Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций
История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.
Эклога. В послеюстиниановский период наибольший подъем законодательной активности приходится на правление Македонской династии, но первой дополняющей кодификацией стал сборник под названием «Эклога» (избранные законы), подготовленный и изданный в 726 году.
Свод законов под названием «Эклога» был задуман как сокращенная выборка из законодательства времен Юстиниана. Ее составители сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала. Она состояла из 18 небольших титулов. Некоторые из них включали только по одной статье. Эклога не изменила классовой сущности византийского права, а лишь несколько усилила в нем феодальный элемент. Характерно, что в ней имелся специальный титул (VIII), посвященный рабам. Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей. Но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений.
В Эклоге уже в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений. Особенно глубоко христианские идеи проникли в брачно-семейное право. Эклога ввела неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формального согласия самих брачующихся, а фактически в связи с их малолетством – родителей. Брачный возраст был установлен 15 лет для мужчин и 13 – для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина занимала подчиненное место в семье. Но приданое и брачный дар, полученные женой, уже рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 наследства). Определялись 7 рядов наследников, которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.
Титулы Эклоги, посвященные договорному праву, упоминают лишь куплю-продажу, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключенный как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. Весьма кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем в аренду земли на срок, не превышающий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато весьма характерно упоминание в Эклоге о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.
Широкую разработку в Эклоге получил и другой типичный для развивающегося феодализма институт – эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или ограниченная аренда «на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания». Лицо, получившее эмфитевзис, как правило, землю (эмфитевт), обязано было уплачивать собственнику «без уверток» ежегодный взнос, а также заботиться о «сохранении и улучшении недвижимости». Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.
Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. В уголовное право было внесено много новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно этот титул Эклоги получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.
В Эклоге предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и т.д. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в «заговоре против него или против государства христиан». Такие лица рассматривались как намеревающиеся «все разрушить», а поэтому их в «тот же час должно предать смерти». Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии.
Эклога предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были ли эти преступления предумышленными или непредумышленными.
В Эклоге перечисляется
также ряд имущественных
Весьма разработанной и более жестокой была система наказаний. Достаточно часто
предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на свободных людей: отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление и т.п. Были известны позорящие наказания (острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.
Чрезмерная сжатость Эклоги, отсутствие в ней таких важных вопросов, как способы приобретения и потери права собственности, давность и др., приводили к тому, что, несмотря на ее большую практическую значимость, судом по целому ряду дел в последующем приходилось обращаться непосредственно к кодификации Юстиниана.
Помимо Эклоги, в VIII – IX вв. действовали следующие законы. Земледельческий закон (принят примерно в то же время, что и Эклога). Морской и Военный законы. Вошедшие в Земледельческий закон правовые нормы были направлены на урегулирование наиболее типичных конфликтов, возникавших в рамках сельских общин. Большое внимание в нем уделялось соблюдению границ смежных участков, последствиям самовольной распашки земли, обмену земельными участками. Об общинных порядках наиболее убедительно свидетельствует ст. 8., предусматривающая распределение земельных участков по жребию. Важное значение придается аренде земли и виноградников. В земледельческом законе особо оговариваются интересы государственной казны, взимающей с владельцев земельных участков подати, а также экстраординарные налоги (ст. 18, 19).
В казуистической манере сформированы многочисленные статьи этого закона, устанавливающие ответственность за кражу чужого скота, сельскохозяйственного инвентаря, за порубку чужого леса и т.п. В большинстве случаев кражи или порча чужого имущества влекли за собой только имущественные санкции, которые имели своей целью прежде всего возмещение причиненного вреда. Но в тех случаях, когда ущерб был особо значителен и тем самым угрожал развивающимся феодальным порядкам, применялись членовредительские и телесные наказания (отсечение руки у вора, поджигателя чужого сарая и т.п.) и даже смертная казнь: за сожжение из мести чужого гумна, за большинство краж, совершенных рабами.
Из других приложений к Эклоге наибольшее значение имел Морской закон. Он представляло собой записи морских правовых обычаев. В Европе он стал известен как Родосский морской закон, которым многие европейские страны пользовались с VII в. вплоть до XV в. Он содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию грузов в случае опасности на море, дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т.п. Военный закон регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц.
Прохирон. Дальнейшее развитие византийского права связано с законотворческой деятельностью императоров Македонской династии Василия I и Льва VI. Отменив Эклогу, составленную его политическими противниками – иконоборцами, Василий I предписал
вновь переработать Свод законов Юстиниана, исключить из него устаревшие положения, разъяснить трудные юридические термины и перевести их на греческий язык.
