцами права. Они издавали эдикты, в которых указывали, что, по их мнению, они будут защищать, а что не получит защиты. Судебный процесс благодаря преторам становится формулярным, то есть определяемым формулой претора. Законы 12 таблиц уступают новому преторскому праву, которое успешно приспосабливается к новым экономическим требованиям. Отсюда берет свое начало римское право, которое станет непременным элементом современного права европейской цивилизации.
Народные (плебейские) трибуны защищали плебеев от произвола патрицианских магистратов, а со временем взяли на себя защиту любого невинно обвиненного гражданина. Народный трибун имел право налагать запрет на действия магистратов и входить с законодательными предложениями в народные собрания.
Коллегия цензоров, состоявшая из пяти человек, распределяла граждан по центуриям согласно их имущественному цензу, а затем назначала сенаторов и наблюдала за нравами. Например, в случае совершения сенатором или всадником безнравственного поступка цензоры переводили такое лицо в более низкие центурии.
Диктатор - экстраординарная должность, на которую назначался один из консулов в случае каких-либо кризисных ситуаций в стране или в ходе ведения военных действий Диктатор обладал всей полнотой власти, но только в течение шести месяцев. При этом все магистраты продолжали действовать, но только под его властью.
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"