Лекции по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:07, курс лекций

Описание работы

История государства и права зарубежных стран неразрывно связана с целым рядом юридических дисциплин:
теорией государства и права, которая базируется на обобщении истории государства и права. В свою очередь, история государства и права оперирует постулатами и понятиями, выработанными теорией государства и права.
историей отечественного государства и права, которая изучает российское государство и право с древнейших времен до сегодняшнего дня, и является составной частью всеобщей истории государства и права.
историей правовых и политических учений, которая изучает правовые и политические учения, связанные с государством и правом.

Файлы: 22 файла

Тема 1. Предмет и методология истории государства и права за.doc

— 97.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2. Государство и права стран Древнего Востока.doc

— 157.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3. Государство и право Древней Греции.doc

— 103.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4. Государство и право Древнего Рима.doc

— 130.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5. Государство и право Франков.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6. Средневековое государство и право Франции.doc

— 102.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7. Средневековое государство и право Германии.doc

— 99.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Государство и право Византии.doc

— 80.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Средневековое государства и право Англии.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

В 1295 г. был создан «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентов Англии. Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов. Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты. При этом 1) рыцари от графств стали заседать вместе с представителями городов в одной палате (палата общин) и отделились от 2) крупнейших магнатов, образовавших верхнюю палату (палату лордов). Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее – в палате общин.

Первое время возможности  парламента влиять на политику королевской власти были незначительные. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля.

Постепенно парламент  средневековой Англии в период сословной  монархии приобрел:

1) право на  участие в издании законов;

2) право решать вопросы  о поборах в пользу королевской  казны; 

3) право осуществлять  контроль над высшими должностными  лицами и выступать в некоторых  случаях в качестве судебного  органа.

Право законодательной  инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Король мог соглашаться с просьбами парламента или их отвергнуть. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента.

Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов, как высшим судом страны, обвинения против того или иного должностного лица короля в злоупотреблении властью. В этом случае парламентом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале».

На протяжении XIII в. происходит развитие нового исполнительного органа – Королевского совета. Он представлял собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Великий совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции.

В XIII в. главой королевской  администрации продолжал оставаться шериф, а в сотне – его помощник, бейлиф. Кроме них, представителями королевской администрации на местах были коронеры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях. Коронеры осуществляли расследование в случае насильственной смерти. Констебли были наделены полицейскими функциями.

С конца XIII в. окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей, или мировых судей. Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов. Мировые судьи контролировали цены на продукты питания, следили за единством мер и весов, вывозом шерсти, осуществляли надзор за проведением в жизнь законов о рабочих, еретиках и даже устанавливали размеры заработной платы.

Судоустройство. В XIII-XIV вв. высшими судами в Англии стали Суд королевской скамьи (уголовные дела), Суд общих тяжб (гражданские дела) и Суд казначейства, ведавший разбором гражданских дел, в которых одной из сторон выступала корона. С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорда – канцлера, который решал вопросы «по справедливости». В период сословно-представительной монархии разъездные судьи превратились из личных представителей короля в представителей центральных судов Англии. В течение года они 3-4 раза посещали графства и с участием присяжных заседателей разбирали судебные дела, контролировали поведение чиновников. Со второй половины XIII в. стали практиковаться судебные объезды специально для разбора дел по семейным искам – суды ассизов.

Значительную роль в отправлении  правосудия приобретают большое и малое жюри

присяжных заседателей. Большое, или обвинительное жюри оформилось в связи с процедурой опроса разъездными судьями обвинительных присяжных. Оно стало органом предания суду. Всего в Большом жюри было 23 члена. Единого мнения 12 членов жюри было достаточно для утверждения обвинительного акта против подозреваемого.

Малое жюри, состоящее  из 12 присяжных заседателей, стало  составной частью английского суда. Члены этого жюри участвовали в рассмотрении дела по существу и выносили вердикт, требовавший единогласия присяжных.

 

4. Абсолютная  монархия в Англии  XVI – XVII вв.

 

Государственный строй. Английский абсолютизм имел свои особенности, благодаря чему в литературе получил название «незавершенного». Незавершенность означала сохранение политических институтов, свойственных предшествующей эпохе. Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что наряду с сильной королевской властью в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям относятся сохранение местного самоуправления и отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на европейском континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия.

