Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций

Описание работы

Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной

Файлы: 1 файл

ekzamen_po_igpzs.doc

— 986.00 Кб (Скачать файл)

    В нововалиноском  обществе в храмовые советы, осуществлявшие  судебные функции включались представители народных собраний       городов, на территории которых  находились храмы.

 

6.Законы Хаммурапи

1. Общие понятия.

4. Брачно-семейные отношения.

5. Виды преступлений  и наказаний.

6. Процесс.

1. Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и

морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:

введение, в котором  Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

• 282 статьи Законов;

• обширное заключение.

Источниками при составлении  сборника послужили:

обычное право;

шумерские судебники;

новое законодательство.

• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

4. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого

договора.

Главой семьи был  муж. Замужняя женщина обладала некоторой  правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное' ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось

иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог, продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным, способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали:                                     

•дети;                                                               

• усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей);                                   

•внуки;

• дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права  лишить наследства сына, не совершившего преступления.

5. Общего понятия преступления  и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:               

против личности;

имущественные;

против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

• смертная казнь в  различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

• членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

• штрафы;

•изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался "принципом талиона" - "мера за меру", когда виновному  назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий  стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

 

 

7. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА  В ДРЕВНЕМ КИТАЕ.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

История Древнего Китая обычно делится на ряд

периодов, обозначаемых в  исторической литерату-

ре по имени царствующих  династий:

1) период Шань (Инь) (XV—XI вв. до н. э.);

2) период Чжоу (XI—III вв. до н. э.), в котором

выделяются особые периоды:

а) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.);

б) Чжаньго - «Борющихся царств» (V—III вв. до н. э.);

в) последний период завершился созданием цент-

рализованных империй  в периоды Цинь и Хань

(III в. до н. э . - Ill в. н. э.).

Первые очаги цивилизации  городского типа в Древ-

нем Китае возникли во II тысячелетии до н. э.

в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседло-

му земледелию родовых групп иньских племен.

В иньском Китае  вследствие разложения родопле-

менных связей, прогрессирующего разделения тру-

да выделяется управляющий слой родовой аристок-

ратии: правитель - ван - и его приближенные,

родственники, сановники.

Создание государственного образования в Шан

(Инь) было  связано с необходимостью организации

производства, орошения земель, предотвращения па-

губных последствий  разлива рек, защиты территорий.

Это выразилось в превращении племенного вождя

в обожествляемого  правителя иньского царства -

вана.

В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во

многих отношениях переломным. В это время зарож-

дается действие тех факторов, которые приводят

к объединению царств в единую империю, где гос-

подствующей политической идеологией стало кон-

\|/фуцианство.

 

 

8.Государственное устройство Древней Индии

  1. Государственный строй.
  2. Местное управление.
  3. Судебное устройство.
  4. Армия.

Для Магадхско-Маурийской эпохи характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления.

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.

Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:

паришад - совет царских  сановников;

тайный совет;

раджа-сабха, или царский  совет.

В случае крайне неотложных дел члены паришада собирались вместе с членами тайного совета, состоявшего  из особо доверенных лиц. В эпоху Маурьев паришад приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она уже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.

2. В эпоху Маурьев  государство имело следующее  административно-территориальное деление:

- главные провинции;

- обычные провинции  (джанапады);

- области (прадеши);

- деревни.

Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом,

том числе большой  автономией. Ими управляли царевичи. Для проверю царевичами действий местных чиновников существовал  институт специальных инспекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии.

Деревня была низшей единицей провинциального управления.

3. В Древней Индии  существовали две системы судов:

• царские;                                                       

• внутриобщинные (кастовые).       

             Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовав сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахман и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший.     

 Начиная с десяти  деревень, во всех административных  единицах должна была назначаться  судебная коллегия из трех  судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.

4. Войны и грабеж  других народов рассматривались  как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу среди солдат. Армию комплектовали из следующих источников:

• наследственные воины - кшатрии;

• наемники;

• воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.

Армия также несла  функции по охране общественного  порядка. Она должна была стоять на защите государственной целостности.

 

9.Законы Ману.

1. Общие положения. 

2. Право собственности. 

3. Обязательства.

4. Брачно-семейные отношения. 

5. Уголовное право.

                         6. Судебный процесс.

1. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

2. В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

• наследование;

• получение в виде дара или находка;

• покупка;

• завоевание;                                                     

• ростовщичество;

• исполнение работы;

• получение милостыни;

• давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно  было только у собственника. Запрещалось  доказывать право собственности  ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя  обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.        

 

3. В законах Ману  рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

• договор займа;

• договор найма рабочей  силы;

• договор аренды земли;

• договор купли-продажи;

• договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливал нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего. Вследствие применения труда свободных наемных работников (кармкаров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье. Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.                                                  

 Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лицом в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.  

Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"