Результатом законодательных работ было издание в 879 г. Прохирона, который в последующие века был одним из наиболее авторитетных источников права Византии. Прохирон по сравнению с Экологой представлял собой более полный сборник законов (дополнительно было включено 17 титулов), но по юридической технике, по четкости расположения правового материала, его редакции он уступал последней. Хотя в предисловии к Прохирону Эклога именуется не «избранными», а «извращенными» законами, Василий I позаимствовал из нее ряд положений, особенно относящихся к уголовному праву.
Изменения, внесенные Прохироном в правовую систему Византии, не были существенными. Прохирон в некоторой степени отразил и новые условия византийского общества IX в. В нем более подробно излагается договорное право, вносятся некоторые изменения в семейное право (вводится предбрачный дар и т.п.).
Не менее примечательно сложилась судьба краткого руководства, известного в рукописной традиции под названием Эпаналога (переработанное повторение законов) и датируемого 884 – 886 гг. Как было обнаружено исследователями совсем недавно, под этим названием фигурировал сборник, подготовленный в 885 – 886 гг. комиссией под руководством константинопольского патриарха Фотия. Сборник состоял из 40 титулов и имел следующий порядок изложения: учение об императоре, патриархе и высших чинах административной иерархии; о судах, свидетелях и документах; о помолвке и браке; о приданном и дарениях между мужем и женой; о классификации юридических сделок; о завещании; о строениях и соседском праве; о преступлениях и наказаниях. При всей ее компилятивности, Эпаналога более подробно, а в некоторых деталях и по новому излагала ряд вопросов частного права. Но наиболее существенными были изменения, которые Эпанагога внесла в сферу публичного права. Был сформулирован ряд новых положений, как, например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства. Эти положения определяли взаимоотношения православной церкви и государства и были широко использованы в церковном праве.
Василики. Краткие своды византийского права не могли в полной мере удовлетворить потребности судебной практики, которая время от времени была вынуждена обращаться ко все более устаревающему Своду законов Юстиниана. При императоре Льве VI Мудром, правление которого отличалось оживлением юридической мысли, были завершены большие кодификационные работы, начатые еще при Василии I, по новой переработке всего законодательства Юстиниана. Составленные таким образом Василики (Базилики), т.е. царские законы, состояли из 60 книг (начаты при Василии I Макидонянине в 886 г. и окончены в 889 г.). Они представляли собой систематизированный и тематический свод законов, построенный путем последовательного изложения выдержек из Дигест, Кодекса и Новелл Юстиниана.
Четкая структура Василик облегчала пользование этим сводом. Несмотря на большой объем материала, помещенного в них, кодификация Юстиниана была отражена в Василиках неравномерно: имелись значительные пропуски, сокращения и искажения первоначального текста, который воспроизводился в основном через промежуточной источник – греческие схолии. Поэтому Василики не сразу заменили кодификацию Юстиниана, которая применялась в судах в XI в.
После составления Василик византийское право развивалось посредством законодательных актов императоров – новелл, хрисовул (императорских грамот). Существенные изменения были, например, внесены новеллами Льва VI Мудрого (886 – 912 гг.). Он разрешил государственным чиновникам бесконтрольно приобретать земли в подведомственным им округах, вновь снял запрет на взимание процентов, отменил конкубинат (длительное внебрачное сожительство с незамужней женщиной, допускавшееся древнеримским правом), запретил браки, не получившие одобрения церкви и т.п.
Заметное влияние на развитие поздневизантийского права оказали некоторые частные юридические компиляции, среди которых особенно выделялось «Руководство к законам», или «Шестикнижье» Константина Арменопула (около 1345 г.). Это руководство было весьма авторитетным в судах Византии, а после ее падения продалжало дествовать на территории Греции, Валахии и Молдавии. Шестикнижье признавалось действующим правом Бессарабии в XIX в. после ее присоединения к России.
Составной частью правовой системы Византии было церковное право, которое складывалось в основном из постановлений вселенских соборов и патриархов. На основе норм церковного права, а также частичного и императорского права составлялись сборники – Номоканоны (наибольшую известномть имел Номоканон, разработанный в VI в. Схоластиком), содержание которых периодически обновлялось. Номокононы оказали прямое воздействие на русское право, их переводы включались в «Кормчие книги».