Центральными  органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были Король, Тайный совет и Парламент. Реальная власть сосредоточилось в  этот период полностью в руках  короля.

Тайный совет  короля, окончательно сложившийся в  период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.

Усилившаяся королевская  власть не смогла, однако, упразднить парламент. Его устойчивость была следствием союза джентри (новое дворянство) и буржуазии, основы которого были заложены в предшествующий период. Этот союз не позволил королевской власти, используя рознь сословий, ликвидировать представительные учреждения в центре и на местах. Верховенство короны во взаимоотношениях с парламентом было оформлено статутом 1539 г., который прировнял указы короля в совете к законом парламента. Хотя в 1547 г. парламент формально отменил этот статут, преобладание короны над парламентом

фактически  сохранилось.

В связи с  бурной колонизацией неанглийских территорий Британских островов система английского управления постепенно распространялась на всю Британию. В 1536-1542 г.г. в состав английского государства был окончательно интегрирован Уэльс. В 1603 г. под власть английской короны перешла северо-восточная провинция Ирландии – Ольстер. С 1603 г. в результате династического престолонаследования в личной унии с Англией (под властью одного короля) стала находиться Шотландия. Фактически это объединение было номинальным, и Шотландия сохраняла статус самостоятельного государственного образования.

Государство и церковь. С целью учреждения в стране церкви, подчиненной королевской власти, в Англии была проведена Реформация, сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризация). Парламент Англии при Генрихе VIII с 1529 по 1536 гг. принял ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности.

В конце XVI в. законодательным  путем было установлено содержание вероучения новой церкви, а также порядок богослужения. Таким образом, так называемая англиканская церковь перестала зависеть от римского папы и превратилась в часть государственного аппарата.

Высшим церковным  органом страны была Высокая комиссия. В ее состав наряду с духовными лицами входили члены Тайного совета и другие должностные лица. Основной задачей комиссии была борьба с противниками реформированной церкви. Реформированная церковь, сохранив немало черт католицизма как в структуре, так и в богослужении, превратилась в орган, задачей которого стала пропаганда учения о божественном происхождении власти короля.

Местное управление. Основные изменения в местном управлении в этот период выразились в учреждении должности лорда-лейтенанта и административном оформлении местной единицы церковного прихода. Лорд-лейтенант, назначаемый в графство непосредственно королем, возглавлял местное ополчение, руководил деятельностью мировых судей и констеблей.

Приход представлял  собой низовую самоуправляющуюся  единицу, сочетавшую функции местного церковного и территориального управления. Ведение церковных дел в приходе принадлежало настоятелю прихода. Вся его деятельность была поставлена под контроль мировых судей, а через них – под контроль органов управления графствами и центральных органов. Четвертные сессии мировых судей превратились в высшие инстанции по всем вопросам, относящимся к делам управления приходами. Значение собраний графств и роль шерифов, еще сохранившихся от прежнего периода, окончательно падают.

Судебная система. В период абсолютизма окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда  адмиралтейства. Помимо них создаются чрезвычайные суды, такие, как Звездная палата  и судебные советы в «мятежных» графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти. В последствии Звездная палата стала выполнять также функции цензора и органа надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными. Судебные советы, подчиненные Тайному совету, были созданы в тех районах Англии, где часто нарушалось «общественное спокойствие» (Уэльс, Шотландия).

Значительно расширилась  компетенция мировых судей за счет усиления их роли в управлении, преследовании преступников в судебных делах. Все уголовные дела предписывалось рассматривать разъездным и мировым судьям после утверждения по ним обвинительного акта большим жюри. Присяжные заседатели окончательно включались в состав суда. Имущественный ценз для них по закону Елизаветы I был повышен с 40 шиллингов до 4 фунтов стерлингов.

 

5. Право  средневековой Англии

В период раннего  феодализма в Британии, как и на континенте, основным источником права являлся обычай. Со временем стали появляться и сборники записей норм обычного права, например Правда Этельберта (около 600 г.), Правда Инэ (около 690 г.), Правда

Альфреда (871-901 г.г.), Законы Кнута (1017 г.).

