Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций

Описание работы

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной

Файлы: 1 файл

ekzamen_po_igpzs.doc

— 986.00 Кб (Скачать файл)

1.ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Как и любая  другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом.

Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной

деятельности  и практического воздействия  людей.

Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох,

которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой области. Наука история государства и права специализируется на изучении институтов государства и права, политического устройства определенных стран мира (в данном случае зарубежных) в процессе их возникновения, становления и развития в конкретной

исторической  обстановке, в хронологической последовательности, законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды. При этом выявляются как общеисторические закономерности этих процессов, так и те, которые действуют в рамках определенных исторических эпох конкретных обществ.

 

2.Не существует общепринятой периодизации всеобщей истории государства и права. С позиции “западного мира”, для которой характерен европоцентризм, принято говорить о следующих исторических эпохах:

- первобытное общество;

- древний мир;

- средние века;

- новое время;

- новейшее время.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ   ЭПОХИ

 

 

40 тыс.            3 тыс.            5 век             17 век           начало  20 века

до н.э.              до н.э.           н.э.

Первобытное      Древний         Средние           Новое        Новейшее

общество             мир                  века                  время         время

Данная периодизация носит очень условный и укрупненный характер. Здесь не учтены такие общепринятые периоды истории (эпохи), как, например, “верхний палеолит”, “неолитическая революция (неолит)”, “античность”, “раннее средневековье”, “позднее средневековье” и т.п.

 

 

 

3.Государственный строй Древнего Египта

1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства.

2. Основные  черты государственного строя 

в период Древнего царства.

3. Основные черты государственного  строя в период Среднего царства.

4.0сновные  черты государственного строя

в период Нового царства.

1. В период  Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением

ее носителей.

В период Раннего царства  в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской

долине.

2. Особенность государственного  строя Древнего царства заключается в

централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась

в руках фараона. Все  важные дела государства - мероприятия  по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство -

проводились под его  общим руководством. Авторитет фараона  укреплялся при помощи религиозной  идеологии

обоготворения царя и  его деяний.

Члены царского дома, как  правило, занимали важнейшие должности  в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом  в государственном управлении был  верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная,

служилая знать, а также  воинство, охранявшее царя.

4. Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую -фараон оказывает покровительство  сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

 

4.Право Древнего Египта

1. Источники права. 

2. Собственность.

3. Виды обязательств.

4. Брачно-семейные  отношения.

5. Уголовное право  и процесс.

1. Источники  права в Древнем Египте:

• первоначально - обычай;

• с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.

2. В Египте существовали  следующие виды земельных владений:

• государственные;

• храмовые;

• частные;

• общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственности и быть предметом различных

сделок.                              

  3. Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

• договор займа;

• договор найма;

• договор купли-продажи;

• договор аренды земли;

• договор поклажи;

• договор товарищества.

Из-за особой ценности земли  в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

  • первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

• второе - продавец давал  клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;

• третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

4. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон.

В Египте долго существовал  матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

5. Египетское право  признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

• посягательства на государственный  и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи;

• преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство;

• преступления против личности - убийство, членовредительство;

• имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание;

• преступления против чести  и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

 

5.Общественный строй Вавилонского государства

  1. Рабство в Вавилоне.
  2. Свободное население Вавилона.

Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Рабы подразделялись на:

• царских;

• храмовых;

• частновладельческих.                        

  Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить

ущерб.

Рабы не имели права  собственности. С разрешения господина  они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.

2. Свободное  население Вавилона делилось на:

• полноправных (авилум);

• неполноправных (мушкену).

Основную массу населения  составляли полноправные свободные граждане- авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные

повинности. Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные

зажиточные общинники  становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу.

Другую часть населения составляли жители покоренных городов и областей - мушкену.

Наряду с сословным  делением существовало разделение по профессиональным занятиям:

• первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и

высшее жречество;

• далее следовали "редум", "баирум", "декум", "лубуттум"-- различного

рода военнослужащие;

• в соответствии с  государственным значением религии  и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служащие;

• высокое положение  в обществе занимало чиновничество;

• низшие ступени профессионально-служебной  лестницы занимали крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

Государственное устройство Вавилонии

1. Государственный  строй.

2. Судебное устройство.

По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления - все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве.

К высшим сановникам государства  относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее  место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"