На развитие английского права большое влияние  оказало нормандское завоевание 1066 г. Политика Вильгельма Завоевателя и его преемников, направленная на соблюдение «старинных добрых англосаксонских обычаев», послужила консолидация этих обычаев и традиций в рамках единой правовой системы, общей для всей страны и получившей впоследствии название «общего права».

Королевские разъездные суды при рассмотрении дел руководствовались  в основном обычаями, а также практикой местных судов. Обобщая разрозненные обычаи, судьи выработали общие нормы, принципы и подходы к рассмотрению трудовых споров. Таким образом складывалось «общее право», которое было неписанным и единым для всей Англии. Нормы «общего права» унаследовали в известной степени положения древнего англосаксонского права, нормандские обычаи, решения королевских судов по наиболее важным делам. Они воспринимали также правила международного торгового оборота, которые применялись в купеческих судах, например, о представительстве, страховании, товариществе и др., испытывали на себе влияние и канонического права. Английское феодальное право не подверглось практически влиянию римского права, которое не получило здесь такого распространения, как в странах континентальной Европы.

Нормы «общего  права» закреплялись путем записи отчетов  об отдельных судебных

решениях в  так называемых Свитках тяжб. В последние десятилетия XIII в. начитается регулярное составление серии отчетов, или «Ежегодников», которое продолжалось до 1535 г., когда на смену им пришли судебные отчеты частных составителей. В деятельности королевских судов большое значение имели королевские предписания, которые выдавались истцу за плату. Представляя собой определенную форму иска, они оказали немалое влияние на развитие «общего права». Возникшее на почве феодального общества XII-XIII в.в. «общее право» к V в. перестало соответствовать новым условиям, т.е. развитию капиталистических отношений.

Прямым следствием этого явилось формирование с XIV в. новой системы правовых норм – «права справедливости», более приспособленного к потребностям развивающегося торгового оборота. Механизм возникновения права справедливости состоял в том, что истцы, не нашедшие защиты своих прав в судах общего права, обращались «за милостью и справедливостью» к королю. Вскоре король перестал разбирать такие дела лично, а начал передавать их для решения лорду-канцлеру. Первый письменный приказ от имени самого канцлера, а не от имени короля появился в 1474 г. Со временем Суд лорда-канцлера стал приобретать все большее влияние, так как его деятельность не была строго связана правилами процедуры. Для возбуждения дела в Суде лорда-канцлера не требовалось получения дорогостоящего приказа, достаточно было заявления истца с изложением существа дела. Рассмотрение спора производилось без участия присяжных, что значительно ускоряло судопроизводство.

Формально лорд-канцлер не был связан действующим правом. Он применял нормы

«общего», римского или канонического права, исходя из «соображений справедливости». В XV в. наметились разногласия судов  «общего права» и «справедливости», главным образом из-за вмешательства канцлера в сферу действия «общего права».

В начале XVI в. разногласия  судов «общего права» и «права справедливости» проявились уже четко. Поводом для них стали запретительные приказы, посредством которых канцлер приобрел право вмешиваться в деятельность судов «общего права», ставя под сомнение правильность их решений и тем самым авторитет этих судов.

В конце XVI -начале XVII в. в результате усиления борьбы против королевского абсолютизма возник острый конфликт между судами «общего  права» и «судами справедливости». Судьи «общего права» выступили на стороне парламента против абсолютизма. Суд канцлера занял консервативную позицию и стал на сторону короля. Конфликт разрешился в пользу Суда канцлера, поскольку король Яков I признал приоритет норм «права справедливости» над «общим правом», что означало победу абсолютистских притязаний Стюартов.

Тема 10. Средневековое государство и право в странах Востока.doc

— 222.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11. Государство и право Англии в Новое время.doc

— 89.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12. Государство США В Новое время.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13. Государство Франции в Новое время.doc

— 109.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14. Государство Германии в Новое время.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15. Государство Японии в Новое время.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16. Становление национальных правовых систем XVII-XIX в.doc

— 196.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 17. Государство США в Новейшее время.doc

— 84.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 18. Государство Великобритании в Новейшее время.doc

— 90.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 19. Государство Франции в Новейшее время.doc

— 104.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 20. Государство Германии в Новейшиее время.doc

— 110.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 21.Государство Японии в Новейшее время.doc

— 59.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 22. Основные изменения в праве ведущих стран мира в Нов.doc

— 127.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Теории государства и права"